Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов Правила написания глаголов в прошедшем времени

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема : Правописание глаголов в прошедшем времени.

Образовательная программа: Школа России.

Цель: Создать условия для осознания, осмысления знаний по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Задачи:

образовательные:

    создать условия для ознакомления с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени;

    совершенствовать умения правильно писать и выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени;

    способствовать развитию умения определять грамматические признаки глагола;

    анализировать, проводить обобщения, делать выводы

развивающие:

    формировать новые способы действий, обучать работе по плану;

    развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, познавательную активность, память и связную речь обучающихся.

воспитательные:

    воспитывать у детей самоконтроль за монологической речью;

    воспитывать внимательное отношение к окружающим;

    воспитывать умение слушать друг друга.

    установить связь с жизненным опытом ребенка

    воспитывать интерес к русскому языку

Формируемые УУД:

Познавательные:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме;

    анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

    синтез, подведение под понятие

Регулятивные:

    постановка учебной задачи;

    определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

    предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    оценивание качества и уровня усвоения материала;

    планирование своей деятельности в соответствии с целью урока;

Коммуникативные:

    умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    умение понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, учебник.

Продолжительность урока : 40 минут.

Ход урока

Этапы урока. Цель. Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Огр.момент

(1 мин)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Лидия Михайловна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие на планету, которая называется Морфология, где живут различные части речи и побывать в гостях в городе Глаголов. В путь мы отправимся вот на этой ракете. Пристегните, пожалуйста, ремни, начинаю отсчет времени – 3,2,1 ..Пуск!

Приветствуют учителя. Присаживаются на места. Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Выполняют указания учителя.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

(5 мин)

А нашим помощником будет…, а вот что же это за помощник, вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.

Прочитайте её. Кто из вас может сказать, о чем идет речь в этой загадке?

Да, совершенно верно, это компьютер. В последнее время человеку сложно обходиться без этой электронной машины. Ведь сейчас компьютер может заменить нам и печатную машинку, и калькулятор, и телевизор, и музыкальный центр, и телефон, и телеграф. Это своеобразная машина, которая помогает совершать путешествия в пространстве и времени.

Запишите слово компьютер в свой орфографический словарик, выделите орфограммы, поставьте ударение. Обратите внимание на произношение этого слова компьют[э]р.

- Читают загадку.

- Компьютер.

- Записывают слово в словарь.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

3. Самоопределение к деятельности. (5мин)

Прочитайте стихотворение.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

Чем интересно это стихотворение?

В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

Сформулируйте задачи урока.

Читают стихотворение.

Оно состоит только из глаголов.

- В про­шедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал? и име­ют суффикс -л-.

Повторить всё, что нам из­вестно о глаголах в прошедшем времени, узнать о них новые сведения.

Коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению.

4. Работа по теме урока. (10мин.)

Вы заметили, ребята, кто нас встречает? Это мальчик Почемучка, который сидит в задумчивости и ждет, когда вы поможете ему ответить на вопрос. Прочитайте его. Кто поможет Почемучке?

Но Почемучка сегодня подготовил не только вопросы, но и задания. Прочитайте 1 задание, выполните его в тетради.

А теперь проверим написание глаголов с пропущенными орфограммами. Внимание на экран. Какая орфограмма пропущена во всех этих глаголах? Читаем глаголы, доказывая правильность написания орфограммы.

А сейчас откройте учебники на стр.109 и прочитайте упр.229

Прочитайте выразительно отрывок из басни.

Прочитайте задания.

Как отличить предлог от приставки?

Какие слова вы напишете слитно? Прочитайте их.

Какие слова вы напишете раздельно? Прочитайте их.

В каких словах приставка обозначает начало действия? (За­щёлкал, засвистал.)

Назовите глаголы в прошедшем времени. По каким при­знакам вы их распознали?

Выполните письменные задания к упражнению.

Отвечают на вопрос (Что делал, что сделала, что будет делать…)

Выполняют здание.

Проверяют.

Открывают учебник и читают задание.

Коммуникативные

УУД: допускать существование различных точек зрения,

приходить к общему решению в спорных вопросах;

Личностные УУД:

широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

5.Физминутка

Выполняю движения согласно физминутки.

Выполнение физминутки

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, корректно сообщать товарищу об ошибках;

6. Продолжение работы по теме урока.

А нас снова ожидает Почемучка, который уже готов задать вам следующий вопрос.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Откройте учебник на странице 110. Сейчас мы с вами рассмотрим таблицу и ответим на вопрос Почемучки.

А сейчас вашей помощи просит мышонок Джерри. Прочитайте, что нужно сделать? Вспомните правило и закройте знаки вопроса в глаголах нужными суффиксами.

А сейчас мы выполним упражнение 232 .

Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени единственного числа?

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

Что вы узнали о глагольном суффиксе -л-?

Открывают учебники и рассматривают таблицу.

Смотрят на экран, читают задание и выполняют его.

Открывают и читают задание.

Коммуникативные УУД: следить за действиями других участников в процессе учебной деятельности.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

7. Рефлексия.

Наше путешествие близится к концу, но чтобы благополучно приземлиться, выполним последнее задание. Ответим на вопросы.

Итак, что мы теперь знаем о глаголах прошедшего времени?

На какие вопросы они отвечают?

Какой суффикс имеют?

Как изменяются?

Как определить род глагола?

Какой суффикс пишется перед суффиксом – л?

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 109 упр. 229

Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делало? что сделало? что делали? что сделали?

Имеют суффикс - л -.

По числам, а в единственном числе и по родам.

Род глагола определяется по роду имени существительного, с которым глагол связан в предложении.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л

пишется тот же суффикс, что и перед -ть в неопределенной форме.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Регулятивные УУД: следовать указаниям учителя.

Правописание глаголов в прошедшем времени

Продолжим изучать тему «Глаголы» и сегодня поговорим о правописании глаголов в прошедшем времени. Чем же отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем?

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы:

что делал? что сделал?

что сделала? что сделала?

что делало? что сделало?

что делали? что сделали?

В прошедшем времени глаголы имеют суффикс -л- : склеи л , спрята л а . Они изменяются по числам. В единственном числе глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.

Во множественном числе > окончание : склеил и , сказал и

В единственном числе:

Мужской род > нулевое окончание

Женский род > окончание : сделал а , спросил а

Средний род > окончание -о: упал о , проросл о

Для определения рода глагола в прошедшем времени надо определить род существительного, к которому он принадлежит:

Солнце освещало верхушки деревьев . > Солнце (оно, мое) о свещало : ср. род

Для того, чтобы определить суффикс, который пишется перед суффиксом -л- в глаголах пошедшего времени, надо определить суффикс, который пишется у этого глагола в неопределенной форме перед –ть .

Например: стро и ть > стро и л , слыш а ть > слыш а л , ла я ть > ла я л .

Глаголы, в неопределенной форме отвечающие на вопрос что сделать? настоящего времени не имеют.

beginnerschool.ru

Правила грамматики. Правописание глаголов в прошедшем времени

Продолжаю разговор о глаголе. Восстанавливаю несправедливость по отношению к этой части речи, незаслуженно игнорируемой большинством школьников и людей, давно вышедших из школы с аттестатом, но не всегда с прочными знаниями. В статьях, опубликованных ранее (о личных окончаниях глагола I и II спряжения и о правописании -ТЬСЯ и –ТСЯ ) я напоминала правила правописания, связанные с глаголом. Сегодня речь пойдет о прошедшем времени как самого глагола, так и причастий (глагольных форм), точнее будет сказать, о суффиксах глаголов прошедшего времени и причастий прошедшего времени.

Дело в том, что для прошедшего времени совершенно не подходят правила, связанные с настоящим-будущим временем. Если мы задумываемся том, с каким гласным суффиксом надо писать глагол в прошедшем времени , то должны на время совершенно забыть о спряжении глагола. В прошедшем времени глагол «отдыхает» от спряжения. Зато мы обращаем пристальное внимание на то, какая гласная буква пишется в инфинитиве (неопределенной форме глагола) перед окончанием неопределенной формы -ТЬ.
Объясняю на примере: накле И ть, посе Я ть, увид Е ть, услыш А ть, застрел И ть, расстрел Я ть, утеш И ть, почу Я ть, высмотр Е ть
Чтобы поставить глаголы в прошедшее время, надо отбросить окончание –ТЬ и прибавить суффикс прошедшего времени глагола -Л. Вот что получается:

наклеИть – наклеИл
посеЯть – посеЯл
увидЕть – увидЕл
услашАть – услышАл
застрелИть – застрелИл
расстрелЯть – расстрелЯл
утешИть – утешИл
почуЯть – почуЯл
высмотрЕть – высмотрЕл

Точно по такому же принципу образуются действительные причастия прошедшего времени , только вместо суффикса -Л надо подставить суффикс -ВШ- плюс окончание –ИЙ.

наклеИть – наклеИл — наклеИвший
посеЯть – посеЯл — посеЯвший
увидЕть – увидЕл — увидЕвший
услашАть – услышАл — услышАвший
застрелИть – застрелИл – застрелИвший
расстрелЯть – расстрелЯл – расстрелЯвший
утешИть – утешИл – утешИвший
почуЯть – почуЯл — почуЯвший
высмотрЕть – высмотрЕл — высмотрЕвший

Немного сложнее обстоит дело со страдательными причастиями прошедшего времени . Перед суффиксом -НН- сохраняются все гласные, кроме гласной -И- . Когда в инфинитиве перед -ТЬ стоит -И- , в страдательном причастии вместо нее пишется буква Е:

наклеИть – наклеИл – наклеЕННый
посеЯть – посеЯл – посеЯННый
увидЕть – увидЕл – увидЕННый
услашАть – услышАл – услышАННый
застрелИть – застрелИл – застрелЕННый
расстрелЯть – расстрелЯл – расстрелЯННый
утешИть – утешИл – утешЕННый
почуЯть – почуЯл – почуЯННый
высмотрЕть – высмотрЕл – высмотрЕННый

Вот, собственно, и все, о чем я хотела рассказать сегодня. Конечно, с непривычки вся эта премудрость может показаться немного сложной, но я думаю, что через некоторое время ясность наступит и придет понимание сути.
Вот так. Успехов вам в освоении правописания глагола !

Конспект урока по русскому языку в 4 классе Тема: Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Русский язык Ниятова К.Ш. 4 «В» класс

Тема: Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Создать условия для наблюдения за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени, правописания окончаний глаголов в прошедшем времени.

Открытие новых знаний и способов действий./ решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Наблюдают за окончаниями глаголов в форме прошедшего времениВысказывают предположения при обсуждении проблемного вопроса, аргументируют своё мнение.

Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные : извлекают необходимую информацию из учебного текста; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.

Регулятивные : определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

Коммуникативные : участвуют в учебном полилоге; слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия

Основное содержание темы, понятия, термины

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

I. Организационный момент.Блиц – опрос по теме:Глагол(добавить вопрос о наклонениях глагола Устно составить предложения с глаголами разных наклонений

II. Словарная работа.

Словарный диктант: район, комета, матч, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, сочинять.

Проверка по слайду 2 – обмен тетрадями, взаимопроверка, оценка.

Морф. Разбор сущ. комета — В какой форме употребляются глаголы?

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока.

— На какие две группы можно разбить словарные слова? (сущ., глаголы)

— В какой форме употребляются глаголы?

— Поставьте глаголы в форму прошедшего времени, запишите, выделите окончания. (Решал, решало, сверкала, сочинили и т.д).

Почему разные окончания у глаголов прошедшего времени?

— Чему будем учиться на уроке?

— Сформулируйте тему нашего урока.

IV. Наблюдение за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Проведение исследования.

Выскажем предположение. От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

— Спишите предложение, выбирая нужные окончания.

На кухне висел(-а, -о, -и) красивая лампа.

В прихожей висел(-а, -о, -и) огромное зеркало.

В гостиной висел(-а, -о, -и) старинный светильник.

На ёлке висел(-а, -о, -и) чудесные игрушки.

— Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло вам сделать правильный выбор окончания. (Выполнение на интерактивной доске)

— Какое окончание у глагола висел?(нулевое)

— Сделайте вывод о правописании окончаний глаголов в форме прошедшего времени. (Окончания у глаголов такие же как и у существительных, которые подчеркнули)

2. Обсуждение вывода, сделанного Аней, стр. 19 учебника.

Формулировка вывода учащимися о написании окончаний глаголов в прошедшем времени:

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., муж. р. (нулевое);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., жен. рода (-а);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени ед. ч., ср. рода (-о);

— Назовите окончание глагола в форме прошедшего времени мн. числа (-и).

V. Отработка написания окончаний глаголов в форме прошедшего времени

1. Устная фронтальная работа: упр. 1, стр. 19

— В какой части стихотворения установлены причинно-следственные связи?

— Спишите 2 часть стихотворения.

2. Дополнительное задание.

— Назовите глаголы в форме прошедшего времени с нулевым окончанием (снял, растаял)

Выписать основу предложения, выделить окончания глаголов, определить число и род:

Зимой солнце поздно вставало. Трещал мороз. На земле лежал снег. Берёзка сверкала серебром. Дул сильный ветер.

Физ. минутка (Показываю движения, запомните глаголы в прошедшем времени)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
— Почему лопнул мяч? (Почему лопнул мяч?)

В Парах:- Записать по памяти глаголы, определить род, выделить окончания (Разбор по составу глагола добежал)

VI. Закрепление связи окончаний глаголов в форме прошедшего времени и ряда имен существительных.

1. Работа в группах.

Для работы берётся упр. 2, стр. 19 из учебника. Или

Напишите словосочетания с глаголами в прошедшем времени.

Выделите окончания, определите род и число глаголов.

(Задание на карточке)

Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал).

Портрет, зеркало, груша, ягода (висел).

Куст, клубника, дерево, цветы (отцвёл).

После завершения работы результаты сверяются.

Каждому ученику записать в свою тетрадь одну-две группы слов.

2. Письмо по памяти (слайд 4)

На низкие крыши

— Прочитайте, запомните стихотворение. Обратите внимание на орфограммы.

Запись закрывается, пишут по памяти.

Сверяют вою запись со вновь открытой записью.

VII. Упражнения на развитии орфографической зоркости и контроля повторений орфограмм в окончаниях слов.

1. Работа в парах, упр. 4 стр. 20 .

— Всего Кирилл допустил 4 ошибки;

— Найдите ошибки в работе Кирилла. (Все ошибки допущены в окончаниях слов).

Выполняется устно (кто успеет — письменно).

2. Назовите глаголы в форме прошедшего времени.

VIII. Дифференцированная работа .

Работа в тетради «Пишем грамотно» №2, стр. 6, упр.1.

IX. Подведение итогов урока. Рефлекcия.

Назови временные формы глагола.

Вопросы глаголов прошедшего времени.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени?

Родовые окончания глаголов прошедшего времени?

Как определить род глаголов прошедшего времени?

— Как вы думаете, мы справились с целями, которые поставили в начале урока?

— Как можете оценить свою работу на уроке? Поставьте себе оценку по шкале на полях.

интернет проект BeginnerSchool.ru

Ранее, мы научились определять спряжения глаголов по их личным окончаниям. Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.

Правописание личных окончаний глаголов

С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

Слова кип еть , кип ишь , след ишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помн ить , глад ить .

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

-ать, -оть,

-ять, -ыть

-еть, -уть.

Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните друзья,

Их на –е спрягать нельзя.

Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

I спряжение

II спряжение

-ут, -ют (в 3-м лице мн.ч)

-ат, -ят (в 3-м лице мн.ч)

глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на

Ать, -оть, -уть, -ять, -еть, -ыть

7 глаголов – исключений на –еть :

вид еть, ненавид еть, смотр еть,

завис еть, верт еть, обид еть, терп еть

4 глагола – исключения на –ать :

гн ать, держ ать, дыш ать, слыш ать

Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

Ты хоч ешь, беж ишь

он хоч ет, беж ит

Мы хот им, беж им

Вы хот ите, беж ите

Они хот ят, бег ут

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

Например, глагол победить . Вместо первого лица единственного числа, говорят:

Я хочу победить или я постараюсь победить .

Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:

1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).

Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят .

3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и –еть .

Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и :

ненавид еть – ненавид ишь – ненавид ит .

Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или –ют .

Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – закрут ить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем –и : закрут ишь .

Завис..т .

Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – завис еть – окончание –еть .
  3. Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят: завис ят .

Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов

Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице, в единственном числе оканчивается на шипящий –ш . В этом случае после –ш пишется мягкий знак:

беж ишь, крич ишь, по ёшь .

Мягкий знак пишется и перед –ся :

смотриш ь ся, завиваеш ь ся .

Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА , он сохраняется и перед –ся и –те :

Спасибо, что Вы с нами.

  1. Окончания глаголов в настоящем и будущем времени В предыдущей статье мы говорили о спряжении глаголов, где разобрали.
  2. Правописание глаголов в прошедшем времени Продолжим изучать тему «Глаголы» и сегодня поговорим о правописании глаголов.
  3. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Продолжим изучение такой части речи, как глагол и в этой.
  4. Спряжение глаголов Продолжим изучение такой части речи, как глагол, и разберем спряжение.
  5. Части речи – глагол Продолжим изучение частей речи. В этой статье речь пойдет о.

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Конспект урока русского языка «ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ » (4 класс))

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема : Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Ребята. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Присаживайтесь

— Послушайте такую притчу.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку он спросил: «Скажи. мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал : «Все в твоих руках» (слайд 2)

— В ваших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны русского языка, такого сложного, но такого интересного

Ну, что же в путь!

Слушают. Принимают информацию

Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Начнем с проверки домашнего задания. Откройте тетради. Какие глаголы прошедшего времени вы образовали от глаголов неопределенной формы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Плыть – плыл, плыла, плыло, плыли.

Спать – спал, спала, спало, спали

Проводит минутку чистописания .

Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма?

– Пропишите заглавную и строчную букву Бб и ее соединения с другими буквами.

— Обменяйтесь тетрадями и подчеркните самую красивую букву

Дайте характеристику букве Б

– Запишите слово «береза» и подберите однокоренные слова к этому слову

Написать очень красиво.

Вспоминаем, как надо сидеть во время письма.

Береза — березовый, подберезовик.

Работа над словом

Дайте лексическое значение слову «береза»

Пока дети высказывают свои мысли – один ученик ищет в толковом словаре это слово и зачитывает (слайд 3,4)

— А вот еще интересные факты о березе:

Благодаря тёмным полоскам и чёрточкам белая берёза без труда способна переносить как жару, так и холод. Когда становится слишком жарко, они открываются и пропускают внутрь растения воздух, в морозы, наоборот, плотно закрываются и не дают замёрзнуть.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Дайте характеристику предложению

— Разгадайте ребус (слайд 5)

Вспомним,что мы уже знаем о глаголе

Проведем игру «Дополни предложение» (слайд 6)

Игра «Дополни предложение»

Учащиеся отвечают на вопросы игры.

– Глагол – это часть. (речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?) .

– Глаголы изменяются по. (временам) .

– Спряжение – это. (изменение глаголов по лицам и числам) .

– Спрягаются только глаголы в. (настоящем и будущем времени) .

– В прошедшем времени глаголы изменяются по. (числам) , а в единственном числе. (по родам) .

– Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. (Суффиксы -ть-, -ти-, -чь-.)

– На какую форму глагола указывает суффикс -л- ? (На форму глаголов прошедшего времени.)

IIIФормулировка темы урока и постановка целей

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

— Прочитайте стихотворение (слайд 8)

Чем интересно это стихотворение?

В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

Что обозначают глаголы прошедшего времени?

Как вы думаете. Какая тема нашего урока?

– Определите цели урока

Правильно, мы продолжаем работать с вами с самой сложной частью речи «Глагол»

Сегодня мы узнаем, как изменяются глаголы в прошедшем времени

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдернул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся
Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился,

Оно состоит из глаголов

В прошедшем, так как они отвечают на вопрос- что сделал? И имеют суффикс –л-.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые происходили до момента речи.

— Повторить все, что нам известно о глаголах в прошедшем времени, узнать новые сведения

Научиться определять родовые окончания в прошедшем времени

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Работа в группах

Мы многое уже узнали о глаголе, проявите свои знания в составление «синквейна»

Работаем в группах

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите глаголы прошедшего времени на экране.

Он таял – нулевое окончание.

– Определите число данных глаголов.

– Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? Какого рода могут быть глаголы? На какой вопрос отвечают данные глаголы? Какие они имеют окончания?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Данные глаголы изменяются по родам. Глаголы мужского рода отвечают на вопрос «что делал?», «что сделал?», имеют нулевое окончание. Глаголы женского рода отвечают на вопрос «что делала?», «что сделала?». имеют окончание . Глаголы среднего рода отвечают на вопрос «что делало?», «что сделало?», имеют окончание .

Осуществлять анализ объектов. Осуществлять контроль по результату

Какой вывод можно сделать?

– Рассмотрите глагол «таяли». Какого числа этот глагол? Можно ли определить род глаголов во множественном числе? – Сформулируйте вывод.

А я добавлю новое для вас: суффикс -л- не входит в основу слова – помните это при разборе

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам .

– Во множественном числе род глаголов определить нельзя.

– Во множественном числе глаголы прошедшего времени имеют окончание — и , отвечают на вопросы «что делали?», «что сделали?». Во множественном числе глаголы прошедшего времени по родам не изменяются

Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Выделите суффикс прошедшего времени и личные окончания.

Рассуждайте по образцу:

(Что делать?) Учить – (он что делал?) учил, она (что делала?) учила, оно (что делало?) учило, они (что делали?) учили

Работа по учебнику (упражнение 233)

Откройте учебники
– Прочитайте. Определите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква «о». Объясните свой ответ. Укажите над этими словами часть речи.

– Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?

– Спишите. Выделите родовые окончания глаголов

Списывают. Выделяют родовые окончания глаголов прошедшего времени.

Так стало шумно (наречие) и светло (наречие)!

В лазури облако (сущ.) блеснул (гл.),

Как лебединое крыло (сущ.).

Выполняют разбор слова по составу

Выполняют морфологический разбор слова Блеснуло – гл., что сделало?, нач. ф. – блеснуть, совершенный вид, невозвр., I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ср. р., сказуемое

Физкульт минутка (музыкальная)

А сейчас мы с вами отдохнем

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 234).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.

– Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно,четко и ясно произносить скороговорки.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале.

Работают в парах. Произносят скороговорки. Списывают скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов .

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.

Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.

Выполняют разбор глаголов по составу.

Осознанно
и произвольно строить
речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

А сейчас работа в парах

Рассмотрите картинки и составьте по ним глаголы в прошедшем времени.

Составляют глаголы в прошедшем времени

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению при-обретенных

(Работа по карточкам)

У вас на столах лежат карточки

Вставьте где нужно пропущенные окончания глаголов, выделите их.

Обобщают способы действия по правилу

Зима прошл… , настала весна. На березах набухл… почки. Солнышко пригрел… и побежал…ручейки. Появил…ся первый подснежник. Он выглянул… робко и несмело.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания..

VII. Итог урока. Рефлесия. Оценивание

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

А сейчас мы составим «Кластер», Что мы узнали о глаголе в прошедшем времени?

– Расскажите о правописании родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Красный – было трудно

Желтый – не очень

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Сегодня я узнал…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 236 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

Спряжение — это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении — по родам. Спряжением называют также тип словоизменения глагола в настоящем или будущем времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от системы окончаний в формах настоящего или будущего времени все глаголы (за небольшим исключением) делятся на глаголы I и II спряжения. Глаголы совершенного вида, образующие формы будущего простого времени, имеют те же окончания, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются, как формы настоящего времени.

К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы I спряжения

Лицо

Единственное число

Множественное число

-у, -ю (веду , играю )

-ем , -ём (ведём , играем )

-ешь , -ешь (ведешь , играешь )

-ёте , -ете (ведёте , играете )

-ёт , -ет (ведёт , играет )

-ут , -ют (ведут , играют )

Комментарий. Основа настоящего времени глаголов I спряжения оканчивается на парно-твердую согласную, шипящую, мягкие [р" ], [л" ] или [j ]. При образовании форм 2 и 3 л. ед.ч. и 1 и 2 л. мн.ч. конечные твердые согласные основы (кроме шипящих [ш ], [ж ]) чередуются: парно-твердые — с соответствующей мягкой, заднеязычные [к ], [г ] — с шипящими [ч ], [ж ]: ве [д ]-ут ве [д"-о ]шь , не [с ]-ут не [с"-о ]м , пе [к ]-ут пе [ч-о ]шь , стри [г ]-ут стри [ж ]-ошь. В нормированной речи только глагол ткать не имеет чередования [к — ч ] (ткут ткёшь , ткёт , ткём , ткёте ), в просторечии словоформы с отсутствием чередования заднеязычного с шипящим встречаются чаше.

Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы II спряжения

Комментарий. Основа настоящего времени II спряжения оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую или [j ]. При образовании формы 1 л. ед.ч. происходят чередования [o" ] — в [л" ], [ф ] —ф [л" ], [б" ] — б [л" ], [п ] — п [л" ], [м ] — м [л" ], с [т" ] (`ш" ), [т" — ч ], [д" — ж ], [з" — ж ], [с" — ш ]: вдохно [в"-а ]т вдохно [вл"-у ], гра [ф"-а ]т гра [фл"-у ], скор [б"-а ]т скор [бл"-у ], ле [п"-а ]т ле [пл"-у ], гре [м"-а ]т гре [мл"-у ], кру [т"-а ]т кру [ч-у ], xo [д"-а ]т хо [ж-у ], вон [з"-а ]т вон [ж-у ], но [с"-а ]т но [ш-у ]. В некоторых глаголах при образовании формы 1 л. ед.ч. конечный [т" ] чередуется с [`ш" ]: возвра [т"-а ]т — возвра [`ш"-у ], превра [т"-а ]т — превра [`ш"-у ], сокра [т"-а ]т — сокра [`ш"-у ].

Наконец, в русском языке есть так называемые изолированные глаголы, не относящиеся ни к I, ни ко II спряжению и объединяющие в своей парадигме окончания разных спряжений. Изолированные глаголы характеризуются особым соотношением основ или особыми системами окончаний: зиждиться , зыбить (ся ), хотеть , бежать , чтить , есть , надоесть , дать , создать , быть (а также забыть , добыть , сбыть и другие глаголы с компонентами -есть , -дать , -быть ), ехать , идти. Спряжение изолированных глаголов дано в табл.

Спряжение изолированных глаголов

Инфинитив

Настоящее время

Прошедшее время

Число

Лицо

Форма

Число

Форма

зиждиться

зижди-л-ся

зижди-л-а-сь

зижд-ет-ся

зижди-л-о-сь

зижди-л-и-сь

зижд-ут-ся

зыбить(ся )

зыби-л-ся

зыби-л-а-сь

зыбл-ет-ся

зыби-л-о-сь

зыби-л-и-сь

зыбл-ют-ся

бежать

бег-у

бежа-л

беж-ишь

бежа-л-а

беж-ит

бежа-л-о

беж-им

бежа-л-и

беж-ите

бег-ут

хотеть

хоч-у

хоте-л

хоч-ешь

хоте-л-а

хоч-ет

хоте-л-о

хот-им

хоте-л-и

хот-ите

хот-ят

чтить

чти-л

чт-ишь

чти-л-а

чт-ит

чти-л-о

чт-им

чти-л-и

чт-ите

чт-ят (и чт-ут )

есть

е-л-а

е-л-о

ед-им

е-л-и

ед-ите

ед-ят

дать

да-шь

да-л-а

да-ст

да-л-о

дад-им

да-л-и

дад-ите

дад-ут

быть

буд-у

буд-ешь

бы-л-а

буд-ет

бы-л-о

буд-ем

бы-л-и

буд-ете

буд-ут

ехать

еха-л

ед-ешь

еха-л-а

ед-ет

еха-л-о

ед-ем

еха-л-и

ед-ете

ед-ут

идти

ид-ешь

ш-л-а

ид-ет

ш-л-о

ид-ем

ш-л-и

ид-ете

ид-ут

Цель. Расширить знания учащихся об особенностях употребления глаголов в форме прошедшего времени. Раз­вивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. На материале упр. 191 дети наблюдают за изменением глаголов в прошедшем времени по числам, а в единственном числе - по родам. После выполнения задания учащиеся де­лают вывод о том, что подлежащее согласуется со сказуемым, выраженным глаголом в прошедшем времени, в чис­ле, а в единственном числе - в роде. Упражнение выполняем с комментированием.

6. Перед выполнением упр. 192 следует познакомить уча­щихся с правилом на с. 117. Сначала учащиеся читают корот­кие предложения, которые состоят исключительно из глав­ных членов - подлежащих и сказуемых, затем ставят имена существительные (подлежащие) в форму единственного чис­ла и записывают полученные предложения.

Физкультминутка

7. Согласно заданию к упр. 193 учащиеся должны со­ставить и записать по одному предложению о каждом весе­лом человечке. Для того чтобы рассказ получился связным, следует найти к нему начало, которое оправдывало бы упо­требление глаголов в прошедшем времени. Могут быть та­кие варианты.

Вчера в Солнечном городе все шло как обычно. Знайка решал за­дачи по математике. Цветик сочинял стихи и читал их с балкона... С утра в Солнечном городе кипела работа...

8. Домашнее задание. Упр. 194.

9. Подведение итогов урока.

10. Рефлексия

Урок 95

Тема. Правописание глаголов прошедшего времени.

Цель. Учить правильно употреблять на письме безудар­ные гласные перед -л- в глаголах прошедшего времени. Со­ставлять текст по рисункам.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Упр. 195 подводит учащихся к восприятию правила написания безударных гласных перед суффиксом -л- в гла­голах прошедшего времени.

Целесообразно наглядно показать школьникам, что перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределенной форме глагола: видеть - видел, строить - строил. Этот вывод учащиеся могут сделать самостоятельно, затем можно предложить им прочитать правило. В целях экономии времени текст можно не спи­сывать, а записать только глаголы в форме прошедшего времени.

6. Упр. 196 направлено на закрепление умения школь­ников правильно писать глаголы в форме прошедшего времени. Упражнение можно предложить выполнить самостоя­тельно. Коллективная проверка поможет выявить, как усвои­ли дети данную тему.

Физкультминутка

7. Составляя рассказ по серии сюжетных рисунков (упр. 197), учащиеся употребляют следующие глагольные словосочетания: полил цветы, раздала тетради, чисто вытер доску, следил за порядком, проветрила класс, подмел пол, похвалила ребят.

9. Домашнее задание. Упр. 200.

10. Подведение итогов урока.

11. Рефлексия

Урок 96

Тема. Изменение по временам глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сде­лать?

Цель. Познакомить детей с особенностью изменения по временам глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопрос что сделать? Работать над развитием речи уча­щихся.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Таблица, данная в упр. 201, знакомит детей с тем, как образуются временные формы глаголов от неопределенной формы совершенного и несовершенного вида (термин детям не сообщается). Делается вывод : от глаголов, неопреде­ленная форма которых отвечает на вопрос что сде­лать?, невозможно образовать глаголы настоящего времени, а форма будущего времени, образованная от этих глаголов, состоит из одного слова (поиграет, про­читает, скажет). От глаголов, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что делать?, форма бу­дущего времени образуется из двух слов (будет играть, будет читать, будет говорить).

6. Упр. 202 выполняется коллективно. Сначала учащиеся читают глаголы, затем образуют от них все возможные вре­менные формы. Желательно использовать таблицу.


7. На материале упр. 203 отрабатывается умение подби­рать видовую пару к глаголам неопределенной формы (выпе­кать - выпечь, сберегать - сберечь, подстригать -
подстричь, зажигать - зажечь, ловить - поймать).

Физкультминутка

8. Прежде чем строить устное высказывание (упр. 204), нужно напомнить детям об основных призна­ках текста-рассуждения, его построении. Целесообразно
выслушать всех желающих, можно организовать дискус­сию. Следует подчеркнуть, что чувство юмора необходимо каждому, оно помогает людям преодолевать трудные си­туации, уместная и добрая шутка создает хорошее настро­ение.

9 Упр. 205 знакомит детей с частушками. По определе­нию С. И. Ожегова, «частушка - произведение устной на­родной поэзии - четверостишие или двустишие (лирическое
или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный напев». Дети убеждаются в том, что частушку без глаголов сочинить трудно, потому что в ней, как правило, описывается
какое-либо действие.

10. Домашнее задание. Упр. 206. В классе рекомен­дуется прочитать стихотворение и дать возможность детям доказать, что в нем содержится шутка, что вредные советы выполнять не следует.

11. Подведение итогов урока. 12. Рефлексия

Урок 97

Тема. Обобщение изученного о глаголе.

Цель. Закрепить знания, полученные детьми при изуче­нии глагола.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Урок можно начать с самостоятельной работы. На доске запись:

на, сиял, ладони, моей, светлячок

зеленым, он, светом, светился, темноте, в, полной

я, светом, этим, наслаждался, прекрасным

Дети читают слова, составляют из них предложения и записывают.

Затем предлагается первое предложение разобрать по чле­нам, подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.

6. После чтения по абзацам текста «Он живой и све­тится» (упр. 207) детям предлагаются вопросы: дают ли теп­ло огоньки светлячков? Раскрыт ли секрет их свечения? Для чего зажигается светлячок? Затем текст пересказывается. Списывание концовки выполняется самостоятельно, а может сопровождаться комментированием. Учитель разре­шает детям работать в парах - советоваться, помогать друг другу. В заключение ребятам предлагается прочитать вы­писанные глаголы в прошедшем времени, объяснить их на­писание.

7. Упр. 208 выполняется устно. Важно научить детей правильно ставить ударение в глаголах прошедшего времени женского рода (взяла, дала, брала, жила, ждала и др.).

Физкультминутка

8. Работая над упр. 209, следует обратить внимание на воспитывающий характер текста и предоставить учащимся возможность рассказать о своей семье, выразить свои теплые
чувства к старшим ее членам - дедушкам и бабушкам.

9. Работа над упр. 210 способствует воспитанию у детей внимательного отношения к слову. В заглавии слово теплый употребляется как в прямом, так и в переносном значении (теплый - приветливый, добрый).

10. Домашнее задание. Упр. 211.

Четыре урока по теме «Глагол» учитель может провести по своему усмотрению.

11. Подведение итогов урока.

12. Рефлексия

Ур ок 99

Тема. Понятие о наречии.

Цель. Дать представление о наречии как о неизменяе­мой части речи. Учить детей ставить к наречиям вопросы от глаголов, находить наречия в текстах.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. На материале упр. 213 учащиеся наблюдают за употреблением в тексте наречий, учатся ставить вопросы от глаголов к наречиям.

6. После знакомства с правилом на с. 129 школьникам предлагается составить предложения со словом однажды. Дети называют свои предложения. Учитель выбирает из них словосочетания «глагол + наречие» и записывает их на до­ске. Например: встретили (когда?) однажды, увидел (когда?) однажды, сказала (когда?) однажды, случи­лось (когда?) однажды, шел (когда?) однажды. На при­мере выписанных словосочетаний школьники убеждаются в том, что наречие является неизменяемой частью речи. Целе­сообразно показать детям, что часто наречия образуются от имен прилагательных при помощи суффикса : быстрый -быстро , хороший - хорошо , дорогой - дорого .

Цели урока:

  • повторить знания учащихся о глаголах в прошедшем времени;
  • формировать умение выбирать орфограмму перед -л;
  • употреблять в речи глаголы в прошедшем времени.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Открыли тетради. Записали число и классная работа.

Сегодня по народному календарю Юрий холодный. С этого дня медведь в берлоге накрепко засыпает, а волки поближе к деревенским задворкам жмутся. С Юрьева дня пошла ходить по свету поговорка: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

2. Словарная работа.

– А сначала небольшая работа. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Обратимся к доске:

*

– Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово. Какое это слово? (хозяин)

– Обратимся к толковому словарю. Какое значение имеет слово?

– А теперь запишите слово в тетрадь, пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение.

1. Слова расположены в алфавитном порядке.
2. Найдем слово, пользуясь алфавитом.
3. Прочитать его, посмотри внимательно, как оно пишется, запомни.

– Что можно отметить в его написании? Составьте предложение со словом хозяин.

3. Повторение изученного.

На доске слова:

пишешь, открыл,
свяжешь, бежит,
лежит, заплыл,
слушал, хлопал

– Прочитайте написанные на доске слова. Поставьте ударение. Что объединяет эти слова? (Глаголы)

– Назовите глаголы с безударной гласной в корне. Скажите, что надо сделать, чтобы их правильно написать? (лежит, бежит-лежа, бег)

– Назовите глаголы с безударной гласной в приставке. (открыл, закрыл)

Гласные в приставках пишутся одинаково

– Назовите глаголы с безударными личными окончаниями. Что можно сказать об их написании? (пишешь, скажешь-окончание по начальной форме)

– Назовите оставшиеся глаголы. Определите их время. (слушал, хлопал)

– Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени? (отвечают на вопрос что делал?, суффикс л)

– В какой части слова они имеют безударную гласную? (суффикс)

– Знаете ли вы, что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?

– Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– Сегодня на уроке мы будем изучать правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

– А учиться?

Учиться правильно выбирать и писать безударные гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени.

4. Изучение нового материала.

Прочитайте слова: чистил, пачкал, видел.

Какой частью речи они являются? Определите время глаголов. Почему?

– Разберем глаголы по составу, поставим ударение: чистил, пачкал, видел.

– В какой части слова находятся безударные гласные?

Образуйте начальную форму, соответствующую каждому глаголу и напишите ее.

Чистил-чистить
Пачкал-пачкать
Видел-видеть

Разберем по составу начальную форму.

– Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом – л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед окончанием в неопределенной форме.

– Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой. Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л?

У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в начальной форме.

– Определите, какой суффикс надо писать в глаголе та-л?

Таял – глагол прошедшего времени. Чтобы узнать какой в нем пишется суффикс перед -л, надо образовать начальную форму – таять. В начальной форме перед -ть пишется “я”. Значит, в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо писать суффикс -я.

5. Работа по алгоритму.

А теперь составим памятку к изученному правилу?

Сформулируйте ее начало.

1. Для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу.

2. Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола?

– Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть.

– Что можно сделать после этого?

3. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед -ть.

(Памятку оформить на доске)

– Какую бы вы составили схему к изученному материалу?

Чтение вывода по учебнику.

6. Физкультминутка.

– Я буду называть глаголы в прошедшем времени и соответствующую им неопределенную форму. Если услышите глагол в прошедшем времени, прогибаетесь назад. Если я назову неопределенную форму глагола, делаете наклон вперед. Сосчитайте, сколько глаголов в прошедшем времени будет названо.

Сеял, сеять, кончать, кончил, верил, верить, клеил, клеить, падать, падал, лаял, лаять, ждал, ждать, прислал, прислать, знать, знал.

7. Закрепление.

1) Работа по карточке. (Один у доски)

– Прочитайте, напишите цепочки слов, устранив в каждой лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

Нач. л, конч. л, слыш. л, сдел. л, став. ла, дел.ла, та.ла, помн.ло, сып.л, жар.л, рез.л, пад.л

Проверка.

2) Самостоятельная работа.

Списать текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. В качестве подсказки: спрятаться, укутать, серебриться, дремать.

Снег … деревья. Дуб …в мохнатой шапке. На ветках берез … белый шарф. Молодая елочка … в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод. Какие глаголы требуют проверки? Как проверить?

8. Домашнее задание.

(Работа по учебнику)

9. Итог урока.

– Что нового сегодня узнали? Какие новые знания получили на этом уроке?

10. Рефлексия.

Мне сегодня на уроке было: легко, трудно, хорошо, здорово, интересно, комфортно, грустно, классно.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Вешенки в сметане: не только вкусно, но и полезно Рецепт вешенки со сметаной Вешенки в сметане: не только вкусно, но и полезно Рецепт вешенки со сметаной Значение животных и птиц Значение животных и птиц