Конспекты занятий ребенка с овз у логопеда. Конспект интегрированного логопедического занятия по экологии: «Путешествие Капельки!». Дети с ОВЗ с ТНР (старшая и подготовительная группа). Индивидуальные занятия с детьми: основы основ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Медведева Светлана Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №2 г.о. Жигулевск
Населённый пункт: г. о. Жигулевск, Самарской области.
Наименование материала: Методическая разработка индивидуального занятия
Тема: Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ.
Дата публикации: 08.11.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГБОУ школа-интернат № 2 г.о. Жигулевск. Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ (7 лет) Тема: «Осень». Учитель-дефектолог Медведева С.В. 2016 г.

Коррекционно-развивающие цели занятия:
Развитие познавательной деятельности, пространственно-временных представлений, речи и ручной моторики у ребенка с ЗПР, ДЦП.
Задачи:
1. Развивать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план. 2. Формировать представления о временных последовательностях: временах года, осенних месяцев. 3. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа, определяя верх-низ, середину листа, правую и левую стороны по образцу. 4. Развивать зрительно-моторную координацию с помощью упражнения скольжения пальчиком по нарисованной траектории с направляющей помощью педагога. 5. Развивать подвижность и координацию движений пальцев рук через пальчиковую гимнастику. 6. Развивать графические навыки в изображении округлых фигур. 7. Закреплять навыки счета предметов в пределах 4. 8. Развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности. 9. Развивать умения работать по словесной инструкции, умений доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы:
1. Дидактические пособия и наглядный материал: картинка осени в виде девушки, магнитные фрагменты к сюжетной картинке «Осенью», пособие «Братцы месяцы», пособие «Деревья осенью» (береза, дуб, рябина, клен); вырезанные из цветного картона листики березы, дуба, рябины, клена.
2. Лист ватмана А-3, разделенный на 4 части для рисования, зеленый карандаш. 3. Лист ватмана А-3 с нарисованной петляющей дорожкой и наложенными контурными изображениями листьев. 4. Наклейки осенние. 5. Аудиозапись музыки Чайковского Осень. Октябрь.
Ход занятия.

I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Педагог: - Саша! посмотри, кто к нам в гости пришел? Ребенок: - Осень.
II. Основная часть.

1.
Дидактическая игра «Собери осеннюю картинку». Актуализация полученных ранее знаний. Уточнение временных понятий: настоящее время года (осень), осенние месяцы (названия, количество), признаки осени: на небе, в воздухе, на земле. Педагог: - Саша! Давай порадуем осень и соберем для нее осеннюю картинку. Ребенок берет отдельные фрагменты осенней картинки, прикрепляет к магнитной доске и называет действие, которое происходит обычно осенью. Педагог по ходу беседы уточняет расположение элементов картины на вертикальной плоскости (верх-низ), при необходимости, поправляет ответы.
2.
Дидактическая игра «Братцы-Месяцы». Педагог: - У нашей Осени есть братцы, ты с ними знаком. Как их зовут? Ребенок называет осенние месяцы. Педагог уточняет, что это за братцы? (Осенние месяцы) Педагог: - Разложи по порядку месяцы (какой братец и за кем шагает). Педагог уточняет, какой сейчас месяц (октябрь), какой наступит после. Уточняет, какое время года наступит после осени.
Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика "Капуста" Так капусту мы рубили (ребрами ладоней слегка стучать)
И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солить") Отжимали ручками, (сжимать и разжимать кисти рук) Собирали в кучку мы. (собирать в кучку воображаемую капусту) В банку затолкали, (кулачками забивать ее в воображаемую банку) Крышкой закрывали. (крутить одной рукой, затем другой)
3.
Повторение. Игра «Узнай дерево». Педагог: - В осеннем лесу растут разные деревья. Расскажи Осени, какие деревья ты знаешь? (опора на картинки). Ребенок показывает дерево, стараясь правильно его назвать. (Названия деревьев - береза, рябина, дуб, клен). Совместное наблюдение за различной формой и цветом листочков. Описание формы педагогом. Описание формы ребенком. Педагог: - У березы листик березовый, а у дуба – дубовый и т.д.) Закрепление. Педагог: - Какой листик у берёзы, клена, дуба, рябины? Ребенок с помощью педагога старается правильно назвать листики знакомых деревьев.
4.
Игра «Собери листочки». Педагог: - Осень приглашает тебя прогуляться по осеннему лесу! Иди пальчиком по дорожке и собирай встретившиеся листики. Назови листики правильно. Ребенок пальчиком скользит по нарисованной траектории, останавливается, находит контурный рисунок из наложенных изображений (2 знакомых листика). Старается узнать листик и правильно его назвать («Я нашел берёзовый листик…, кленовый, дубовый, рябиновый»).
5.
Игра «Разложи по порядку». Педагог: - Вспомни и разложи по порядку слева-направо листочки в той последовательности, в какой ты встречал их в лесу. Посчитай, сколько ты собрал листиков?
Ребенок раскладывает листочки слева-направо в соответствующем порядке и пересчитывает их (1-4)
Динамическая пауза. Упражнения для нормализации тонуса мышц рук.

(звучит музыка Чайковского Осень. Октябрь.)
Листья осенние тихо кружатся Листья осенние тихо кружатся, (плавные расслабляющие движения кистями рук слева направо) Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно кладем руки на стол ладонями вниз) И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга) Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
6.
Рисование округлых форм – «Капуста». Счет предметов в пределах 4. Педагог: - Осенью поспевают овощи. Капусту складывают на хранение в погреба. Разложи всю капусту в ящики (рисование кругов в ограниченном пространстве с небольшой помощью). Посчитай, сколько вилков капусты ты сложил в ящики.
III. Итог занятия.
Педагог: - Понравилось ли тебе путешествовать с красавицей Осенью? Порадуй её стихотворением. Ребенок читает наизусть стихотворения об осени. Педагог: – Осень тоже тебя благодарит за старание и дарит тебе наклейки для календаря погоды. Занятие окончено.

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна» ;
  • расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно - развиваюцие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:
  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(Весна) .

(дети договаривают хором: весна) .

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима) . Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» , — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слово капель)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают) .

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)

«Путешествие Капельки»

Тема : «Путешествие Капельки!»

Цель : систематизировать знания и представления детей о роли воды для всего живого, необходимости ее сбережения; познакомить с одним из природных явлений на Земле – круговорот воды в природе; совершенствовать навыки фразовой речи.

Задачи:

  1. Активизировать, уточнить и пополнить словарный запас по темам «Вода», «Родственные слова», помочь детям осознать абстрактные явления природы, связанные с водой.
  2. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку в схеме тела и на листе бумаги, эмоциональную оценку.
  3. Закреплять навыки словообразования, падежного управления (Д.п., П.п.), составления предложений с заданным словом.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным ресурсам, желание преодолевать трудности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием.

Оборудование : презентация, мультимедиа, звуковые файлы (неречевые звуки, песни «По камушкам», «Облака»), фильм «Сказ о воде и правде», эмблемы для детей, учителя — логопеда и родителей, белые листы картона (карта путешествий), трафарет — наклейки на каждого ребенка (туча, ручей, озеро, капли, облако, солнце), предметные картинки по лексическим темам для обобщения, мяч.

Ход занятия.

Слайд 1.

1.Организационный момент.

Дети заходят в зал (под мелодию «Облака, белогривые лошадки»). Становятся в ряд.

Ребята, поздоровайтесь с гостями

Собираю детвору

Поиграть в одну игру

Игра «О левой и правой руке»

У меня есть две руки: и правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать – и правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

Увидев маму, помахать – и правая, и левая!

Воздушный поцелуй послать – и правая, и левая!

И могут так меня обнять – и правая, и левая! (обхватываем себя руками – «обнимаем»)

Дети садятся за столы (рядом с родителями)

2. Сообщение темы.

Послушайте загадки:

Слайд 2.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Слайд 3.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

О чем эти загадки? (О воде)

  • Игра на развитие слухового внимания и восприятия «Звуки воды».

Ребята, нас окружает очень много звуков. И у воды тоже есть свои звуки. Давайте послушаем звуки воды (дети прослушивают звуковые файлы и отгадывают)

Звучит мелодия журчания ручейка .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 4. Ручей журчит

Звучит мелодия шума дождя .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 5. Дождь идет

Звучит мелодия шума моря

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 6. Море шумит

Звучит мелодия шума капли .

Какой звук воды вы услышали?

Слайд 7. Капля капает

Слайд 8.

Кто у нас сегодня на занятии? (Капелька воды)

Слайд 9.

Капелька познакомит вас с одним из удивительных явлений на нашей планете – круговорот воды в природе. Вместе с капелькой мы отправляемся в путешествие.

Хотите на время стать маленькими капельками и поиграть? (Дети получают эмблемы «Я – капелька____________ (имя)» (родители помогают прикрепить эмблемы).

Вместе мы составим карты нашего путешествия, где будем отмечать, как путешествуют капельки воды. Сейчас карты пустые, но по ходу путешествия мы будем их заполнять.

В начале занятия мы делали движения и правой рукой, и левой рукой.

Покажите, где на карте правый угол, левый угол, правый нижний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, левый верхний угол, середина (центр)

3. Основной этап.

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

На столе лежат картинки (птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, люди, цветы). Дети выбираю картинки и называют их обобщающими словами, затем объясняют, почему нужна вода (Ответы дают полным предложением).

Слайд 10.

Сорока, синица, воробей (птицы) Птицы пьют воду

Слайд 11.

Береза, елка, дуб (деревья) Деревьям нужна вода

Слайд 12.

Щука, карась, лещ (рыбы) Рыбы живут в воде

Слайд 13.

Кузнечик, бабочка, жук (насекомые) Насекомые пьют воду

Слайд 14.

Слон, зебра, жираф (животные) Животные пришли пить воду

Слайд 15.

Девочка, бабушка, мальчик (люди) Людям нужна вода

Слайд 16.

Тюльпан, ландыш, роза (цветы) Цветы засохнут без воды

Слайд 17.

Камни, компьютер, телефон Им не нужна вода. Это неживые предметы.

Слайд 18.

Конечно же, вода необходима всему живому: птицам, растениям, насекомым, животным, рыбам, человеку. Без воды все живое на земле погибнет. Без воды не было бы жизни на нашей планете Земля. Вода – это основа жизни.

Слайд 19.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Где есть капельки воды?

В луже, в море, в океане

И даже в водопроводном кране!

  • Артикуляционная гимнастика.

Откуда появилась наша капелька вы сейчас узнаете, если сделаем разминку для язычка.

Слайд 20.

  1. Капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше (Упражнение «Толстячок».
  2. Из тучки выливается дождь (Упражнение «Худышка»).
  3. Капельки капают из тучки на землю (Упражнение «Качели»).
  4. Капельки сливаются в тоненькие ручейки, затем образуется широкая река, а из реки капельки попадают в море (Упражнение «Иголочка» — «Лопатка»).
  5. Из моря капельки попадают в глубокий океан (Упражнение «Чашечка»).
  6. В океане появились высокие волны (Упражнение «Грибок»).
  7. Капельки катаются по высоким волнам (Упражнение «Горка»).
  8. Над океаном выглянуло яркое солнце (Упражнение «Вкусное варенье»).
  9. Капельки стали легкими и ветерок их поддувает вверх (Упражнение «Фокус»).

Слайд 21.

Итак, откуда появилась наша капелька? (из тучки)

  • Подбор слов – действий.

Слайд 22.

Что можно делать с водой или при помощи воды? Отвечать нужно, одним словом. За каждый ответ вы будете получать капельку.

Примерные ответы детей: пить, поливать, купаться, мыться, тушить, варить, плавать, рисовать, стирать, обливаться, плескаться, промокнуть, сделать фонтан….

Слайд 23.

Откуда падают капельки на землю? (из тучки).

Клеим тучку с капельками на карту в правый верхний угол.

  • Подвижная игра «Прыг – скок».

Дети с родителями становятся в одну линию. При слове «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Ведущий вместо слова «вода» может произносить другие слова, например: море, река, океан, пруд…; вместо слова «суша» — берег, земля, остров… Игра проводится в быстром темпе.

Звучит ритмическая мелодия «Прыг-скок»

Все старались, Молодцы! (получают по капельке).

Слайд 24.

  • Просмотр фильма «Сказ о Воде и правде».

Внимание на экран.

Ребята, это был Вреднюка. Он очень плохой. Что он любит? (грязь, мусор). Что может случиться с водой? (станет грязной, вода погибнет или исчезнет).

Вреднюка забрал всю воду. Что теперь будет? Ответы детей: засохнут растения, погибнут животные, люди не смогут мыться и будут ходить грязными, земля высохнет и будет пустыня, исчезнут озера, моря, океаны.

Слайд 25.

Не беда, капельки! Если нас будет много, то, что получится? (Ручеек)

Физминутка «Ручеек» (под музыку «По камушкам», Л. Сенчина).

Ребята, найдите правый нижний угол на карте и приклейте туда ручеек.

Вспомните, какой был Вреднюка? (злой, черный)

А вы знаете, почему он черный? Что он любит? (грязь, мусор). Как нам победить его? (убирать грязь, мусор; беречь воду: не тратить ее попусту; не вырубать леса; быть добрыми к природе).

Слайд 26.

Найдите левый нижний угол на карте и приклейте туда озеро.

  • Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)

Вреднюка не любит добрые и ласковые слова, назовем их и победим его (Вода-водичка, струя – струйка, водопад – водопадик, капля – капелька, дождь – дождик). Логопед передает мяч каждому ребенку.

Слайд 27.

От наших ласковых слов выглянуло солнышко.

Какое оно? (теплое, яркое, желтое, ласковое…).

Слайд 28.

Приклейте солнышко вверху посередине на карте.

Вреднюка не выдержал такой доброты, чистоты и теплого солнца, поэтому исчез. Теплые солнечные лучи подхватили капельки с озера и они устремились прямо вверх на небо.

Слайд 29.

Приклейте капельки на карту (дети приклеивают капли).

Слайд 30.

Поможем капельке найти облачко. Из капелек получилось облачко. Найдите левый верхний угол на карте и приклейте облачко. Из чистого озера вверх поднимаются капельки к облачку.

Слайд 31.

Вам хочется, чтобы капелька вернулась? (да)

Что крикнем ей вслед: «Возвращайся, Капелька!»

4. Заключительный этап

Слайд 32.

Капелька оставила вам подарки и карту своего путешествия. Это Круговорот Воды в природе. Капельки всегда возвращаются обратно!

Слайд 33.

Звучит песня «По камушкам», Л. Сенчина.

Наше путешествие подошло к концу (раздача книжек-малышек и воздушных шаров-капелек).

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с детьми с ТНР(системное недоразвитее речи 1-2 уровня),
Тема: Лиса и заяц.(закрепление тем «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»).
Цель: Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).
Задачи:
1. Коррекционные: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса (на выдохе пропевать гласные звуки), чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: слушать образец текста; коррекция кратковременной и долговременной памяти: закрепления знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Весна»; уточнение и пополнение активного словаря по этим темам, развитие коммуникативной функции речи.
2. Воспитательные: воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.
Оборудование: компьютер, запись песенки-потешки «Заинька, попляши»; конструктор Лего (крупный); Су-Джок; «Пальчиковый бассейн»; прищепки; жёлтый круг (солнышко), иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); шапочка Зайца; разрезная картинка Белка; «Чудесный мешочек», муляжи овощей; тетрадь Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (альбом №1), цветные карандаши.
Здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, самомассаж пальцев рук в «пальчиковом бассейне», самомассаж ладоней с помощью Су-Джока, На протяжении всего игрового занятия поощряются любые речевые высказывания ребёнка, попытки повтора звуков, слогов, слов. В случае отказа в выполнении движений, повтора слов ребёнком используются приёмы пассивной гимнастики, сопряжённого повтора, договаривания за ребёнком самим логопедом. В исключительном случае занятие может быть сокращено (в интересах ребёнка); разбито на несколько частей/занятий.
По ходу занятия ребёнку даётся право выбора (какой, какого цвета Су-Джок, карандаш ты выберешь?), всегда даётся положительная оценка выполненного задания.
Ход занятия
I. Оргмомент. Настрой на занятие. Повторение.
Смотрим солнышко какое веселое играет с нами – артикуляц гимнастика
2.Коррекция голоса и закрепление жестовых моделей гласных звуков.
Чтобы красиво говорить - надо с язычком, голосом и пальчиками дружить. Давай вспомним песенки гласных звуков, которые мы голосом поём и пальчики нам в этом помогают.
Пропеть гласные звуки+ жестовые модели звуков.
Голос у нас проснулся.
3.Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.
А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.
-Жили-были… (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступила весна. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка? (у Лисы)
А почему растаяла ледяная избушка? (Пришла весна. Стало тепло, солнышко стало припекать, греть).
Давай вспомним игру с пальчиками про Весну и Солнышко.
5.Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и по столу)
Солнце землю греет, греет (Тереть ладони друг о друге)
Ветер дует всё теплее. (Погладить ладошками щёки)
Светит солнышко в окно, (Ладони вверх-вниз, руки перед собой.)
Скоро будет нам тепло! (Хлопки на каждый слог-потереть ладони.)
6.Элементы театрализации-драматизации. Вспоминаем сказку Все сказки начинаются со слов ЖИЛИ БЫЛИ
Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.
Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.
7.Развитие мимики и эмоций.
Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно.
Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится.
Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом.
Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.
II. Объявление темы занятия.
Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова и строить предложения.
Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.
1. Активизация коммуникативной функции речи.
Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел? Отгадай загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
а когда придёт весна,
просыпается от сна.
Кто это? (медведь) Давай походим, как мишка косолапый.
МЕДВЕДЬ:
«Здравствуй, зайка! Я принес тебе детали от домика, но за это прошу тебя меня погреть. У меня было солнышко волшебное, оно меня согревало. Но за зиму все лучики куда-то подевались. Помоги мне их найти и починить Солнышко.
2.Самомассаж пальцев в «пальчиковом бассейне», достать прищепки и «починить» Солнышко.
Молодец! Спасибо. Я теперь согреюсь.
Получи детали от домика. (лего)
На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь.
3.Разрезная картинка Белка.
БЕЛКА:
«Здравствуй, зайка! Я принесла тебе мешочек с игрушками. Угадаешь какие – тогда дам детальки для домика.
4.Развитие тактильных ощущений. «Чудесный мешочек» - овощи. Называем овощи по порядку
5.Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.
Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.
Русская народная потешка «Заинька попляши».(запись)
Ой, кто-то ещё к нам в гости идёт.
Угадай: Кто из животных колючий? – ежик колючий.
ЁЖИК
«Здравствуй, зайка. Я колючий серый ёж, поиграй со мной!»
6. Игровой самомассаж ладоней с помощью Су-джока (ёжиком) для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Слова Действия
Наш волшебный мудрый ёжик
Не нашёл в лесу дорожек. Прокатываем по левой руке.
Вертикально.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко. По ладошке.
Вертикально.
Только, ёжик, не шали!
Сильно ручки не коли! Катаем между ладоней.
Вертикально.
Спасибо, поиграли вы со мной. Но у меня есть ещё загадка в тетрадке. Угадаете - отдам все детальки для домика.
Молодец! Получи детали от домика.
Ребёнок достраивает домик.
8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Вот построен новый дом,
Поселился зайка в нем.
Очень зайкин дом большой,
Он и с печкой, и с трубой.
Что мы построили? (Дом).
Кто поселился в доме? (Зайка).
Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).
9.Задание самостоятельно. Дорисовать домик
III. Итог.
Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты сегодня молодец! Старался правильно и четко произносить слова и составлять предложения.
Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. МЕДВЕДЬ. БЕЛКА. ЁЖИК.
Давай скажем им СПАСИБО и ещё раз станцуем под песенку-потешку «Заинька попляши».
До свидания.

Юлия Цибирова
Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ. Тема «Школьные принадлежности».

Цель : Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей , развивать желание учиться.

Задачи :

Развитие артикуляционной и ручной моторики;

Развитие синтаксической стороны речи;

Развитие лексико-грамматического строя речи;

Развитие фонематического анализа.

Учить образовывать притяжательные прилагательные множественного числа;

Развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие памяти и логического мышления;

Развитие пространственных представлений;

Продолжать развивать связную речь;

Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям .

Артикуляционная гимнастика

Сегодня мы с вами будем солнышками.

Солнышко проснулось - улыбнулось (УЛЫБКА)

Потянулось - (ТРУБОЧКА, чередование улыбки и трубочки

Солнышко сделало зарядку (ЧАСИКИ, (КАЧЕЛИ)

Умылось - (ПОЧИСТИМ ЗУБКИ)

Позавтракало- (ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ) и пошло на улицу гулять

Встретило БУЛЬДОЖКУ (язык между нижними зубами и нижней губой)

Вместе они пошли кататься на горку (ГОРКА)

Подули на язычок, как у нас водичка льется? СССССС

Упражнения с массажными мячиками

Ежик колет нам ладошки.

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть –

Будем ручки развивать.

Ловкими станут пальчики.

Умными будут девочки и мальчики.

Ежик нам ладошки колет.

Ручки нам готовит к школе !

Орг. Момент.

Ребята послушайте и попытайтесь отгадать загадки.

Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

Черный Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом пройдет - там заметку кладет. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

Природу любить, Стариков уважать. (Учитель)

Любим нос везде совать : И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами, Разноцветными носами. (Карандаши)

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о школе и о школьных принадлежностях .

Лексическая работа

Ребята, а кто-нибудь знает, чем школа отличается от детского сада? (Ответы детей )

– Как называют детей , которые ходят в школу ? (Ученик, ученица, школьник , школьница )

– А как называют детей , которые учатся в одном классе? (Одноклассники, одноклассницы.)

– А кто учит детей в школе ? (Учит детей в школе учитель , учительница.)

– За чем дети сидят в школе ? (Дети сидят в школе за партами .)

А теперь давайте выйдем с вами на коврик и немножко поиграем.

Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. Что на них нарисовано (Цветные карандаши, акварель, букварь, дневник, спортивная форма, первоклассник, звонок, шариковая ручка, мешок для обуви, альбом для рисования).

– Какие ещё школьные принадлежности вы знаете ?

Что изменилось? (Развитие зрительного внимания и памяти, развитие фонематического анализа).

На ковролине выкладываются картинки с изображением различных школьных принадлежностей . Дети запоминают, в какой последовательности они разложены. Затем дети отворачиваются. Логопед меняет последовательность изображений. Что изменилось? Исправьте ошибку.

На какой звук начинается этот предмет

«Найди и назови» (Развитие пространственных представлений) .

А теперь скажите пожалуйста, что находится между шариковой ручкой и стирательной резинкой?

Что находится справа от тетради?

Что находится над глобусом?

Что находится слева от пенала?

Физкультминутка «У меня в портфеле…»

Я называю слово, если этот предмет относится к шк. принадлежностям вы хлопаете в ладоши, если нет - приседаете.

Слова : ваза, фонарик, ластик, холодильник, акварель, удочка, пенал, шкаф, циркуль, шариковая ручка, кукла

Заучивание стихотворения С. Маршака по мнемотаблице (со словарной работой) :

А теперь внимательно слушайте стихотворение и следите за моей указкой. Каждое предложение будет соответствовать определенной картинке.

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у нас в портфеле :

Промокашка и тетрадь.

Ручка, чтобы ей писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Какие вы молодцы как быстро выучили стихотворение. А теперь давайте немного поиграем в мяч.

Игра с мячом (Образование прилагательных от сущ.)

Я буду называть вам предмет и говорить из чего он сделан, а вы мне будете говорить какой он .

– Звонок из металла – звонок, какой? (Металлический) .

– Дневник из бумаги, – какой? (Бумажный)

– Шариковая ручка из пластмассы? – (Пластмассовая)

Мешок для сменной обуви из ткани? – (Тканевый)

– Цветной карандаш из дерева, какой? (Деревянный)

– Пенал из пластмассы? (Пластмассовый)

– Ластик из резины – ластик, какой? (Резиновый, жесткий, мягкий)

– Портфель из кожи, – какой портфель? (Кожаный)

Спортивный костюм из трикотажа? (Трикотажный)

Игра «Магазин» (Работа над грамматическим строем речи.)

Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Магазин» . У каждого из вас на столе лежит конверт с разрезанной на части картинкой. Соберите эту картинку. А на ковролине изображен магазин с полками, на которых лежат такие же предметы но в большом количестве. Будем составлять предложения из пары слов по такому образцу, слушаем внимательно. «У меня одна пластмассовая линейка, а в магазине много пластмассовых линеек».

Шариковая ручка – У меня одна шариковая ручка, а в магазине много шариковых ручек.

деревянный карандаш – У меня один деревянный карандаш, а в магазине много деревянных карандашей.

резиновый ластик – У меня один резиновый ластик, а в магазине много резиновых ластиков.

металлический звонок – У меня один металлический звонок, а в магазине много металлических звонков.

пластмассовый пенал – У меня один пластмассовый пенал, а в магазине много пластмассовых пеналов.

тканевый мешок – У меня один тканевый мешок для обуви, а в магазине много тканевых мешков для обуви.

Предложения-нелепицы (Развитие синтаксической стороны речи.)

Молодцы, ребята вы хорошо составляете предложения, но есть дети, которые не умеют составлять предложения, вот послушайте и исправьте предложения-нелепицы.

Кисточка рисовала Валю. (Валя рисовала кисточкой.)

Первоклассник поставил двойку учительнице. (Учительница поставила двойку первокласснику.)

Букварь учиться по Славе. (Слава учиться по букварю.)

Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель.)

Шариковая ручка написала письмо Ване. (Ваня написал письмо шариковой ручкой.)

Цветы раскрашивают Клаву акварелью. (Клава раскрашивает цветы акварелью.)

Уроки записали первоклассника в дневник. (Первоклассник записал уроки в дневник.)

Развитие внимания и графомоторных навыков

А сейчас посмотрите внимательно на картинки и раскрасьте цветными карандашами только школьные принадлежности .

Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили?

Какие новые слова вы узнали?

Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Школьные принадлежности» Bиды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная. Цели: развивать мышление,.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Тема: «Звук [Ш]» Звук [ш] Цели: - Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях; - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ОНР (подгот. Возраст) Тема: Дифференциация С-Ш, З-Ж. ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С-Ш], З - Ж В ТЕКСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИКО-ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Постановка звука [С] по подражанию. Лексическая тема «Дом. Мебель» ТЕМА: ПОСТАНОВКА [С] ПО ПОДРАЖАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ДОМ. МЕБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ: картинки мебели, картинки артикуляционных упражнений, игра.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Торт Торт "Трюфельный": рецепт приготовления Как готовить трюфельный торт Рецепты салатов из говядины с маринованными и свежими огурцами Рецепты салатов из говядины с маринованными и свежими огурцами Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке