Какие животные считались священными в религии шумеров. Религия в древнем шумере. Жрецы - почти что каста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Долина рек Тигра и Ефрата, называвшаяся в древности греческим именем Месопотамия, что означает Междуречье, стала колыбелью государств, принадлежавших к числу наиболее древних в истории государственных образований. Исторически и географически Месопотамия делилась на южную и северную. Южная Месопотамия в некоторых памятниках называется Сеннааром. Э го название условно принимается в современной исторической науке. 4500–4000 лет до н.э. в приморской части Сеннаара жили шумеры, древнейшие известные нам обитатели страны. Часть шумеров проникла в северную часть Сеннаара, а одна группа продвинулась еще дальше и основала город и государство Мари на Ефрате (на западном рубеже будущей Ассирии). Позднее, вероятно около 3500 лет до н.э., северную часть Сеннаара заняло кочевое скотоводческое племя, пришедшее из Аравии. Оно принадлежало к числу семитских племен и получило название аккадцев по имени главнейшего их города Аккада.

Изучение истории государства Древней Месопотамии стало возможным только в XIX в. До того в распоряжении исторической науки почти не было подлинных источников истории Месопотамии. Это объясняется тем, что государство неоднократно опустошалось многочисленными завоеваниями, разрушавшими до основания города, дворцы, храмы, которые были хранилищами памятников письменности и искусства. Разрушенные города нс восстанавливались, и на их месте оставались лишь холмы и курганы. Раскопки стали проводиться только в первой половине ХТХ в. В ходе работ открывались все новые и новые памятники письменности, культуры, по которым ученым удалось восстановить быт, религию, искусство Древней Месопотамии. Однако памятники письменности могли быть изучены только после дешифровки системы знаков и установления грамматического строя языка, неизвестного ученым начала XIX в.

Религия Шумера

Письменность шумеров представляла собой клинопись – надписи на глиняных плитах или таблицах. Некоторые народы Передней Азии заимствовали эту письменность, которая служила им на протяжении трех тысячелетий, постепенно эволюционируя и совершенствуясь. Изучение подобной литературы имеет ряд трудностей. Во-первых, большинство шумерских текстов дошло до нас в записях-копиях, сделанных, когда сам шумерский язык уже вымирал (XIX–XVIII вв. до н.э.), а по копиям трудно датировать оригиналы. Во-вторых, многие тексты записаны с устных преданий. В-третьих, количество клинописных памятников зависит от результатов трудных археологических раскопок, в ходе которых было найдено около 150 памятников шумеро-аккадской литературы. Многие из них сохранились в фрагментарном виде – это стихотворные записи мифов, сказания, молитвы, плачи, гимны богам и царям, псалмы, любовные песни, поэмы и т.д. Примерами могут служить "Гора небес и земли", "Сотворение людей", "Энки и мироздание", "Инанна и Энки", "Когда вверху", "Сотворение мотыги", "Миф о потопе", "Сказание об Атрахасисе", "Полет орла", "Иштар и Думузи", "Ловец рыбы Адапа" и др. Одним из самых значительных произведений вавилонян является знаменитая "Поэма о Гильгамеше". Основная тема поэмы – смысл жизни и бессмертие.

Из произведений нравоучительной литературы очень интересен "Разговор господина с рабом" – о том, что господин разочаровался в своей жизни и богах. Есть сборники нравоучительных изречений и правил. К числу светских произведений относятся царские надписи исторического содержания. В них иногда в число действующих лиц вводятся боги. Например, в надписи о деяниях лагашского правителя (патеси) Эаннаду и его походе против патеси Уммы и одержанной победы указывается, что вождем похода был бог Лагаша Нингирсу и что он сам участвовал в сражении с войсками Уммы. Такова же надпись царя Шаррукина, в которой он рассказывает о своем рождении, воспитании, избрании его богиней Иштар. В основном вся литература делилась на восхваления и плачи. Произведения восхвалений включают гимны богам, храмам и правителям, которых обожествляли. Они как бы побуждали божественные силы содействовать правителям. Литература плача, наоборот, выражала скорбь но поводу смерти бога, разрушения храма или гибели правителя.

В конце IV тысячелетия до н.э. в Сеннааре сложилось свыше двух десятков мелких государственных объединений. По титулу патеси, который носили их правители, эти мелкие государственные объединения принято называть патесиатами. Каждый патесиат именовался по названию своего городского центра. Наиболее древними патесиатами были Эриду, Ур, Ларса, Шуруппак, Киш. Между патесиатами не было единообразия в религиозных ритуалах и мифологии, хотя они и почитали несколько общих космических божеств. Так, в городе Эриду почитали бога Энки (шум. – владыка земли, владыка низа), Эйя, Эа, Хайа (аккад) – одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона. Он – хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных земных вод, бог мудрости и заклинаний, владыка божественных "ме" и т.д. Письменные сведения о нем восходят к XXVII–XXVI вв. до н.э. Он также создатель вместе с Энлилем первых людей, скота, чудесных растений, устроитель мирового порядка на земле.

Во всех патеси Шумера соблюдался культ бога Энлиля, одного из древнейших шумерских богов, именовавшегося "отцом". Ученые предполагают, что это наименование показывает, что вероятнее всего Энлиль был богом-родоначальником той племенной группы, из которой произошел шумерский народ. Энлиль – бог- покровитель Пиппура, древнейшего шумерского племенного союза, в столице которого – Пиппуре – находился его храм. Его имя уже зафиксировано в пиктографических текстах из Джемдет-Наср (рубеж IV–III тысячелетий до н.э.). В Ниппуре храм Энлиля носил название Экур, что означает дом на горе. Энлиль также считался богом земли. Он победил чудовище Тиамат, которая царила в водяном хаосе, сотворил сушу, землю и людей. Шумерские патеси Сеннаара строили свои храмы в городах, им принадлежащих, в честь Энлиля и делал и обязательные жертвоприношения. Кроме того, шумерские патеси почитали бога Ану (шум. – небо) – главного бога Урука, Нинмах (Мах) – богиню-мать. В городе Адаба ей был посвящен храм. В шумерском мифе "Энки и Нинмах" она выступает как создательница людей.

На севере Сеннаара около 2400 г. до н.э. усилились семитские правители Аккада. Под руководством первого царя царства Аккада Шаррукина (Саргона) произошло объединение Шумера и Аккада. Царство Аккада просуществовало всего 180 лет (2369–2189 гг. до н.э.). Последующие царства – 3-я династия Ура и древневавилонское царство – были преемниками царства Аккада. Культура Шумера во многом повлияла на культуру Аккада.

При последних двух царях 3-й династии Ура из Аравии вторгаются аморейские племена семитского происхождения. Амореи завоевали шумерское царство Мари и основали там свое царство. Постепенно амореи стали проникать и в Аккад. Затем последовало вторжение эламитов, разгромивших Шумер. Однако после победы началась борьба между самими завоевателями. В результате в конце III тысячелетия стал возвышаться Вавилон во главе с аморейскими царями.

Шумеры - были "черноголовые". Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации" , а ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал. Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере.

Но начну я, наверное, с 1778-м года, когда датчанин Карстен Нибур, возглавлявший экспедицию в Месопотамию 1761-м года, опубликовал копии клинописной царской надписи из Персеполя. Он первый предположил, что 3 колонки в надписи - это три разных вида клинописи, содержащих один и тот же текст.

В 1798-м году ещё один датчанин, Фридрих Христиан Мюнтер высказал гипотезу что письмена 1-го класса - это алфавитная староперсидская письменность (42 знака), 2-го класса - слоговое письмо, 3-го - идеографические знаки. Но первым удалось прочесть текст не датчанину а немцу, преподавателю латыни в Геттингене, Гротенфенду. Внимание его привлекла группа из семи клинописных знаков. Гротенфенд предположил что это слово Царь, а остальные знаки были подобраны исходя из исторических и лингвистических аналогий. В конце концов Гротенфенд сделал следующий перевод:

Ксеркс, царь великий, царь царей Дария, царя, сын, Ахеменид.

Однако только через 30 лет француз Эжен Бюрнуф и норвежец Кристианн Лассен нашли правильные эквиваленты для почти всех клинописных знаков 1-й группы. В 1835-м году была найдена вторая многоязычная надпись на скале в Бехистуне и в 1855-м году Эдвину Норрису удалось дешифровать 2-й тип письменности, состоявший из сотни слоговых знаков. Надпись оказалась на эламском языке (кочевые племена называемые в Библии амореями или аморитянами).

С 3-м типом оказалось ещё сложнее. Это был совершенно забытый язык. Один знак там мог обозначать и слог и целое слово. Согласные выступали только в составе слога, тогда как гласные могли фигурировать и как отдельные знаки. Например звук "р" мог быть передан шестью различными знаками, в зависимости от контекста. 17 января 1869-го года лингвист Жюль Опперт заявил, что язык 3-й группы является.... шумерским... А значит должен существовать и шумерский народ... Но была ещё и теория, что это лишь искусственный - "сакральный язык" жрецов Вавилона. В 1871м году Арчибальд Сайс пуликует первый шумерский текст, царскую надпись Шульги. Но только в 1889-м году определение шумерский принимается повсеместно.

РЕЗЮМЕ: То, что мы сейчас называем шумерским языком - фактически искусственная конструкция, построенная на аналогиях с надписями народов, перенявших шумерскую клинопись - эламскими, аккадскими и староперсидскими текстами. А теперь вспомните как древние греки коверкали иностранные имена и оцените возможную достоверность звучания "восстановленного шумерского". Странно, но у шумерского языка нет ни предков, ни потомков. Иногда шумерский называют "латынью древнего Вавилона" - но надо отдавать себе отчёт, что шумерский не стал прародителем мощной языковой группы, от него остались только корни нескольких десятков слов.

Появление Шумеров.

Надо сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в достатке это тростника, глины и воды. Однако, в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Мы не знаем откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями.

Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию.

Культура Эль-Обеида существовала очень долго. Своими корнями она уходит в древние местные культуры Верхней Месопотамии. Однако уже появляются и первые элементы шумерийской культуры.

По черепам из погребений определили, что шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ("длинноголовые"). Впрочем это могло стать и результатом смешения с местным населением. Так что мы даже не можем с полной уверенностью отнести их к определённой этнической группе. В настоящее время с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку.

В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте и царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды - сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал - кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы. Этот кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи. К началу третьего тысячелетия до н. э., относятся древнейшие здания, построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую поверхность, а другая - выпуклую.

Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь, название которой встречается как в шумерийском, так и в аккадском языках. Несколько позднее появилась бронза, которая делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии - с оловом. Последние археологические открытия указывают на то, что уже и середине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное.

Следующий период шумерийской архаики носит название периода Урука по месту наиболее важных раскопок. Для этой эпохи характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная керамика времени Эль-Обеида. Однако, хозяйственная жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла древнешумерийская письменность.

После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Возможно это была первая бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что Шумеры оставили после себя огромное количество "хозяйственных" записей и "списков богов" но так и не удосужились записать "философскую основу" своей системы верований. Поэтому наши знания лишь интерпретация "клинописных" источников, в большинстве своём переведённых и переписанных жрецами более поздних культур, например Эпоса о Гильгамеше или поэмы "Энума элиш" датируемых началом II-го тысячелетия до нашей эры. Так что, возможно, мы читаем своеобразный дайджест, подобный адаптивному варианту библии для современных детей. Особенно учитывая, что большинство текстов скомпилированы из нескольких отдельных источников (из-за плохой сохранности).

Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Аристократы, владевшие рабами и отчасти землёй, называются "большими людьми" (лугаль), которым противостоят "маленькие люди", т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.

Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул "цатэси" (эпси). Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности.

Разобщённость городов-государств создало проблему с точной датировка событий в Древнем Шумере. Дело в том, что каждый город-государство имел свои летописи. А дошедшие до нас списки царей, в основном, написаны не ранее аккадского периода и представляют собой смесь обрывков различных "храмовых списков" что привело к путанице и ошибкам. Но в общем всё выглядит так:

2900 - 2316 г. до Р.Х. - период расцвета шумерских городов-государств

2316 - 2200 г. до Р.Х - объединение шумера под властью аккадской династии (семитских племен северной части Южного Междуречья перенявших шумерскую культуру)

2200 - 2112 г. до Р.Х - Междуцарствие. Период раздробленности и нашествий кочевников -кутиев

2112 - 2003 г. до Р.Х - Шумерский Ренессанс, период расцвета культуры

2003 г. до Р.Х - падение Шумера и Аккада под натиском амореев (эламитов). Анархия

1792 - возвышение Вавилона при Хаммурапи (Старовавилонское царство)

После своего падения шумеры оставило то, что подхватило множество других народов, пришедших на эту землю - Религию.

Религия Древнего Шумера.

Давайте коснёмся Религии Шумеров. Похоже в Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не "этические", корни. Культ Богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д.... Самые древние из Шумерских Богов, упомянутые в древнейших табличках "со списками богов" (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Главными божествами Шумерского Пантеона были АН (небо - мужское начало) и КИ (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли.

На горе небес и земли Ан зачал [богов] Ануннаков. От этого союза родился и бог воздуха - Энлиль, разделивший небо и землю.

Существует гипотеза, что в начале поддержание порядка в миря являлись функциями Энки, бога мудрости и моря. Но затем, по мере возвышения города-государства Ниппура, богом которого считался Энлиль, именно он занял руководящее место среди богов.

К сожалению до нас не дошёл ни один шумерский миф о сотворении мира. Ход событий представленный в аккадском мифе "Энума Элиш", по мнению исследователей не соответствует концепции Шумеров, несмотря на то, что большинство богов и сюжетов в нём заимствовано из шумерских верований.

Тяжело поначалу жилось богам, всё приходилось делать самим, некому было им служить. Тогда они и создали людей, для услужения себе

Казалось бы, Ан, подобно другим богам-творцам должен был иметь ведущую роль в шумерской мифологии. И, действительно, его почитали, правда скорее всего символически. Его храм в Уре назывался E.ANNA - "Дом AN". Первое царство называли "Царство Ану". Однако по представлениям Шумеров, Ан практически не вмешивается в дела людей и поэтому основная роль в "повседневной жизни" перешла к другим богам, во главе с Энлилем. Однако и Энлиль был не всесилен, ведь верховная власть принадлежала совету из пятидесяти главных богов, среди которых особо выделялись семь главных богов "вершащие судьбу".

Считается что структура совета богов повторяла "земную иерархию" - где правители, энси, правили совместно с "советом старейшин", в котором выделялась группа наиболее достойных...

Одной из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен, являются "МЕ" игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную роль. В одном из мифов названо более ста "МЕ", из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как правосудия, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. , всё так или иначе связанное с общественной жизнью Некоторые исследователи считают что "ме" - это прототипы всего живого, излучаемые богами и храмами, "Божественные правила".

Вообще в Шумере Боги были как Люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, но весь миф проникнут симпатией к человеку.

Интересно, что шумерский рай не предназначен для людей - это обитель богов, где неизвестны печали, старости, болезни и смерть и единственная проблема, волнующая богов - это проблема пресной воды. Кстати в Древнем Египте концепции рая не было вообще. Шумерский ад - Кур - мрачный тёмный подземный мир, где на пути куда стояло три служителя - "человек двери", "человек подземной реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного океана наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат и демонами.

Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях. (подробнее>>>) но сейчас нам гораздо более интересен их вклад в техническую сторону развития современной цивилизации.

История начинается в Шумере

Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, в своей книге "История начинается в Шумере" перечислил 39 предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Помимо первой системы письменности, о чем мы уже говорили, он включил в этот список колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, первых историков, первый "альманах земледельца"; в Шумере впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; впервые был создан образ "Ноя"; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели в виде "слитков на вес"), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе.

В области медицины у шумеров с самого начала были очень высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.

Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями - им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов - по их размерам, назначению и по виду грузов. В одной надписи, раскопанной в Лагаше, говорится о возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые местный правитель Гудея привозил для строительства храма своего бога Нинурта приблизительно в 2200 году до РХ. Широта ассортимента этих товаров поразительна - начиная от золота, серебра, меди - и до диорита, сердолика и кедра. В некоторых случаях эти материалы перевозились более чем за тысячи миль.

Первая печь для обжига кирпича также была построена в Шумере. Применение такой большой печи позволяло обжигать изделия из глины, что придавало им особую прочность за счет внутреннего напряжения, без отравления воздуха пьлью и золой. Такая же технология применялась для выплавки металлов из руды, например меди - для этого руда нагревалась до температуры свыше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, стал необходим уже на ранних этапах, как только был исчерпан запас натуральной самородной меди. Исследователи древней металлургии были крайне удивлены тем, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти передовые технологии были освоены ими всего лишь несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.

Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов - процессом, при помощи которого различные металлы химически соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова (анализ шумерской бронзы показал оптимальное соотношение - 85% меди на 15% олова). Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова.(В отличии, например, от Тиауанако) В-третьих, олово вообще не встречается в природе в натуральном виде. Для его извлечения,из руды - оловянного камня - необходим довольно сложный процесс. Это не такое дело, которое можно открыть случайно. У шумеров было около тридцати слов для обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально "Небесный камень" - что многие рассматривают как свидетельствует о том, что шумерская технология была даром богов.

Были найдены тысячи глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В некоторых из этих табличек содержались математические формулы и астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучение древней астрономии обнаружило замечательную точность этих таблиц (известных под названием эфемерид). Никто не знает, каким образом они были рассчитаны, но мы можем задаться вопросом - зачем это было нужно?

"Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которая применяется сейчас. Мы переняли от них также разделение небесной сферы на три сегмента - северный, центральный и южный (соответственно у древних шумеров - "путь Энлиля", "путь Ану" и "путь Эа"). В сущности, все современные понятия сферической астрономии, включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. - все это внезапно возникло в Шумере.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли были объединены в созданном ими первом в мире календаре созданном в городе Ниппуре- солнечно-лунном календаре, начинавшемся в 3760 году до Р.Х.. Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших приблизительно 354 дня, а затем прибавляли еще 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год. Эта процедура, называемая интеркаляцией, проделывалась ежегодно, пока, через 19 лет, солнечный и лунный календарь не совмещались. Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы ключевые дни (например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия) . Удивительно то, что такая развитая астрономическая наука совсем не была необходима этому только что народившемуся обществу.

Вообще математика шумеров имела "геометрические" корни и очень необычна. Лично я вообще не понимаю как такая система счисления могла зародится у примитивных народов. Но лучше судите об этом сами.. (Подробности).

Математика Шумеров.

Шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: "клин" обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; "крючок" - 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д. В основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы, исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как степени 60-ти, то ошибаетесь.

За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд:

1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.

Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества. Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не должно удивлять, что зодиак также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет. Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно - эта система разработана специально для астрономических целей.

Похоже на то, что ученые уклоняются от ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? И почему начало их цивилизации относится к середине периода между сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали астрономию от богов?

Шумеры и пришельцы

Интересно что это несказки а полне весомые докозательство, в текстах древних шумерах, есть свидетельства того, что этот народ имел контакт с пришельцами, которые прилетели на Землю во второй половине 4-го тысячелетия до нашей эры с планеты Нибуру. Судя по описаниям, эта планета имеет сильно вытянутую орбиту, и раз в 3600 лет проходит в пределах солнечной системы. В ближайшем будущем будет ясно, существует ли эта загадочная планета на самом деле, так как по расчетам она должна вскоре появиться.

Археологи и лингвисты во второй половине XX века сделали открытия, которые позволяют пересмотреть историю Земли и древних цивилизаций. После изучения нескольких тысяч текстов и астрономических наблюдений древнего Шумерского государства, ученым удалось получить сенсационные сведения о вмешательстве внеземной цивилизации в развитие человечества и влиянии на эволюцию и культуру первобытных народов.

Как утверждают древние шумерские тексты, посланники другой цивилизации прибыли с планеты, которая вращается в своей звездной системе по очень вытянутой орбите, и проходит близко к солнечной системе раз в 3600 лет. Культура и научные знания пришельцев оказывают влияние на человечество уже на протяжении нескольких сот тысяч лет. И именно благодаря им человечество обязано своим появлением на Земле. Большая заслуга принадлежит Захарию Ситчину - специалисту в области изучения древних текстов Шумерской цивилизации, Вавилона и Цивилизация древнего Египта, который на протяжении 30 лет изучал и обобщил все эти сенсационные сведения. В шумерских и аккадских текстах рассказывается о тот, как боги прилетели с небес на своих огненных колесницах, и могли летать в любую точку земли за короткое время, и могли летать к звездам. Они иногда брали с собой избранных среди людей и показывали им нашу Землю с верху из космоса, а иногда даже увозили их на свою родную планету. Есть описание того, как к Шумерскому правителю Гудея, явился бог в золотистом шлеме на "черной птице" и дал распоряжение начать строительство сооружения для нее. После окончания строительства другие боги охраняли постройку, чтоб простые смертные не попали под струю огня при взлете и посадке этой птицы.

"Черные птицы" у Шумеров назывались - МУ. Правителем шумерского города Палаш, была сделана следующая запись: "МУ, взлетали в небо как молния, и подобно огромному костру уходили в небо". На изображениях на шумерских и хеттских табличках видно как объекты, похожие на современные космические ракеты, стоят на пусковых платформах, а так же изображены в полете на фоне звезд. Эти рисунки были даже на печатях правителей Крита. Во время раскопок древнего Ханаана, около Иерусалима, обнаружили табличку с изображением большой ракеты, рядом с которой изображены символы Луны и некоторых созвездий.

В одном особом храме Древнего Египта покланялись объекту, в виде пирамиды, который назывался "бен-бен". По приданиям на нем прилетели боги - ануннаки, которые были богами низшей касты. А руководили ануннаками - нефилимы. Они давали им распоряжения на Земле, как и где надо было строить площадки для своих космических кораблей. Корабли нефилимов древние народы Вавилона и Аккада называли НАРУ, что в переводе означает - "колесницы испускающие молнии". По утверждениям шумерских текстов правитель города Урука Гильгамеш, был только на треть человеком, а на две трети богом. Однажды Гильгамеш отправился в путешествие на "огненной колеснице" на планету нефилимов, но когда корабль поднялся высоко в небо, и он увидел из космоса, как большое море превратилось в маленькую лужу, его объял страх, и он начал умолять ануннаков, чтоб те вернули его обратно на землю, что и было сделано.

Так же во время раскопок были найдены таблички, где нарисованы космические ракеты в шахтах. В верхней части ракеты изображена сфера, которая пристыкована к конусу. Ракета изображена в разрезе, где четко видно, что у нее двойной корпус (внешний и внутренний). Меж корпусов есть кольцевые переборки. Есть переходные люки, между отсеками корабля. Фигуры в одном из отсеков в головной части, держат в руках рычаги. Есть еще множество доказательств, что боги, которые обосновались в Шумерии, имеют космические корабли. Изображения на глиняных табличках Шумеров и поясняющие пиктограммы, хорошо описывают корабли богов. Судя по астрономическим табличкам Шумеров, можно предположить, что 4400 лет до нашей эры в Солнечной системе было 11 планет. Так же изображена рядом еще одна планета - Нибиру - родина нефилимов и ануннаков.

Космические боги передали древним Шумерам невероятные знания о космосе, о Земле, о Солнечной системе, а так же о самой важной планете - Нибиру - своей родине. Расшифрованные письмена говорят о том, что боги правили на протяжении 120 шаров. Один шар равняется одному обороту Нибиру вокруг своей звезды. Таким образом, пришельцы появились на нашей планете 432 тысячи лет назад. Прилетев на Землю примерно 100 тысяч лет назад, пришельцы начали проводить генетический эксперимент с первобытными людьми. И был получен новый вид, отличающийся способностью к разумной деятельности, который в дальнейшем контролировался и направлялся на пути эволюционного развития. И где-то примерно 4000 лет, наша цивилизация начала стремительно развиваться. Пришельцы выбирали правителей из числа самых развитых и умных людей, которые в свою очередь обожествляли их.

Астрономический термин ДУБ у шумеров соответствует окружности в 360 градусов. Профессор пенсильванского университета Х. Хильпрехт обнаружил, что Шумерам было известно о великом космическом цикле периодом в 25 920 солнечных лет. В древних текстах Шумеры описывают, как между Марсом и Юпитером появился пояс астероидов. Существовала планета, которую шумеры называли Тиомат, размеры которой были больше Марса. Но 174 тысячи великих циклов тому назад планета Нибиру пересекала орбиту планеты Тиомат и тогда нефилимы ее уничтожили, чтоб избежать столкновения.

Связаны ли между собой наблюдения НЛО в наше время множеством очевидцев на нашей планете с пришельцами с планеты Нибиру которая если верить текстам древних шумеров, должна уже появиться вблизи нашей солнечной системы? Не их ли корабли наблюдают Земляне в космосе в атмосфере земли и подводой? Может, они очень удивлены развитию нашей цивилизации за время своего отсутствия. И скоро неопознано летающие объекты перестанут быть неопознанными.

По материалам: realityzone.ru
  • III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ 1 страница
  • III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ 2 страница
  • III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ 3 страница
  • III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ 4 страница
  • Их религиозные верования относятся к самым ранним из известных в Месопотамии. Шумеры представляли собой лишь одну из нескольких этнических групп; к ним принадлежали и протоаккадцы, говорившие на каком-то раннем семитском диалекте. Из соединения этих элементов и выросла месопотамская цивилизация. Она возникла за удивительно короткий период и существовала на протяжении более трех тысячелетий, претерпевая различные более или менее крупные изменения, активно воздействуя на соседние цивилизации.

    Религию шумеров можно условно определить как верования, основанные на общинных культах, которые носили преимущественно первобытный характер. Этические учения роли при этом не играли, а наиболее важную часть составлял магический ритуал. Если взяться перечислять всех богов Междуречья, то их можно насчитать от трех до четырех тысяч. Как и в Египте, здесь каждое небольшое поселение имело свои божества. Так, в городе Эреду, древнейшем центре Шумера, почитали бога Энки, в другом крупном шумерском городе – Уре – чтили бога Нанну, или Эуэна (буквально «Владыка знания»), богиней-покровительницей города Урука была Инанна (аккад. Иштар), здесь также чтили ее божественного отца Ана, владыку небосвода, и ее брата Уту, бога солнца и т.д. Однако после объединения остались только несколько признаваемых всеми великих божеств.

    Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе – Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.



    Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения – разливы рек Тигра и Ефрата – иначе, как великий потоп. Некоторые детали шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

    В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты. Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка, олицетворявшего могущество, и змею – олицетворение женского начала.



    В течении долгого времени сохранялись пережитки фетишизма , тотемизма , анимизма . Мотыга, секира, копье считались сверхъестественными предметами. Ашшур был покрыт птичьими перьями.

    Символы богов:

    Шамаш – солнечный диск.

    Син – полумесяц.

    Иштар - восьмиконечная звезда.

    Мардук - копье, мушхушшу (лев+змея+орел).

    Набу - стилос.

    Гула - собака.

    Эа - кусарикку (коза+рыба).

    Адад - бык.

    Три главные божества прошли сквозь тысячелетия: Ан (Ану) – бог неба, один из наиболее чтимых и в то же время очень загадочных божеств шумерского пантеона. Ему не приписывали никаких определенных функций, он был далек от земных дел и непостижим.

    В некоторых мифах Ан уступает трон старшему сыну Энлилю, богу-покровителю Ниппура. Энлиль – владыка судьбы и царской власти. С его именем у шумеров было связано представление о необузданных силах природы, непредсказуемых и переменчивых. Он олицетворял ветер, который мог принести и дождливые тучи, орошающие поля, и знойный воздух пустынь, и сокрушительный ураган. В Аккаде Энлиля отождествляли с Эллилем, в Ассирии – с Ашшуром, в Вавилонии – с Мардуком.

    Братом Энлиля считался бог Энки. Энки (аккад. – Эа) – это божество земли и повелитель воды, владыка подземных пресных вод и мирового океана, который считался также творцом и судьей богов и людей, богом плодородия, а в дальнейшем – и богом мудрости и заклинаний. В отличие от своего необузданного старшего брата Энлиля, Энки олицетворял, прежде всего, миропорядок и справедливость. Во многих мифах он восхваляется как благодетель людей, заботящийся об их пропитании.

    В шумерской и аккадской мифологии владычицей подземного царства мертвых считали богиню Эрешкигаль. Это - суровое и безжалостное божество. В отличие от египтян, шумеры считали жизнь безрадостной, и уж тем более безрадостным было для них подземное царство.

    Наряду с этими почитались и второстепенные божества. Например, Адада, бога бури, наславшего потоп, представляли в виде молнии. Шамаш, бог света, солнечное божество, каждое утро выходит из земли, прокладывая себе путь пилой; он был одновременно и богом справедливости. Для богов характерны человеческий облик и человеческие страсти: они ссорятся, лгут, иногда даже дерутся. И все же жители Месопотамии считали их существами бессмертными, высшими и всемогущими. Богам возводились грандиозные храмы и приносились богатые жертвы. Человек обязан был смиренно склоняться перед проявлениями божественного гнева: войной, голодом, болезнью или разбушевавшимися демонами и злыми духами. Все эти бедствия считались следствием неведомого фатума; поэтому в Месопотамии были созданы первые покаянные молитвы.

    Шумеры – одна из древнейших (а по некоторым источникам – самая древняя) цивилизаций Ближнего Востока, и всё, что с ней связано, овеяно множеством тайн и загадок.

    Загадка первая: как возникла цивилизация шумеров?

    Временные рамки возникновения этой цивилизации, определённые исследователями, очень размыты. Одни учёные утверждают, что шумерская цивилизация между реками Тигром и Евфратом (юг современного Ирака – «Двуречье») появилась на рубеже 3–4 тысяч лет до н. э., другие считают, что это произошло много раньше – примерно за 6 тысяч лет до н.э.



    Странно, что упоминаний о шумерах нет ни в египетских, ни в греческих летописях. Между тем, имеются легенды и мифы шумеров, о которых речь пойдёт чуть позже.

    Загадка вторая: кем были шумеры?

    Кем были первые шумеры, тоже никто не знает. В это время Ближний Восток почти повсеместно был заселён семитской группой народов, к которой шумеры не принадлежали ни этнически, ни в языковом отношении, ни в смысле культуры. Это был совершенно иной, отличный от семитских племён, народ. И невольно возникает вопрос: как шумеры там оказались?

    По одной из версий, они пришли с моря, возможно, из Азии. По другой, было завоевание Месопотамии. Но кем и когда?



    Третья версия гласит, что шумеры пришли с гор. В пользу этой версии говорит способ постройки шумерских храмов – они возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича и глиняных блоков холмах – террасах. К тому же в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Правда, у «горной» гипотезы имеются изъяны: в шумерском эпосе упоминается родина шумер, которую они называли прародиной всего человечества, или остров Дильмун, где нет гор!

    А между тем находятся подтверждения другой теории, согласно которой шумеры пришли на Ближний Восток морским путём. Ведь, во-первых, они заселялись в устьях рек, а во-вторых, активно занимались ирригационным хозяйством, мореплаванием и судоходством.



    Получается, что единственное, на чём сходятся все учёные, это на том, что шумеры – были народом «пришлым», чужеродным для Ближнего Востока. При этом остается тайной, почему они прозвали себя «черноголовыми»?

    Загадка третья: куда делась цивилизация шумеров?

    Древняя шумерская цивилизация состояла из городов-государств, не имевших политической общности, соперничавших между собой, но в то же время торговавших друг с другом. Таких территориально-общественных образований, во главе которых стояли правители, совмещавшие в себе роли военачальников и верховных жрецов, в Двуречье существовало около полутора десятков, и естественно, им подчинялись более мелкие территории.



    Позднее шумерская цивилизация начала незаметно пропадать, тая постепенно, как утренний туман. Поскольку она не имела единой государственной целостности, сначала возникло более сильное шумеро-аккадское царство, затем пропал шумерский язык (его вобрал в себя аккадский), а потом появился и легендарный Вавилон. Так, семиты эволюционно сменили шумеров, которые то ли ассимилировали с другими народами, то ли вовсе исчезли.

    Загадка четвертая: письменность шумеров и их открытия

    Шумерская письменность считается едва ли не первой на земле. Ярчайшим примером её использования служит табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За табличкой следуют документы, обнаруженные на раскопках древнего города Урук и датируемые 3300 годом до н. э.



    Язык шумеров обладал уникальной агглютинативной структурой; письменность представляла собой пиктограммы, а точнее – клинопись. В шумерском существовало много односложных слов, использовались также логограммы и силлабограммы. Первоначально число шумерских языковых символов достигало тысячи, пока не снизилась до 600.

    Загадка пятая: мифы шумеров

    Самым известным произведением шумерской литературы слывёт «Эпос о Гильгамеше», где собраны первые легенды, позже переведённые на аккадский язык.



    Также в библиотеке царя Ашшурбанапала была найдена табличка с эпосом, где повествуется о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге Энкиду и поисках секрета бессмертия. Любопытно, что одна из глав эпоса, а именно история Утнапиштима, который спас человечество от всемирного потопа, практически дублирует библейское предание о Ноевом Ковчеге. Вообще компетентные исследователи полагают, что шумерские мифы о происхождении мира и всемирном потопе за несколько тысячелетий до появления Библии уже стали достоянием индоиранско-арийской культуры и были отражены в Ригведе.

    Не менее известны, чем вышеупомянутые легенды, шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш» и серия табличек «Урра-Хубуллу», которые можно рассматривать как своеобразную энциклопедию, состоящую из 24 книг. Помимо перечисленных литературных памятников есть и другие, не менее будоражащие интерес учёных всего мира. К примеру, при археологических раскопках среди развалин Ниневии (столицы Ассирии) была найдена библиотека глиняных табличек с рассказом об истории шумеров и Земли, уходящей в прошлое на сотни тысяч лет! Но самый интересный шумерский миф рассказывает о происхождении вселенной. Он учит нас о том, что изначальный Океан (А-ки-ан: «Не-земля-небо») породил праостров-гору Киан, внутри которого зародился Энлиль («воздушное колыхание», «ветер»), разделивший мать Ки («земля») и отца Ан («небо»).

    Загадка шестая: религия шумеров

    Некоторые учёные убеждены, что религия древних шумеров нашла своё отражение в индоиранской и других культурах мира.

    Для шумерской религии был характерен целый пантеон богов и божеств, именуемый DINIGIR, но в Ниппуре находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля, которого шумеры чтили как бога верховного. Существовала даже специальная печать, где верховное божество сочетало в себе признаки создателя вселенной Энлиля и бога мудрости Энки.


    В целом религия шумеров напоминала язычество Египта и Древней Греции, поскольку необъяснимые и непонятые природные явления шумеры приписывали деятельности богов.

    Возвращаясь к мифам, заметим, что в одной из шумерских легенд рассказывается об умирающем и воскресающем божестве. Это свидетельствует о вере шумер в великую цикличность, царящую повсюду.

    Ещё шумеры думали, что любое божество может обратиться к кому-то из «избранных», но что самому человеку не дано увидеть бога, ибо его можно лишь услышать.



    Любопытным было представление шумеров и о смерти. Они рассматривали смерть не как полное прекращение всего сущего, а лишь как переход в другой мир, в вечность. На земле человек должен был служить богам, однако с приходом болезней он не мог это делать, поэтому на земле становился ненужным и переходил в иной мир. Кроме того, пока человек был жив, он имел своё четко обозначенное место и строгие обязанности по отношению к правителям (жрецам).

    Что же касается шумерских храмов, то на их стенах часто встречались изображения лодочников, а также жертвоприношений. При этом рисунки земных жертвенников и участков небес, куда были устремлены жертвоприношения, очень напоминали «решётку» и помещённый вверху над ней Х-образный знак. Щ-образный знак левее «решётки» был похож на жертвователей шумерских печатей, а «ёлочка» правее Х-образного знака сочеталась с принимающими жертву небесными божествами.

    Религия шумеров практически полностью строилась на политеизме. Не один бог, ни одно божество или богиня не обладали статусом главного существа. обладала несколькими верховными божествами, среди которых выделялись отдельные любимчики народа, но не более. Наряду с этим мифология шумеров обладала и региональными различиями. У каждого крупного региона были свои уникальные представители пантеона, жреческие традиции и религиозные празднования. Вера шумер сосредотачивалась на исполнении воли божеств и представлениях о мифологической загробной жизни.

    Шумерская мифология - история жизни

    Как таковых мифов о сотворении вселенной у шумеров не существовало. Имелись лишь кое-какие упоминания о том, что вначале существовало бесконечное море, а затем шумерская мифология говорит, что вследствие неизвестных событий зародилась вселенная - ан-ки (небо и земля).

    Земля представлялась шумерам плоским диском, находящимся под куполом неба. Между ними согласно шумерской мифологии находилась некая субстанция, именуемая “лель”, в которой плавали звезды и прочие небесные объекты. Позже на земле появились растения и животные. В конце пути были рождены первые люди - Гильгамеш и Энкиду, а вместе с ними был создан нижний мир. Шумерская мифология говорит, что управлял этим многообразием миров целый пантеон антропоморфных богов, обладавших контролем над стихиями. Шумеры называли своих богов дингир.

    Присутствует в шумерской мифологии и учения о рае, однако, в отличие от христианской версии, в шумерский рай могли попасть только сами боги и немногочисленные герои, прославлявшие в течение жизни этих самых богов. Первоначально статусом влиятельнейшего божества шумерская мифология наградила бога Ана, который являлся покровителем небес. Позже его место занял Энлиль - владыка ветра и согласно некоторым мифам, создатель человечества. Кроме того, Энлилю были подвластны все существующие во вселенной стихии, позволявшие ему, как созидать, так и разрушать. Иронично, что именно Энлиль, божество в шумерской мифологии , являлся инициатором затеи наслать на Землю всемирный потоп, ведь именно он создал Землю, точно также как до него Ан создал богов. Шумерская мифология говорит, что к числу детей Ан относились боги скотоводства Энтена и Эмеша, богини Лахар и Ашнан, а также почитаемый в народе бог Энки. Символом богов, занимавших своеобразную верховную позицию, богов Энлиля и Ана, неизменно являлась рогатая тиара, располагавшаяся на священном алтаре. Основным церемониальным центром поклонения Ану считался город Ниппур. Ан, как говорит шумерская мифология, был свирепым богом, не прощавшим людям их провинностей, вместе с тем он был и богом безразличным, не особо пережившим за судьбу людей или Земли.

    Женой верховного бога была почитаемая богиня Нинлиль, родившая ему первенца, ставшего богом Луны - Нанну. Детьми Ненлиль также являлись боги: Нергал (“Мощь великой обители”) и Намтар - покровитель судьбы.

    Религия шумеров и их верования

    Еще одним не менее важным богом для местных верований был Энки - владыка подземного мирового океана, в глубинах которого покоилась мудрость. Именно Энки, как говорит религия шумеров , дал людям знания, покровительствовал над ремеслами и науками, в частности над астрономией. По совместительству Энки выполнял функцию божества гадалок и прорицателей.

    Энки был самым милостивым божеством в религии шумеров по отношению к людям, это добрый, всевидящий и всезнающий бог. Предполагалось, что это Энки наполняет реку Тигр чистыми перстными водами, рыбой и водорослями, использовавшимися для изготовления специй.

    Особого почтения в народе, как говорит религия шумеров, также добилась богиня Нинхурсаг, “Повелительница лесистой горы”. Это богиня мать, труды которой располагались у истоков развития и появления людской цивилизации. Особое место в пантеон занимала и еще одна женщина - богиня Инанна, покровительствовавшая над войнами, плодородием и плотской любовью. Религия шумеров возвела ее на священный пьедестал для обычного человека. Шумеры в честь Инанны устраивали красочные празднования, запечатленные в изображениях и образчиках древнего искусства. К числу основных богов, которых прославляла мифология и религия шумеров, можно отнести Нанну, бога луны и бога солнца - Уту. Уту согласно сказаниям каждое солнце странствовал по небу, а вечером покидал небеса и спускался в подземный мир, уступая свое места Нанну. Кроме того, как говорит религия шумеров, Уту принимал непосредственное участие в суде над умершими.

    Особое место в религии шумеров было отведено под мифы, сказания и легенды о загробном мире, именовавшимся “страной без возврата”. Выглядел он приблизительно таким образом: умершие проходили через семь ворот подземного мира, где их встречал привратник Нети. Границей подземного мира являлась река, поглощавшая людей, через которую оных переправлял Ур-Шанаби, перевозчик на лодке. Религия шумеров была жестокой, участь погибших и умерших своей смертью не завидна. Хлеб для людей под землею был черствым, вода была невкусной, а будни были суровыми, даже для тех, кто настрадался во время своей земной жизни.

    Сохранила религия шумеров, древние мифы и сказания, представление и о суде мертвых, где перед лицом богов представали люди, отвечавшие за свои поступки на земле. После суда более-менее сносной жизни удостаивались те, кому посчастливилось быть погребенными. Везло и тем, кто погиб в бою. Религия шумеров учила, что человек рожден для служения богам. Его обязанности во время жизни и после смерти - доставлять пищу, питье богам и удовольствие своим служением. Человек всеми способами старался приумножить величие и богатство своих богов, вместе с тем разоряя и уничтожая храмы непризнанных божеств.

    Боги в шумерской мифологии были непреклонны. Никто не был в силах покинуть страну мертвых или избежать своего суда, уйти от того, что предначертано было попросту невозможно. Единственный вариант - это заглянуть в будущее при помощи жреческий предсказаний и попытаться что-то переминать в своей жизни. Религия шумеров не прощала проступков, поэтому люди тщательно следили, как за своими действиями, так и за действиями соседей. Судьями в подземном мире были ануннаки, располагавшиеся перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносившей приговоры душам людей. Мифология шумеров и аккада носила постоянный характер, процесс суда проходил всегда по одной и той же схеме: имена мертвых в свою книгу заносила женщина-писец Гештинанна, после чего погребенные люди отправлялись в путешествие через реку, а не погребенных ждала жестокая судьба.

    Мифология шумеров и их религиозная жизнь

    Особую позицию в верованиях народа шумер занимали мифологические низшие души, по большей части злые и губительные. Мифология шумеров сделала их покровителями стихий: воздуха, воды, земли. Эти существа ассоциировались с болезнями, нечистотами и нечистью, поражавшими людей.

    Привилегированную позицию в мифологии шумеров также занимали и жрецы, составлявшие особое сословие. Это была замкнутая каста, высшие чины в которой занимались по праву рождения. Статус жрецов переходи по наследству, а мифология шумеров сделала из них полубогов-полулюдей. Однако, в редких случаях в число жрецов мог быть принят образованный мужчина, совершенный, как духом, так и телом. Внешний облик для шумеров играл не меньшее значение, чем облик внутренний. Верховный жрец выбирался при помощи специального обряда, во время которого проводилось гадание на туше принесенного в жертву животного. Как говорит мифология шумеров , к основным задачам жрецом относились: обслуживание храмов, идолов, содержание их в пригодном для обрядов состоянии, успокоение богов при помощи жертв и подношений, а также проведение обрядов, церемоний.

    Шумерская вера была непреклонна. Царь у шумеров считался потомком богов, воплощенным в людском теле. Во многих городах строились храмы в честь того или иного бога-царя. Эти храмы строились на средства, полученные вследствие принудительного сбора имущества с состоятельных граждан и побора бедняков. В одном из царских захоронений исследователям удалось обнаружить прах женщины, предположительно жены царя. Вместе с ней в могиле находили останки придворных дам и некого мужчины, который да последнего вздоха не выпускал из рук арфу, что говорит о неимоверном послушании и истинной вере в традиции и обычаи.

    Религия древних шумеров вообще была не особо благосклонна к служителям. Так, в одной из могил было найден около 60 человек в свое время обслуживавших царскую семью. Вероятно, что все они добровольно последовали за своим царем и его женою, совершив суицид или добровольное жертвоприношение. Как бы то ни было, люди почитали и безгранично почитали своих богов и их представителей на земле.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Вешенки в сметане: не только вкусно, но и полезно Рецепт вешенки со сметаной Вешенки в сметане: не только вкусно, но и полезно Рецепт вешенки со сметаной Значение животных и птиц Значение животных и птиц