Десантник ссср второй мировой войны. Вдв в период великой отечественной войны. Белоусов Олег Михайлович

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

    В списке в алфавитном порядке представлены военачальники Красной Армии, которые в годы Великой Отечественной войны командовали армиями. В этот период армия представляла собой крупное войсковое объединение, предназначенное для решения оперативных… … Википедия

    Командующие фронтами высшие советские военачальники, руководившие оперативно стратегическими объединениями войск в оборонительных и наступательных операциях Великой Отечественной войны. Именно от их способностей к управлению крупными… … Википедия

    Тихоокеанский флот … Википедия

    Балтийский флот Годы существования 1703 г.. настоящее время Страна … Википедия

    Годы существования 1941 1945 Страна … Википедия

    Западный фронт ПВО Годы существования первое формирование 29 июня 1943 г. второе формирование 24 декабря 1944 г. Страна СССР … Википедия

    Вооружённые Силы СССР Вооруженные Силы СССР ‒ военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других… …

    Вооруженные Силы СССР военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других социалистических… … Большая советская энциклопедия

Оригинал взят у tov_boluta в Японские ВДВ во время Второй мировой войны.

Днем рождения японских воздушно-десантных сил следует назвать 22 апреля 1937 г., когда во время маневров были сброшены 88 парашютистов в полной выкладке.На основе полученного опыта было принято решение о начале подготовки развертывания частей ВДВ. Была создана парашютная школа, инструкторы которой занялись разработкой нормативов, однако дело шло туго, в основном из-за нехватки квалифицированного персонала. Имевшиеся в распоряжении армейского командования небольшие группы подготовленных парашютистов все же использовались по назначению (например, высаженный в 1938 году на китайском фронте разведывательно-диверсионный десант численностью 120 человек, чьи действия увенчались полным успехом), но в целом ситуация оставляла желать много лучшего.
Поэтому с 1940 года, в разгар подготовки к походу в «южные моря», группа высокопоставленных японских военных совершила ознакомительную поездку в союзные государства - Германию и Италию, где изучила опыт организации и применения воздушно-десантных частей. Возглавил делегацию генерал Т. Ямасита (Yamashita), с началом войны на Тихом океане осуществивший молниеносное вторжение в Малайю с широким использованием парашютных десантов.

Говоря о десантах второй мировой войны обыватели обычно вспоминают Крит - показательную порку британцев, слишком понадеявшихся на мощь своего флота.
Согласно либеральной версии истории победа немецких десантников была пирровой. Гитлер, узнав о потерях, ужаснулся и впредь крупные воздушные десанты в войне не использовал.
Однако сравнение безвозвратных потерь англичан и их союзников с потерями немцев не дает оснований поверить в эту версию.

Немецкие парашютисты на Крите проходят мимо тел убитых британских солдат...

Даже если поверить Википедии, то безвозвратные потери немцев 3 тыс. 986 человек, а безвозвратные потери англичан и их союзников 21 тыс. 80 чел.
Потери немцев меньше в семь раз!

Немецкие парашютисты несут контейнеры на Крите

На самом деле отсутствие крупных воздушных десантов немцев в последующие годы объясняется просто: главные военные события происходили на восточном фронте.
Смысл воздушного десанта в том, чтобы преодолеть по воздуху линию обороны противника, которую преодолеть иным способом невозможно или слишком затратно. Так, немцы почти не имели флота для высадки на Крит, поэтому переместились по воздуху.
Нам восточном фронте с его масштабами и скоростями передвижений войск необходимость в воздушных десантах у немцев не возникала.
Красная армия, противника, воздушные десанты активно применяла в битве под Москвой.

Советские десантники у самолета ТБ-3

Во время контрнаступления ставка была сделана не на один концентрированный удар, а на множество мелких. В условиях не готового к зиме наступающего противника такой оперативный прием оказался относительно эффективным.
И воздушные десанты в этом контрнаступлении сыграли важную роль.
Важную роль сыграла и днепровская воздушно-десантная операция в 1943 году. Задача ставилась десантникам та же - перехват тыловых коммуникаций противника. Однако негативную роль сыграла плохая разведка - десант был высажен на участке изобилующем войсками и тяжелыми вооружениями противника. И в этом случае, как и в вяземской воздушно-десантной операции, десантникам долго пришлось вести бои в окружении, пока не удалось соединиться с основными силами.

Однако самыми невезучими десантниками следует считать десантников наших союзников. Их воздушные десанты были куда многочисленней, чем советские и немецкие. Так во время под прикрытием массированных ударов авиации союзники высадили парашютный десант: северо-восточнее Кана 6-ю британскую воздушно-десантную дивизию, а севернее Карантана — две американские (82-ю и101-ю) дивизии.
В результате , немецкие войска были сконцентрированы вдали от места высадки. Поэтому воздушные десанты почти без затруднений.

Посадка парашютистов 1-й военно-воздушной врмии союзников в самолет C-47 «Skytrain» перед началом операции «Маркет-Гарден».

Ободренные норманнской «халявой» англо-американцы . Однако в этот раз немецкие генералы напуганные судами и расстрелами над заговорщиками, «подыгрывать» англо-американцам не стали.

Высадка десантников 82-й воздушно-десантной дивизии США с самолетов С-47 «Скайтрейн» в ходе операции «Маркет Гарден».

Всего в тылу немцев было высажено 34876 солдат и офицеров, 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств из состава 1-й воздушно-десантной армии.

Неудачное приземление американского парашютиста. Идет высадка 1-й воздушно-десантной армии союзников во время операции «Маркет-Гарден».

Немного отвлекусь и поясню тем, кто плохо ориентируется в численности армий, корпусов, дивизий разных стран того периода. Советский корпус ВДВ того периода состоял из бригад и соответствовал по численности примерно немецкой или американской дивизии.
Поэтому оцените масштабы: советские десанты были в масштабе бригад, немецкий - в составе дивизий, союзный десант - это десант целой армии!!!
Немецкие генералы, вопреки ожиданиям союзного командования не открыли дорогу на Берлин, союзный десант был разгромлен и Берлин простоял до мая 1945 года!
Пожалуй самыми эффективными воздушными десантами второй мировой войны следует назвать десанты советских войск в Маньчжурии.

В конце второй мировой войны было высажено более 20 воздушных десантов, численностью 17 тыс. человек в центральные города Маньчжурии, на Ляодунском полуострове и в Северной Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах. Большинство десантов были посадочными.
Эти десанты разоружали гарнизоны без боя и даже захватили в плен японскую марионетку китайского императора Пу И.

Необычный характер воздушно-десантных операций диктовал разработку необходимого специализированного снаряжения, что в свою очередь вело к расширению возможностей военного искусства в целом

Операции германских парашютно-десантных войск во Второй мировой войне предъявляли противоречившие друг другу требования к вооружению и снаряжению. С одной стороны, парашютистам требовалась высокая огневая мощь, которую они могли бы продемонстрировать в бою, чтобы действовать решительно и с максимальной эффективностью, но, с другой стороны, доступный им арсенал
ограничивался крайне невысокой грузоподъемностью средств десантирования — как самолетов, так парашютов и планеров.

Во время десантной операции парашютист прыгал из самолета практически безоружным, если не считать пистолета и дополнительных патронташей. Когда же парашютисты вводились в бой путем планерного десантирования, вместимость и аэродинамические характеристики планеров Гота DFS-230 диктовали свои ограничения — летательный аппарат мог вместить 10 человек и 275 кг снаряжения.
Противоречие это так никогда и не удалось преодолеть, особенно в той части, которая касается полевых артиллерийских орудий и зениток. Однако располагавшие мощными техническими ресурсами немецкие компании, такие, как концерны «Рейнметалл» и «Крупп», нашли немало инновационных решений проблем, связанных с мобильностью и ударной огневой мощью парашютных частей. На земле часто было сложно отличить снаряжение парашютистов от принятого в сухопутных войсках Вермахта, однако специализированное вооружение все же появлялось, причем оно не просто увеличивало боевой потенциал парашютистов, но и влияло на развитие военного снаряжения и вооружения грядущей половины XX столетия.

Обмундирование

Защитное облачение имеет очень важное значение для того, кто прыгает с парашютом, и для парашютистов оно начиналось с высоких, закрывающих щиколотку ботинок. Они имели толстые резиновые подошвы, очень удобные, хотя не подходившие для длительных пеших переходов, и обеспечивали хорошее сцепление с полом внутри фюзеляжа самолета (поскольку в них не применялись большие сапожные гвозди, обычно характерные для такого рода обуви, поставляемой солдатам других родов войск). Изначально шнуровка находилась по бокам, чтобы избежать зацепления парашютными стропами, однако постепенно разобрались, что в этом нет необходимости, и после операций на Крите в 1941 г. изготовители стали поставлять парашютистам ботинки с традиционной шнуровкой.


Поверх боевой формы парашютисты надевали непромокаемый брезентовый комбинезон длиной до бедер. Он подвергался разным усовершенствованиям и был призван обеспечивать дополнительную защиту от влаги при прыжках, а также больше подходил для того, чтобы надевать на него подвесную систему.

Поскольку приземление всегда являлось одним из самых рискованных этапов прыжка для парашютиста, его форма снабжалась специальными наколенниками и налокотниками. Штанины комплекта боевой формы имели по бокам на уровне коленей небольшие прорези, в которые вставлялись брезентовые утолщения, подбитые растительным пухом. Дополнительную защиту давали внешние «амортизаторы» из покрытой кожей пористой резины, которые фиксировались с помощью ремешков или завязок. (Как от утолщений, так и от самого комбинезона после приземления обычно избавлялись, хотя комбинезон иногда оставляли, чтобы надевать поверх него портупею.) Брюки имели небольшой кармашек как раз над уровнем колен, в который помещался важный для десантника нож-стропорез.


Нож стропорез Fliegerkappmesser - FKM


1 - Каска М38
2 - Прыжковая блуза с "оскольчатым" узором с нарукавными знаками различия
3 - Брюки M-37
4 - Противогаз M-38 в брезентовой сумке
5 - 9 mm MP-40 SMG
6 - Подсумки для магазинов к MP-40 на поясе
7 - Фляга
8 - Сухарная сумка М-31
9 - Складная лопата
10 - Бинокль Ziess 6x30
11 - Ботинки


По мере того как война набирала темп, форма парашютистов приобретала все больше отличительных признаков обмундирования солдат сухопутных войск. Этот повидавший виды солдат, однако, по-прежнему носит свою особенную парашютистскую каску, по которой десантников легко было узнать среди прочих немецких частей.

Наверное, самым важным элементом защитного снаряжения. незаменимым как для прыжков, так и для боя, являлась специфическая десантная каска. В общем и целом она представляла собой обычную каску немецкого пехотинца. но без козырька и опускавшихся вниз полей, защищавших уши и шею, снабженную амортизирующим подшлемником и прочно фиксирующим ее на голове бойца подбородным ремешком.


Немецкая десантная каска



Подшлемник парашютного шлема



Схема устройства немецкой десантной каски

Поскольку в большинстве случаев парашютистам приходилось довольно длительное время вести бои без возможности получить снабжение, важной для них считалась способность нести большое количество дополнительных боеприпасов.


Немецкий десантник с патронташем

Парашютистский патронташ специальной конструкции имел 12 кармашков, соединявшихся по центру брезентовым ремешком, который накидывался на шею, а сам патронташ свисал на грудь так, что боец имел доступ к кармашкам с двух сторон. Патронташ позволял парашютисту нести около 100 патронов для винтовки Каг-98к, которых должно было хватить ему до следующей выброски снаряжения или прибытия подкреплений. Позднее в процессе войны появились патронташи с четырьмя большими кармашками, в которых помещалось до четырех магазинов для винтовки FG-42.

Парашюты

Первым парашютом, поступившим на вооружение германских десантников, стал ранцевый парашют принудительного раскрывания RZ-1. Созданный по заказу Управления технического снаряжения Министерства авиации в 1937 г., RZ-1 имел купол диаметром 8,5 м и площадью 56 кв. метров. При разработке данного средства десантирования за основу была принята итальянская модель «Сальваторе», в которой стренги парашюта сходились в одной точке и от нее V-образиой тесьмой крепились к поясу на талии парашютиста двумя полукольцами. Неприятным следствием такой конструкции являлось то, что парашютист повисал на стропах в нелепом наклонном положении лицом к земле — это также обуславливало технику совершения прыжка головой вперед из самолета, чтобы снизить воздействие рывка при раскрытии парашюта. Конструкция заметно уступала парашюту фирмы «Ирвин», которым поль.зов;1лись парашютисты союзников и летчики Люфтваффе и который давал возможность человеку находиться в вертикальном положении, будучи поддерживаемым четырьмя вертикальными лямками. Кроме всего прочего, таким парашютом можно было управлять, подтягивая поддерживающие стропы подвесной системы, что позволяло разворачиваться по ветру и контролировать направление спуска. В отличие от десантников большинства других стран германский парашютист не мог оказывать никакого влияния на поведение парашюта, так как не имел возможности даже дотянуться до лямок у себя за спиной.

Еще одним недостатком RZ-1 были четыре пряжки, которые предстояло расстегнуть десантнику, чтобы освободиться от парашюта, не оснащенного в отличие от аналогичного рода изделий союзников системой быстрого сброса. На практике это означало, что парашютиста часто тащило по земле ветром, в то время как он предпринимал отчаянные усилия для того, чтобы поскорее расстегнуть пряжки. В таких ситуациях бьио проще перерезать стропы парашюта. С этой целью у каждого парашютиста начиная с 1937 г. имелся «каппмессер» (нож-стропорез), хранившийся в специальном кармашке брюк боевого обмундирования. Лезвие пряталось в ручке и открывалось простым поворотом ее вниз и нажимом на фиксатор, после чего лезвие вставало на место под действием силы тяжести. Это означало, что нож позволял применять его одной рукой, что делало его важным предметом в наборе средств десантирования.
Вслед за RZ-1 в 1940 г. пришел RZ-16, отличавшийся несколько усовершенствованной подвесной системой и техникой действия вытяжного фала. Между тем основным парашютом до конца войны оставался поступивший на вооружение в 1941 г. RZ-20. Одним из его главных достоинств являлась более простая система пряжек, которая вместе с тем строилась на все той же проблематичной конструкции «Сальваторе».


Система быстроразъемных пряжек на немецком парашюте RZ20



Немецкий парашют RZ-36

Позднее производился и другой парашют, RZ-36, который, однако, нашел лишь ограниченное применение в ходе операции в Арденнах. Треугольной формы RZ-36 помогал контролировать «раскачивание маятника», типичное для парашютов предыдущих моделей.
Несовершенство парашютов серии RZ, не могло не скатываться на эффективности десантных операций, проводимых с их применением, особенно в том, что касалось полученных при приземлении травм, вследствие чего сокращалось количество бойцов, способных принимать участие в боевых действиях после высадки.

Немецкие десантные контейнеры


Немецкий контейнер для десантирования снаряжения

В ходе парашютно-десантных операций практически все вооружение и снабжение сбрасывалось в контейнерах. До операции «Меркурий» существовали контейнеры трех габаритов, при этом меньшие применялись для транспортировки более тяжелых военных грузов, таких, как, скажем, боеприпасы, а большие — для более крупных, но легких. После Крита эти контейнеры были стандартизированы — длина 4,6 м, диаметр 0,4 м и вес груза 118 кг. Для защиты содержимого контейнера в нем имелось дно из гофрированного железа, которое сминалось при ударе и выполняло функцию амортизатора. Кроме того, грузы прокладывались резиной или войлоком, а сами контейнеры за счет подвески поддерживались в заданном положении или же помещались внутрь других контейнеров.



Откопанный из земли десантные контейнеры

Взводу из 43 человек требовалось 14 контейнеров. Если отсутствовала необходимость вскрывать контейнер немедленно, его можно было нести за ручки (всего четыре) или же катить на тележке с резиновыми колесами, входившей в комплект каждого контейнера. Одной из версий служил контейнер в форме бомбы, он применялся для легких грузов, которые было трудно повредить. Они выбрасывались с самолетов как обычные бомбы и, хотя оснащались тормозным парашютом, не имели системы амортизаторов.


Немецкий десантный контейнер для снаряжения найденный в реке черными копателями

Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

17 сентября 1944 года началась одна из самых рискованных по замыслу операций Второй мировой войны. Парашютисты трех воздушно-десантных соединений англо-американских войск, сведенные в новую 1-ю союзную воздушно-десантную армию, провели высадку в нескольких районах оккупированной немцами Восточной Голландии с целью захватить мосты через основные водные преграды, открывающие путь механизированным частям союзников для удара в тыл германской армии. Если бы все прошло по запланированному сценарию, то развязка войны могла стать совершенно иной. Мир наступил бы уже в декабре 1944-го.


Блицкриг от фельдмаршала Монтгомери

К концу августа 1944 года англо-американское командование было полностью уверено в своей победе. После ожесточенных боев во Франции отступление частей немецкой армии, казалось, подтверждало предсказания государственных деятелей союзников о том, что до конца сопротивления гитлеровских войск осталось совсем немного. Враг загнан в свое логово, и надо лишь сделать последний решительный шаг, чтобы добить его окончательно. С высоты дней сегодняшних, конечно, трудно поверить в такие высказывания, однако на тот момент большинство англичан и американцев верило, что война в Европе закончится через несколько месяцев. И у них были на это очень веские доводы.

Темпы наступления за три летних месяца ошеломили даже самых неприступных скептиков. При планировании операции «Оверлорд» (высадка союзников в Нормандии и открытие Второго фронта) предполагалось, что для достижения франко-бельгийской границы понадобится не менее полугода. А эту программу удалось выполнить менее чем за 100 дней. К тому же успех наступления Красной Армии в Белоруссии и Румынии не позволял вермахту перебросить подкрепление с Восточного фронта.

К началу сентября союзные армии, наступавшие «стратегией широкого фронта», освободили южные районы Бельгии, Голландии и даже вступили на немецкую землю, где, правда, тут же и остановились. Наступление выдохлось – стали сказываться проблемы со снабжением. Как часто это бывает, тыловые обозы не поспевали за быстро движущимися передовыми частями. Поэтому сил и средств могло хватить на удар только в одном направлении. И здесь в командовании союзных войск возникли разногласия. Как говорится, каждый тянул одеяло на себя.

Американский генерал Джордж Смит Паттон-младший и английский фельдмаршал сэр Бернард Лоу Монтгомери Аламейнский предлагали недавно назначенному главнокомандующему объединенных союзных войск в Европе генералу Дуайту Эйзенхауэру оригинальные планы окончательного уничтожения немецкой армии. Паттон считал, что лучшим местом для последнего удара будет Мец, откуда он планировал прорвать линию немецких укреплений, более известных как «линия Зигфрида». Монтгомери, напротив, предлагал избежать лобовой атаки на немецкие укрепления, обойдя их с севера, освободив Голландию, войти в район Рура – главной промышленной кузницы Германии. Откуда до Берлина рукой подать. Второй вариант к тому же мог решить и проблему с тыловым обеспечением, которая с каждым днем становилась все более ощутимой. Его в конечном счете и выбрали.
На совещании союзного командования 10 сентября фельдмаршал Монтгомери продемонстрировал свой план удара в тыл Германии, с итоговой целью покончить с войной до Рождества – операцию «Market Garden» («Огород»).
Ставка на десант

Само название операции подразумевало две ее составляющих. Фазу «Market» и фазу «Garden».
По плану, получившему наименование «Market», парашютистам предстояло узкой «ковровой дорожкой» высадиться в юго-восточной части Нидерландов на участке Эйндховен - Арнем. Удаление мест выброски от линии фронта - 60-90 км. Главная цель – захват мостов через реки Доммель, Аа, Маас, канал Вильгельмины, канал Маас - Ваал и далее к Рейну. По захваченным переправам с имевшегося в районе Неерпельта плацдарма на северном берегу канала Маас - Шельда должны были устремиться к германской границе части XXX английского корпуса. Эту часть операции назвали «Garden».

Три сектора – одна задача
Американская 101-я воздушно-десантная дивизия генерал-майора Максвелла Тейлора должна была высаживаться к северу от линии фронта, в самом большом секторе – «Эйндховен», длина которого составляла почти двадцать пять километров, чтобы взять мосты к северо-западу от Эйндховена и в районе города Вегель.

За 82-й воздушно-десантной дивизией генерал-майора Джеймса Гейвина, самого молодого в армии США командира дивизии, закреплялся сектор «Неймеген». В районе длиной около 15 километров необходимо было взять под контроль три важных для союзников объекта – большой автомобильный мост через реку Маас около города Граве, любой из четырех мостов через канал Маас-Ваал и автомобильный мост через реку Ваал в центре города Неймеген. Кроме этого десантники Гейвина должны были занять возвышенность юго-восточнее Неймегена, известную как Грусбикские высоты.
Самый северный и самый отдаленный Арнемский сектор должны были очистить от немцев британские «Красные дьяволы» генерал-майора Роберта Эркьюарта. Здесь главной целью десанта был автомобильный мост в центре Арнема – последняя водная преграда на пути в Берлин. Все усилия десантников должны были быть направлены на захват и удержание этого современного, построенного в 1935 году сооружения. Во время немецкой оккупации мост был взорван и практически всю войну находился в нерабочем состоянии. Однако его восстановили за несколько недель до начала операции.

Необходимо отметить, что каждому из секторов была присуща своя специфика, соответственно индивидуальным было и распределение сил и техники.
По плану парашютисты 101-й дивизии уже в течение первого дня должны были соединиться с силами ХХХ корпуса. Поэтому количественно десант в Эйндховенском секторе был меньше, чем в других секторах.
В «Неймегене» важно было удерживать стратегически важные Грусбикские высоты, поэтому частям 82-й дивизии были дополнительно приданы артиллерия и инженерно-саперные подразделения.

Силы же англичан, которым предстояло продержаться дольше всех, в несколько раз превышали по численности силы обеих американских дивизий вместе взятых. Кроме того, 1-ю парашютную дивизию усилили солдатами 1-й польской отдельной парашютной бригады генерал-майора Станислава Сосабовского.
Всего в район выброски должно было отправиться около 35 000 человек.

Кто не рискует…
До «Market Garden» все крупные парашютные операции проводились в ночное время или рано утром. Предполагалось, что темное время суток позволяет обеспечить парашютистам необходимый эффект внезапности. Впрочем, после выброски войск в Нормандии этот вопрос решили пересмотреть. В темное время суток зачастую пилоты самолетов сбивались с курса и высаживали десант не в назначенных местах. К тому же в это время затруднялся сбор подразделений на земле. Решено было производить высадку днем.

Большому количеству десанта требовалось соответствующее количество транспортных средств. В тыл противника предстояло высадить не только солдат, но и технику и грузы. Для осуществления такой переброски необходимо было задействовать всю транспортную авиацию союзников. Единственным выходом руководство посчитало осуществить десантирование в две волны.
При этом никто не захотел слушать доводы о том, что часть сил первой волны, вместо того чтобы приступить к выполнению основной задачи, должна будет охранять район выброски парашютистов второй волны. То есть сутки бездействовать. Но здесь основная ставка делалась на то, что вермахт после перенесенного разгрома и длительного отступления из Франции дезорганизован и не сможет оказать достойного сопротивления.
Между тем немцы, наоборот, времени даром не теряли. По приказу Гитлера в район, который предстояло союзникам штурмовать, была дополнительно направлена наспех созданная 1-я парашютная армия люфтваффе (около 18 тысяч человек), а также 2-й танковый корпус войск СС (около 7 тысяч человек). Конечно, их боевая подготовка была далека до совершенства, однако по роковому стечению обстоятельств эти подразделения оказались в нужное время в нужном месте. К тому же за несколько дней до операции части вермахта провели учения с боевой стрельбой, чтобы новобранцы не растерялись в бою.

Кстати, немецкие приготовления в упор не хотела замечать английская разведка, несмотря на поступающие сведения от членов голландского Сопротивления о концентрации большого количества танков и пехоты в районе Арнема.

Сюрприз «Market Garden»
Официальные данные свидетельствуют, что 17 сентября с разных взлетных полей для выполнения плана «Market Garden» в воздух поднялись 1344 транспортника, 491 десантный планер (при соответствующем числе буксировщиков), 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей. Вторая волна, стартовавшая на следующее утро, насчитывала 1360 «дакот» и 1203 планера с буксировщиками. Всего в тылу противника было высажено 34876 солдат и офицеров, 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств. За всю операцию в расположение трех воздушно-десантных дивизий было доставлено 5227 тонн грузов.

Для ликвидации угрозы средств ПВО в ночь на 17 сентября бомбардировочная авиация союзников нанесла интенсивный удар по северогерманским аэродромам, сбросив боле 800 тонн авиабомб. Утром около сотни английских бомбардировщиков в сопровождении истребителей подвергли бомбардировке немецкие береговые батареи в районе предполагаемых трасс перелета.

В 12.30 первые подразделения парашютистов прибывают в сектора высадки. Разведчики должны установить сигналы для планеров. Зажигаются дымовые шашки, расстилаются цветные полотнища.

С 13.00 до 13.30 во всех районах происходит выброска основных сил.
Для немцев появление в небе союзных парашютистов стало настоящим сюрпризом. Вот как описывает это в книге «Воздушно-десантные войска во Второй мировой войне» Юрий Ненахов.

«Старший офицер штаба Моделя, полковник фон Темпельхофф, подошел к настойчиво звонящему телефону. В это время дом внезапно сотрясли мощные разрывы тяжелых авиабомб, полетели осколки оконных стекол. После секундного замешательства генералы и офицеры кинулись на пол, услышав гул очередной волны самолетов. Вскоре стало ясно, что это не бомбежка - небо над городом буквально потемнело от армады низко летящих транспортных самолетов. Встревоженный Темпельхофф ворвался в апартаменты Моделя со словами: «Полное свинство - над нами одна или две дивизии парашютистов!». Отдав приказ: «Всем убираться - сбор в Терборге!», Модель поспешно прыгнул в свою тяжелую штабную машину. Промчавшись на полной скорости десяток километров, он благополучно вырвался из зоны высадки вражеского десанта и вскоре прибыл в штаб 2-го танкового корпуса СС, где немедленно начал организацию противодействия нападению союзников.

Подобно Моделю, внезапное нападение с воздуха застало врасплох и других высших немецких командиров в Нидерландах: командующий войсками в Голландии Христиансен в это время обедал в амстердамском ресторане; командующий 1-й парашютной армией генерал ВВС Штудент находился в глубоком тылу, в Эссене.

Комендант Арнема генерал-майор Куссин, осознав случившееся, счел ситуацию столь тревожной, что лично выехал на рекогносцировку, во время которой был перехвачен группой британских парашютистов».

В Арнеме не все идет спокойно
К 15.00 все силы десанта были сгруппированы и приступили к выполнению задач.
Основные силы британцев приземлились в районе, удаленном от своей главной цели - моста через Рейн у Арнема - более чем на 10 километров. Время, затраченное на сбор войск и марш к объекту атаки, лишило англичан главной выгоды воздушно-десантной операции - момента внезапности.
Спустя полчаса у «Красных дьяволов» возникли первые серьезные проблемы. Радиостанции дают необъяснимые сбои. Связь была потеряна практически со всеми подразделениями. На пути в Арнем в засаду попал авангард дивизии - разведэскадрон, движущийся на джипах. Остановлено было наступление и двух других батальонов. Только парашютистам 2-го батальона во главе с подполковником Джоном Фростом удалось достичь главной цели - автомобильного моста в Арнеме и начать готовиться к обороне. В этом ключевом пункте было немедленно установлено несколько 57-мм противотанковых пушек, простреливавших мост и подступы к нему на противоположном берегу Рейна.
Второй эшелон десанта, высаженный в полдень 18 сентября, не смог улучшить положение. Ночью немецкие соединения сумели подтянуть дополнительные силы в район Арнема. Это вынудило десантников перейти к обороне, они окончательно утратили инициативу. 19 сентября основные силы дивизии, оставив слабый заслон, блокированный у Арнемского моста, отошли к предмостному укреплению в районе Остербека на северном берегу реки. Здесь разделенные на две части, не имеющие достаточного количества противотанковых средств, ценой героических усилий десантники сумели отразить массированную атаку 9-й танковой дивизии СС.

Помощь идет. Не спеша
Куда лучше шли дела у американцев. Несмотря на встречный огонь, десантникам 82-й дивизии удается захватить мост через Маас около Граве, а к вечеру под контроль переходит мост в Нюмене. Но из-за задержки в зоне высадки для зачистки прилегающих территорий не выполнена основная цель – не взят мост в Неймегене.

В районе Эйндховена части 101-й дивизии, не встречая сопротивления, взяли под контроль мост в Сент-Уденроде и вошли в Вегель.
В это время после получения сведений об удачном исходе высадки командир XXX британского армейского корпуса генерал-лейтенант Брайан Хоррокс, чьи силы превосходили противника по пехоте в два раза (по танкам и авиации численное преимущество было абсолютным), начал наступление с Неерпельтского плацдарма. В 14.00 четыреста тяжелых орудий начали обстрел позиций противника, а через полчаса колонна, насчитывавшая в своем составе 20 тысяч транспортных средств, двинулась на северо-восток.

Наступление английских войск (гвардейская бронетанковая и две пехотные дивизии) развивалось по одному-единственному шоссе, так как местность справа и слева от него была непроходимой для танков. Хоррокс не ожидал серьезного сопротивления со стороны немцев. На практике все обернулось по-другому. Уничтожение одного идущего впереди танка влекло за собой образование пробки и остановку всей колонны. На очистку дороги и продолжение марша всякий раз уходило много времени и сил, так что 17 сентября англичане прошли всего 6-8 километров, а к южной окраине Эйндховена авангард корпуса подошел только к исходу следующего дня.

Замедление темпов продвижения сухопутных сил поставило десантников под удар.

Не по плану
Положение частей 1-й дивизии в целом продолжало быстро ухудшаться. 19 сентября в течение дня англичане потеряли все средства радиосвязи и распылили свои силы, оставив некоторые подразделения без руководства и поддержки с воздуха. В Арнеме изолированные группы десантников вынуждены были вести ожесточенные уличные бои. Генерал Эркьюарт бездеятельно провел 36 часов, лежа под обстрелом на одном из низких городских чердаков. Действия британцев нельзя оценить иначе, как полный хаос.

В это время сухопутные войска союзников установили контакт с американскими десантниками 82-й дивизии в секторе «Неймеген», форсировав захваченные ранее мосты через канал Зейд-Виллемсварт и реку Маас, пройдя, таким образом, всего лишь полпути до Рейна. Совместными усилиями был взят автомобильный мост в Неймегене.
Оставшиеся немецкие подразделения отошли на север и спешно начали устанавливать линию обороны в районе городка Эльст. В первые часы после падения моста в Неймегене 17-километровый участок между Неймегеном и Арнемом был практически не защищен. Дорогу английским танкам перекрывала всего одна противотанковая позиция, устроенная за городком Лент. Однако наступательный порыв гвардейских гренадеров уже был исчерпан. (После успешного захвата моста в Неймегене главной задачей 82-й парашютной дивизии - совместно с частями ХХХ корпуса - стала охрана сектора от немецких контратак, что в принципе у них получилось выполнить лучше всех.)

Союзное главное командование получило от голландских подпольщиков радиограмму о критической ситуации, сложившейся в районе действий британского десанта. Подтянув все наличные силы, английские бронетанковые дивизии приготовились на следующий день к последнему решающему броску на Арнем, куда по плану они должны были прибыть в течение первых суток наступления.

Держаться до конца
Утром 20 сентября «Красные дьяволы» по приказу командира дивизии начинают двигаться в Остербейк, чтобы создать район обороны вокруг городка. Тем самым прекращаются попытки прорваться к окруженному батальону Фроста, удерживающему южную часть моста в Арнеме.

План генерала Эркьюарта был прост: контролировать полосу берега порядка 2,5 км в длину, которую в дальнейшем можно использовать в качестве плацдарма для ХХХ корпуса. Таким образом, главная цель операции – переброска войск через Рейн – несмотря ни на что будет достигнута. Но этому не суждено было сбыться.
Спустя семьдесят часов тяжелого ближнего боя оставшиеся в живых 120 человек 2-го батальона утром 21 сентября все же были выбиты с Арнемского моста.
Началось соревнование в скорости. В то время как командующий немецкой группировкой генерал Модель сосредоточил все усилия на ликвидации 1-й воздушно-десантной дивизии, пока на помощь ей не подошли силы XXX корпуса, англичане безостановочно атаковали его заслоны в районе Неймегена, чтобы прорваться к своим десантникам, ведущим бой у переправы, и занять-таки Остербекский плацдарм. Для усиления частей, сражающихся в окрестностях города, в этот же день под Эльстом и Дрилом была произведена выброска резерва - 1-й польской парашютной бригады. Погода позволила осуществить высадку примерно 1000 человек.

22 сентября немецкие части прекратили атаковать осажденных в лоб и перешли к артобстрелу позиций, который не прекращался все утро. Усилился и снайперский огонь. Отдельные атаки позволяли немцам в течение следующих трех дней частично сужать район обороны, но понесенные потери не соответствовали результатам. Даже прибытие в Остербейк тяжелых танков «Королевский тигр» принципиально не изменило ситуацию.
В этот же день произошел первый контакт сил «Market» и «Garden» в секторе. Хотя броневой кулак ХХХ корпуса застрял возле городка Эльст, бронеавтомобили 2-го кавалерийского полка отыскали окружной путь и встретились с польскими десантниками в Дриле.

С наступлением темноты поляки предприняли попытку переправы через Рейн. В ход были пущены все переправочные средства – несколько резиновых лодок, каучуковые пояса, плотики, сооруженные из подручных материалов. Немцы обнаружили и обстреляли импровизированную переправу из пулеметов и минометов. К утру субботы на северный берег переправилось всего 52 человека.

Черная пятница
22 сентября стал тяжелым днем и в секторе Эйндховен. Позже генерал Хоррокс назовет этот день «черной пятницей». По всему фронту немцы провели ряд контратак, чтобы нащупать наиболее уязвимое место в обороне союзников.
Первым был атакован Вегель. Оборонявшим его подразделениям 501-го полка 101-й дивизии оказалось не под силу остановить наступление немцев. На помощь парашютистам был отправлен 44-й танковый полк из состава ХХХ корпуса, а также часть 506-го полка той же парашютной дивизии. После многочасового боя контрнаступление немцев удалось остановить, но ситуация северо-восточнее оставалась тяжелой. Была блокирована дорога из Эйндховена в Неймеген, получившая прозвище «Адское шоссе».

В субботу немцы вновь попытались отбить Вегель, но были отброшены. Тем не менее часть дороги все еще находилась под их контролем.
Для возобновления движения по шоссе генерал Хоррокс отозвал из-под Неймегена 32-ю гвардейскую бригаду с задачей атаковать с севера части противника и открыть коридор. Первоначально эта бригада должна была выйти в Дриль и обеспечить постановку наплавных мостов через Рейн, но не успев даже сосредоточить силы для удара на север, вынуждена была снова возвращаться на юг. Бригада вернулась в Уден около 17.00 23 сентября. Совместная атака с двух направлений позволила вновь открыть коридор.

Несмотря на значительные потери в субботу, с утра воскресенья 24 сентября немцы вновь предприняли попытку перерезать жизненно важное для союзников «Адское шоссе».

У деревушки Эрде западнее Вегеля в бой вступили немецкие парашютисты. С трудом этот населенный пункт удалось отстоять. Зато южнее, у городка Куверинг, на стыке 501 и 502-го парашютных полков, коридор снова оказался блокирован. К вечеру немецкие войска вышли непосредственно к шоссе, сожгли колонну английских грузовиков и полностью остановили движение по трассе. Союзникам опять пришлось отвлекать силы с основного направления удара, чтобы залатать дыры в обороне (но это удалось сделать только к 27 сентября).

Неудачи в этом секторе стали одним из решающих факторов в судьбе операции «Market Garden».

Падение «Арнема»
23 сентября ситуация в секторе «Арнем» практически не изменилась. Силы парашютистов таяли. Однако они продолжали яростно отбивать немецкие атаки.
Во второй половине дня в небе показались самолеты с грузами снабжения 1-й парашютной дивизии. Это был последний массовый вылет транспортных самолетов. Потеряв 8 машин, летчики, однако, мало чем помогли парашютистам. Основная часть сброшенных грузов снова оказалась у немцев.
Все же через неделю обескровившего обе стороны сражения английское командование отказалось от планов удержать предмостное укрепление в Остербеке. 25 сентября Эркьюарт получил приказ ночью покинуть свои позиции и отступить за реку к Неймегену. Переправа через Рейн была проведена на десантных лодках под покровом темноты.

Операция «Market Garden» закончилась утром 26 сентября, когда через восемь суток тяжелейших боев 2400 изнуренных солдат - остатки 1-й дивизии - достигли Неймегена. Провалившийся план, на который возлагалось столько надежд, стоил жизни, здоровья или свободы 7212 английским десантникам и 378 полякам из 1-й отдельной парашютной бригады (около 1130 погибло и 6450, включая пять с лишним тысяч раненых, попали в плен) из десяти тысяч, пошедших в бой. Это были самые черные дни «Красных дьяволов». По сути, 1-я британская парашютная дивизия перестала существовать.
Кроме этого, было убито и ранено более 3500 человек из состава британского XXX армейского корпуса и почти столько же американских парашютистов. Сумма потерь достигла 15 тысяч человек, вермахт уничтожил или захватил практически все тяжелое вооружение английского десанта. Немцы под Арнемом потеряли в общей сложности 3300 человек, треть из них - убитыми.


Кто виноват? Итоги операции

В связи с тем, что в сентябре 1944 года операция, получившая название «Маркет гарден», закончилась очевидной стратегической неудачей, Монтгомери в послевоенных мемуарах признал:
"Берлин был потерян для нас, когда мы не смогли разработать хороший оперативный план в августе 1944 года, после победы в Нормандии».
Виною тому были как объективные обстоятельства (умелые действия противоборствующей стороны), так и ряд ошибок и упущений, допущенных при планировании операции высшим командованием (были проигнорированы данные разведки о наличии немецких танковых частей в районе высадки, не была на должном уровне поставлена секретность - из-за чего в руки противника попали оперативные планы, включая места высадки десанта) и техническими службами. Так, планы командира 1-й ВДД Великобритании генерала Роя Уркварта были нарушены отсутствием или неработоспособностью в месте высадки необходимых средств связи и внедорожных автомобилей со специальным вооружением и снаряжением по типу SAS, что лишило войска манёвра и боевой слаженности - основных преимуществ воздушного десанта перед превосходящими в численном и техническом отношении силами противника."

В целом союзники явно пренебрегали противником и переоценили свои возможности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Воплощения образа Родина – мать или женщины – герои Великой Отечественной Войны Воплощения образа Родина – мать или женщины – герои Великой Отечественной Войны Кому дадут военную ипотеку Кому дадут военную ипотеку Быть раненым пулей во сне К чему снится пуля в спине Быть раненым пулей во сне К чему снится пуля в спине