Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Потребности и деятельность человека. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Что такое мотив

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально «побудительная причина, повод к какому-либо действию». В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.
В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод - это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.
Потребности человека можно разделить на три группы:
1. Биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).
2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств.
3. Идеальные потребности : познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Многие люди посвящают свой досуг чтению, посещению музеев, концертных залов и театров. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кто-то увлекается кино, кто-то танцами, а кто-то футболом.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто (если он не находится в экстремальной ситуации) не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении.
Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:
физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;
экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально «существование»): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;
социальные : в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;
престижные : в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
духовные : в самоактуализации, самовыражении.
Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.
В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки .
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означающее буквально «иметь значение, важно». Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.
С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. А нравственный идеал - это представление о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным идеалом.
Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. Примерами могут служить стереотипы автоматизированных действий в процессе решения задач или интуиция, о которой будет сказано ниже.
В деятельности человека большое значение имеет воля, т. е. способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом противоположные по своей направленности собственные желания и стремления.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Закон 2) указ 3) постановление 4) нормативно-правовой акт 5) Конституция

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) творчество; 2) субъективность; 3) системность; 4) обоснованность; 5) эмоциональность; 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

5

Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции в государстве. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

7

Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.

2. Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.

3. Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.

4. Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.

5. Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

8

Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами

9

Инвестор, работающий на рынке ценных бумаг, для снижения рисков и увеличения доходов решил вложить денежные средства как в эмиссионные, так и в неэмиссионные ценные бумаги. Выберите из приведённого ниже списка примеры неэмиссионных ценных бумаг.

2. облигация

4. банковский сертификат

6. вексель

10

11

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида.

2. Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида.

3. Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4. Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным.

5. Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм.

12

Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.

2. Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.

3. Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

4. Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

5. Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2. В политическую элиту входят прежде всего наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.

3. Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.

4. Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.

5. Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от позиции самих элитарных групп в обществе.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, который на своём заседании избирает главу государства. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. парламентарная монархия

2. парламентская республика

3. федеративное государство

4. демократическое государство

5. тоталитарное государство

6. унитарное государство

16

Какие положения отражают основы конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.

1. Государство является демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления.

2. Хозяйственная жизнь определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом.

3. Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни.

4. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

5. Земля, ее недра, воды, леса, шахты, рудники являются государственной собственностью.

6. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

17

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и уровнем научного познания (обозначено цифрами).

18

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц

19

Выберите верные суждения о праве на гражданство и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Ходатайствовать о приеме в российское гражданство может достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо при усло​вии проживания на территории РФ в течение 3 лет непрерывно.

2. Гражданство - устойчивая правовая связь лица с госу​дарством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

3. Подданство - правовая связь лица и государства при монархии.

4. Гражданин РФ может быть лишен гражданства односторонним решением государ​ства.

5. Граждане РФ, посто​янно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этих республик.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое _____ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с ____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения ____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. государственное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Статья 27.

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных (законом), а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признаётся недействительным со дня его заключения

Статья 29 .

1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключённого с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещённой законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке

Статья 30.

1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

2. К имуществу, приобретённому совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключённый супругами... признается недействительным.

3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трёхсот дней со дня признания брака недействительным.

4. При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причинённого ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.

(Извлечение из Семейного кодекса РФ)

Какой орган уполномочен законом решать вопрос о недействительности брака? С какого момента брак признаётся недействительным? Какой брак называется фиктивным?

Показать ответ

Должны быть приведены ответы на три вопроса:

1) ответ на первый вопрос ; суд:

2) ответ на второй вопрос : с момента заключения:

3) ответ на третий вопрос : если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Озаглавьте статью 29. Проиллюстрируйте примером п. 3 ст. 29 СК РФ.

Показать ответ

Правильный ответ должен соблюдать следующие элементы:

1) название статьи , например: обстоятельства, устраняющие недействительность брака;

(Название может быть дано в иной формулировке, верно отражающей сущность содержания статьи.)

2) пример , иллюстрирующий п.З. допустим: девушка вышла замуж для того, чтобы получить регистрацию в районном центре и устроиться на работу, но спустя некоторое время между ней и мужем установились нормальные супружеские отношения.

Может быть приведён другой пример

Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.

Показать ответ

1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации;

2) приведен еще один институт, например, семья;

3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая.

Могут быть приведены другие институты и указаны другие функции

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью;

2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации;

3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями.

Могут быть приведены другие аргументы.

Какой смысл юристы вкладывают в понятие «правовой обычай»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о месте правового обычая в системе правового регулирования, и одно предложение, содержащее информацию об особенностях правового обычая.

Показать ответ

1) смысл понятия, например: правовой обычай - это правило общеобязательного поведения, сложившееся в результате длительного применения; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о месте правового обычая в системе правового регулирования, например: «Правовой обычай во многих государствах признается как источник права».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о субъектах правотворческой деятельности)

3) одно предложение с информацией об особенностях правового обычая, например: «Правовой обычай как правило не фиксируется в каком-либо правовом акте».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о принципах правотворческой деятельности)

Назовите любые три проявления несовершенств рынка и укажите, как в смешанной экономике государство может преодолеть каждое из них.

Показать ответ

Ответ должен содержать проявления несовершенств рынка в смешанной экономике и указания того, как государство их преодолевает (решения), например:

1) в условиях рынка производство ряда товаров и услуг является невыгодным для фирм (государство берёт на себя производство общественных благ, которое для частных фирм непривлекательно, но необходимо обществу);

2) безработица является естественным состоянием рынка труда (государство проводит политику в области занятости, помогая решить проблему безработицы);

3) рыночные отношения способствуют социальному неравенству (государство обеспечивает социальные гарантии (пенсии, пособия, дотации) нуждающимся гражданам).

Могут быть названы другие проявления и иные решения

Коммерческое предприятие «Сигма» занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) организационно-правовая форма: производственный кооператив;

2) признаки:

Работники предприятия лично участвуют в его работе;

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3) Основные отрасли российского права:

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4) Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5) Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6) Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7) Конституция РФ в системе российского права.

8) Отражение особенностей общественного развития в системе права.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса...» (И. Этвеш)

29.2. Экономика «Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой - прибыль». (Р. Хэйан)

29.3. Социология, социальная психология «В группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества». (В.В. Касьянов)

29.4. Политология «Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора». (Л. Фейхтвангер)

29.5. Правоведение «Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт)

Что такое мотив?

Мотив (от лат. moveo – двигаю) – 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности – наряду с потребностями, интересами, установками, идеалами, убеждениями, влечениями, эмоциями, инстинктами.

Потребности

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.

Классификация потребностей.

Классификация №1:

1) биологические потребности (нужда в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);

3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).

Классификация №2. Пирамида Маслоу.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности:

I. Первичные (врождённые их ещё называют витальными,материальными, биологическими, органическими):

1) физиологические(нужда в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) экзистенциональные (примеры: потребность в безопасности, в комфорте, стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях);

II. Вторичные (приобретённые):

1) социальные (примеры: потребность в создании семьи, потребность в дружбе, любви, потребность быть причастным к совместной деятельности);

2) престижные (примеры: потребность в карьерном росте, в завоевании статуса, внимания, признания, славы, потребность в уважении со стороны других людей, в самоуважении);

3) духовные, познавательные и эстетические.

Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).

Среди социальных потребностей выделяют потребности «для себя» (отстаивание своих прав) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности).

Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными.

Ложные и истинные потребности

Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Примеры ложных потребностей: потребности в алкоголе, наркотических веществах, табакокурении и т.п.

Герберт Маркузе:

«Мы должны различать истинные и ложные потребности. "Ложными” являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющий тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате – эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей».

Что является источником ложных потребностей?

Карл Маркс:

"Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им"

Эрих Фромм:

"Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ."

В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого.

Основные причины отчуждения: 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.

Интересы

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – 1) в социологии – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.

Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения.

По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

Влечения

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.

Влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).

Фрейд выделяет следующие виды влечений:

1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению; 2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вопрос B2

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

Вопрос B3

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки.

Вопрос B4

Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Вопрос B5

Установите соответствие между признаками и формами познания.

Вопрос B6

Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1. опора на данные наблюдений

2. экспериментальное подтверждение выводов

3. учет накопленного опыта

4. использование форм рационального познания

5. разработка обоснованных теорий

6. применение строго определенных понятий

Вопрос B7

Выберите верные суждения о субъектах банковской деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Коммерческие банки могут заниматься производством материальных ценностей.

2. Центральный банк может принимать депозиты и выдавать кредиты.

3. Центральный банк может устанавливать определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

4. Коммерческие банки могут заниматься торговлей и страхованием имущества.

5. Коммерческие банки могут заниматься кредитованием предприятий, государства и населения.

Вопрос B8

Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B9

Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Эти акции дают право на участие в управлении компанией.

2. Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.

3. Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

4. Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства.

5. Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.

6. Эти акции дают право на безусловный возврат их номинальной стоимости по истечении срока погашения.

Вопрос B10

На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

2. снижение цен на популярные модели телефонов

3. утверждение плоской шкалы налогообложения

4. рост покупательной способности населения

5. удорожание услуг стационарной телефонной связи

Вопрос B11

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4. Социальные нормы являются элементом социального контроля.

5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

Вопрос B12

В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Вопрос B13

Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.

2. При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3. При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.

4. В отличие от политических режимов других типов, при демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.

5. При демократическом режиме, в отличие от политических режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

Вопрос B14

Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B15

В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение? Запишите цифры, под которыми эти выводы указаны

1. Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

2. Республика отличается стабильными социальными отношениями.

3. Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

4. Республика является современным государством с развитым законодательством.

5. Республика провозгласила суверенитет народа.

6. Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

Вопрос B16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

Вопрос B17

Установите соответствие между признаками и организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B18

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

Вопрос B19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В черте Москвы находятся более 200 рек и 600 водоемов. (Б) Состояние многих из них оставляет желать лучшего. (В) В пределах города малые реки в основном взяты в трубы. (Г) Тем не менее через ливневые стоки в них сбрасываются отходы современных производств. (Д) Обеспечение людей чистой водой - одно из направлений решения экологической проблемы, требующее объединения усилий всего общества.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

А Б В Г Д

Запишите цифры под соответствующими буквами.

Вопрос B20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В общем виде труд можно определить как ____ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как _____ (В), то имеют в виду самые различные его формы - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек - субъект ____ (Д) может реализовать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту _____ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. производство

4. зарплата

6. средство

7. предмет

8. собственность

Потребности человека можно разделить на три группы:

  1. Биологические потребности: переживание нужды в питании, воде, движении, нормальном теплообмене, самосохранении, сохранении рода и т.д.
  2. Социальные потребности: в самореализации, самоутверждении, общественном признании достоинств личности ит.д.
  3. Идеальные потребности: познание мира, общества и себя.

Биологические, социальные и идеальные потребности тесно взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными (например, в жаркий день никто не будет утолять потребность в воде из лужи на дороге). У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое от социального, идеального (потребность в общении).

Приведенная классификация не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А.Маслоу . Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т.д.

экзистенциальные (от лат. существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне и тд.

социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей – первичные (врожденные), а следующие три – вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом, например, может быть семья.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы (от лат. иметь значение, важно). Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (порядков, норм взаимоотношений и т.д.), от которых зависит распределение благ. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.


В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы всего общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

С интересами людей тесно связаны из идеалы. Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Бессознательное - это обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не отдает себе отчета. В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей (К.Юнг).

На деятельность человека могут оказать влияние влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения имеют разрушительные последствия, другие созидательные.

4. Виды деятельности:

Существуют классификации видов деятельности по разным признакам

1) По направленности деятельность человека можно подразделить на духовную и практическую. Духовная деятельность направлена либо на преобразование самого себя, приобретение новых знаний, ценностей, опыта, осмысление своего поведения, либо на изменение сознания других людей. К духовной деятельности относится:

познавательная деятельность (отражение действительности в художественной, научной и форме религиозных учений),

ценностно-ориентировочная (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения),

прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Практическая деятельность направлена на природу и материальные объекты; ее цель – изменить материальные условия существования человека в обществе. Практическая деятельность включает:

материально-производственную (преобразование природы)

─ социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

В действительности чаще всего в деятельности человека можно выделить и духовную и практическую стороны, они существуют в единстве, но в определенные моменты одна из сторон может доминировать.

2) В многообразии видов деятельности можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. При таком подходе в качестве главного критерия к выделению видов деятельности рассматриваются результаты деятельности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Вешенки в сметане: не только вкусно, но и полезно Рецепт вешенки со сметаной Вешенки в сметане: не только вкусно, но и полезно Рецепт вешенки со сметаной Значение животных и птиц Значение животных и птиц