Согласование форм слов. Трудные случаи согласования. Сказуемое употребляется во множественном числе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол ). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах .

1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

Врач зашла в палату (некорр.). - Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

Алёна , мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:

Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

Толпа людей шумели и волновались (некорр.). - Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) - Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

Согласование с местоимением «кто», «что».

Местоимения «кто» («кто-то») и «что» («что-то») по умолчанию требуют согласования в единственном числе: кто - мужского рода, что - среднего.

Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.

Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.

Согласование со словами в другом роде и числе возможно только в том случае, если употребляется с уточняющим местоимением «тот» (та, то, те):

Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.

Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.

Согласование существительных, связанных с числительными «два», «три», «четыре», с определениями.

1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.

2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:

С пригорка было видно две заснеженных вершины.

Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.

Согласование между сказуемым и подлежащим, представляющим собой собирательное количество («большинство», «половина», «ряд», «часть»).

  1. Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
  2. Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.

Из этого правила есть несколько исключений , когда сказуемое может употребляться во множественном числе:

  • Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
  • Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
  • Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными : Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
  • Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.

Такие же правила распространяются на предложения со словами «много», «мало», «сколько», «несколько», «столько», «немало» в роли подлежащего и согласования с ним сказуемого.

1) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

Единственное число употребляется в том случае, если:

– существительное обозначает неодушевлённые предметы (Ряд столов стоял... );

– не подчёркивается активность действующих лиц (Большинство учеников отсутствовало ).

Множественное число употребляется для подчёркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).

2) При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек … ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа подчёркивается активность действующих лиц.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин).

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

– при подчёркивании пассивности действующих лиц:

Двадцать человек стояло в стороне.

– если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное:

Прошло сто лет.

3) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

4) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчёркивает равноправность, активность действующих лиц.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят

(А. С. Пушкин).

Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.

Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин).

практика

Словарь

Упражнение 4. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Объясните, какими соображениями вызван выбор той или иной формы.

1) Уже много карет проехало по этой дороге. 2) Большинство людей молчало. 3) Большинство людей хотели что-нибудь сделать. 4) Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели на это. 5) Множество мельчайших морских обитателей живут один год и к зиме умирают. 6) Ребят удивляла и радовала эта замечательная поездка через всю страну. Большинство из них никогда не было дальше своей округи. 7) Между нашими странами был заключён ряд взаимовыгодных торговых соглашений и договоров. 8) Множество людей любовались этим ярким созвездием южного чёрного неба.

Упражнение 5. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим.

1) На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причём большинство из них был… представителями стран-участниц. 2) Некоторая часть наших работников ещё нужда…тся в переподготовке. 3) Большинство спортсменов, не- смотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4) Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью. 5) Большинство представленных на конференции стран ещё недавно был… колониями. 6) Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно.

Упражнение 6. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

1) В современном здании Дома быта труд..тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса. 2) В работе семинара активно участвовал… 20 человек. 3) Все пять студентов пришл… вовремя. 4) В результате смелой операции патриотов был… убит… 9 солдат противника. 5) В стране работа…т более двух тысяч специалистов по реставрации музейных ценностей.

Упражнение 7. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сделайте исправления.

1) После случившегося отец с ребёнком решили перебраться в другой город. 2) Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь. 3) Писатель со своей семьёй провели лето в деревне. 4) Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения.

▲теория

Информация 3

Согласование определения с определяемым словом

1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным.

Маша – большая сластёна.

Миша – большой сластёна.

2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома?

Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относятся к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.

Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.

Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.

Три углублённые в земле

И мхом поросшие ступени

Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин).

практика

Словарь

Упражнение 8. Поставьте определение при существительных общего рода в нужной форме рода.

1) Мой брат – больш… сладкоежка! 2) Ну как… же она неряха!
3) Иванов был… кругл… сирота. 4) Мой друг неисправим… недотёпа. 5) Этот… забияка Андрей опять подрался.

Упражнение 9. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1) Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2) За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3) Поступили в продажу две (новые, новых) модели автомобиля. 4) (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5) Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнования.

▲теория

Информация 3

Стилистические ошибки, связанные с нарушением синтаксической конструкции сложного предложения

1. Сочетание одного из членов предложения и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки.

2. Употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но, однако реализовать этот проект пока невозможно. Он утверждает, что будто бы самолёт был неисправен.

3. Неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказана вина этого человека (вместо если нужен союз когда ).

4. Неуместно повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, всё закончилось бы благополучно ).

5. Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. Сравните: Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце.

6. Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении: Самое трагичное (то), что выхода из создавшегося положения нет.

7. Контаминация (смешение) прямой и косвенной речи: Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной в кино. Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения: Сосед по парте спросил, кто пойдёт с ним в кино.

практика

Словарь

Упражнение 10. Определите характер ошибки в структуре сложных предложений. Исправьте эти ошибки.

1) Дума обвиняет его во многих процессах, то, что происходит в стране. 2) До сих пор среди персонала больницы, что располагается ныне в стенах этого дома, живёт эта легенда. 3) Самое неприятное, что иногда я начинаю думать, что она права, что вопрос этот совершенно неразрешим. 4) А значит, исчезнет та самая доброжелательная атмосфера, за которой и отдают детей в частные школы.

Упражнение 11. Из двух простых предложений составьте сложные предложения.

1) Ехать надо было через Томск. Поезд приходил в Томск в полдень. 2) Лес был совсем редкий. Он начинался сразу за селом. 3) Около станции нас догнал старик. Мы узнали в нём вчерашнего нашего знакомого. 4) Тишина была над полями. Ни одним звуком не нарушалась торжественность этой тишины. 5) На нашем пути попалось небольшое озеро. Вода в нём была мутная и невкусная. 6) Женщина резко повернулась. Гневом пылало её лицо.

Упражнение 12. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях; внесите стилистическую правку.

1) В субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, состоялась лекция. 2) Докладчик обратил внимание на вопрос, что нередко поднимается на подобных совещаниях. 3) Желательно бы, чтобы на страницах нашей газеты выступили экономисты. 4) Эти товары трудно было представить, как они будут реализованы. 5) Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся настоящим патриотом, привёл интересное сравнение. 6) Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

Упражнение 13. Из данных простых предложений составьте возможные сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

1) Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было много. 2) У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре рабочий день. 3) На зарплату старшего научного сотрудника нельзя содержать семью. Сохранить научные кадры в России – большая проблема. 4) Я люблю свою родину. Мне придётся прожить остаток жизни вдали от России. 5) С трудом мы отыскали в горах эту хижину. В ней уже никого не было. 6) Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.


приложение

Контрольные задания на зачет

Задание 1. Найдите в каждом предложении слово, выбор которого является ошибочным.

1) Но во всём этом существует грандиозная опасность. 2) От этой ситуации голова встаёт дыбом. 3) Это так идёт к твоей белокурой причёске. 4) Нам выдавали такие замечания. 5) Не люблю давать комплименты. 6) Чаще всего при этом я испытываю совсем другие мысли.
7) Устал ты или нет, какое у тебя настроение – всё играет огромное значение.

Задание 2. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте явления контаминации. Сделайте стилистическую правку.

1) Эти слова не играли никакого значения перед выборами.
2) Мы сделали самые низкие цены. 3) Наша партия не умеет, как вести предвыборную компанию в таких условиях. 4) Житель Пекина покорил в этот раз все рекорды. 5) Бизнес-партнёры высоко отзывались о ней. 6) Наша работа носит различные направления. 7) Он выдвинул нам благодарность.

Задание 3. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Сделайте стилистическую правку.

1) Иногда мы начинаем время от времени ощущать боли в животе, потерю аппетита, похудание. 2) Во всех сказках принцессы обычно требуют от своих избранников выполнить подвиг. 3) Мне жутко нравятся родинки, особенно на шее. 4) Гастрольная поездка артистов обречена на успех. 5) Всё это было чудовищно весело. 6) Я верил в неминуемую удачу, и она мне улыбнулась. 7) Академик совершил блестящую научную карьеру. 8) Предвыборная программа кандидата здесь не играла решающего значения.

Задание 4. Найдите случаи лексической недостаточности и избыточности. Сделайте стилистическую правку.

1) Этот футболист забил в сотый раз. 2) Эта комичная ситуация всем показалась смешной. 3) Ученики занимались много и трудолюбиво.
4) Нам дорога каждая минута времени. 5) Это очень музыкальная музыка. 6) Купленные покупки не принимаются обратно. 7) Она была его законной супругой. 8) Ну, давайте, рассказывайте мне ваши рассказы. 9) Я бы не хотела начинать жить сначала. 10) Он немного приоткрыл окно. 11) В кинотеатре идёт весёлая комедия. 12) Они просто коллеги по работе.

Задание 5. Найдите стилистическую ошибку, сделайте правку.

1) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей не так велико. 2) Хотелось бы поближе ознакомиться с представителями этого нового движения. 3) Леонардо Дикаприо сыграл заглавную роль в фильме «Титаник». 4) Итак, одевайте наушники! 5) Он пытается пояснить содержимое рукописи. 6) Эти деньги можно было затратить и по-другому. 7) Бальзам для натирания в кожу. 8) Между нами есть глубинная разница. 9) Он встаёт, одевает на себя шубу, шапку, ботинки и как ни в чём не бывало выходит на улицу.

Задание 6. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

1) У билетной кассы все предъявляли свои … (командировочные – командированные ) удостоверения. 2) Мне кажется, что я припоминаю … (лицо – личность ) этого человека. 3) Молодой актёр играет … (главную – заглавную ) роль в спектакле «Волки и овцы» А. Н. Островского. 4) Группа школьников … (пришла – зашла ) в музей на лекцию.
5) (Эффективное – эффектное )управление экономикой имеет огромное значение.

Задание 7. Вместо точек допишите необходимые буквы. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая соответствующую форму.

1) «Юманите» обратил..сь с призывом принять активное участие в выборах. 2) Перу был… одной из первых жертв испанских завоевателей. 3) Газеты сообщают о падении цен на чёрн… кофе. 4) В качестве вспомогательного языка эсперанто был… создан… доктором Л. Заменгофом. 5) Сочи расположен… на побережье Чёрного моря, южнее его находится солнечн… Сухуми.

Задание 8. Выберите форму родительного падежа множественного числа имени существительных.

1) Ни один новогодний стол не обходится без (мандарины). 2) В итальянской кухне используется очень много разных сортов (макароны). 3) В Испании в этом году из-за резкой смены погоды снизился урожай (лимоны). 4) На рынке часто попадались пирамидки из красивых, блестящих (баклажаны). 5) К столу подали несколько очищенных (апельсины).

Задание 9. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1) Большинство произведений этого писателя (заканчивается, заканчиваются) трагично. 2) Ровно в шесть часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 3) В этом году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. 4) Для них несколько столичных фабрик (шьёт, шьют) костюмы. 5) Большинство произведений поэта (посвящено, посвящены) теме любви. 6) Три скамейки (стояло, стояли) у стены.

Задание 10.

1) (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события. 2) Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих. 3) За это решение (проголосовало, проголосовали) 238 депутатов. 4) Большинство людей (ответило, ответили) на вопрос «да». 5) Большинство сотрудников (было, были) отличными специалистами.

Задание 11. Выберите правильную форму сказуемого. Обоснуйте свой выбор.

1) Ряд новых законов (отклонено, отклонены) Думой на этой неделе. 2) Много людей (прошло, прошли) мимо памятника. 3) Несколько тысяч жителей города (живут, живет) в опасной зоне. 4) Часть жильцов (переехали, переехало) к родственникам.

Задание 12. Из приведенных в скобках форм сказуемого выберете нужную.

1) Множество людей (пришло, пришли) на встречу с писателем. 2) Ряд сторонников силового решения конфликта (высказали, высказал) мнение о продолжении боевых действий в Чечне. 3) Большинство избирателей (не пришло, не пришли) на избирательные участки. 4) Ряд деятелей культуры (оказал, оказали) поддержку нынешнему президенту. 5) Множество примет (указывает, указывают) на изменение погоды.

Задание 13. Из приведенных ниже форм сказуемого выберите нужную.

1) В зал (вошло, вошли) семь человек. 2) Этим летом на гастроли в наш город (приезжало, приезжали) два театра. 3) У него (было, были) две семьи – одна законная, другая тайная. 4) На книгу (получено, получены) 25 отзывов. 5) Ежедневно (издается, издаются) только пять газет. 6) В доме (жило, жили) три семьи.

Задание 14. Из приведенных в скобках форм определений выберете нужную.

1) В подарок было преподнесено две (старинные, старинных) вазы. 2) Два (последующие, последующих) месяца мы провели на море. 3) Аэрофлот приобрел двадцать два (новые, новых) самолета. 4) Его сопровождали две (близких, близкие) знакомые. 5) Наследство между родственниками поделено на три (неравные, неравных) части. 6) Этот человек был (ужасный, ужасная) обжора.

Задание 15. Укажите недочёты, стилистические ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.

1) Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 2) Иванов вошёл в офис с видом такого сотрудника, полностью выполнившего все поручения. 3) Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 4) Многие считают, что будто завод не в состоянии выполнить заказ.

1. Согласование подлежащего и сказуемого

При согласовании сказуемого с подлежащим затруднения возникают в том случае, если подлежащее выражено словосочетанием.

1.1. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное

При подлежащем, которое имеет в своем составе собирательное существительное (большинство , меньшинство , ряд , часть , половина ), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).

1. Сказуемое ставится в единственном числе:

1) если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство голосовало за предложенную резолюцию ;

2) если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа: Подавляющее большинство населения уже проголосовало ;

3) если подлежащее обозначает неодушевленный предмет: Ряд столов находился посередине большой комнаты ;

4) если в состав сказуемого входит страдательное причастие: Ряд работников, допустивших невнимательное отношение к нуждам пассажиров, привлечен к ответственности .

2. Постановка сказуемого во множественном числе предпочтительна при наличии следующих условий:

1) если главные члены предложения оторваны друг от друга: Ряд делегатов от разных организаций участвовали в работе комиссии ;

2) если в составе подлежащего есть однородные конструкции в форме родительного падежа множественного числа: Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы ;

3) если перечисляются однородные сказуемые: Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы ;

4) если в предложении имеются другие грамматические конструкции, указывающие на множественность производителя действия (причастные обороты или придаточные предложения с союзным словом который во множественном числе): Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании средней школы (которые поступили), успешно сдали зимнюю экзаменационную сессию ;

5) если нужно подчеркнуть активность и раздельность действий каждого лица: Большинство участников заседания уже высказались ;

6) если сказуемое именное, оно может быть выражено только формой множественного числа: Большинство приехавших были студенты .

3. Сказуемое ставится как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа: Множество людей вышло на улицу ; Ряд рабочих завода заявили о начале забастовки .

1.2. Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (счетным оборотом), сказуемое может ставиться как в единственном, так и во множественном числе.

1. Единственное число сказуемого употребляется в следующих случаях:

1) если подразумевается совместное выполнение действия: Пять солдат отправилось в разведку (группой);

2) при подлежащем, обозначающем большое число предметов и воспринимаемом как одно целое: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось (но: Пять студентов нашей группы приняли участие в кроссе – при подлежащем, обозначающем немного лиц, роль каждого больше выделяется, поэтому сказуемое употребляется во множественном числе). При наличии в составе подлежащего слов всего , только , лишь (со значением ограничения) сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: В соревновании участвовало всего десять команд ;

3) при подлежащем, обозначающем меру веса, пространства, времени и т. д.: До конца пути оставалось пятнадцать километров ; На ремонт ушло семь банок краски ; На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев. Следует отметить, что иногда сказывается влияние слов два , три , четыре , вследствие чего сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Так прошли четыре дня ;

4) если в состав количественно-именного сочетания входят слова лет , месяцев , дней , часов , а сказуемое-глагол имеет значение протекания времени: Прошло сто лет . При другом лексическом значении глагола возможна форма множественного числа: Пятнадцать лет реформ изменили население страны ;

5) если сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве, действия, направленного на неодушевленный предмет, пассивного состояния лица и т. д. В этом случае сказуемое употребляется в форме единственного числа и при числительных два , три , четыре , двое , трое , четверо : На столе было три телефона ; У него было два сына ;

6) при составных числительных, оканчивающихся на один : Двадцать один человек подтвердил это . Если в состав подлежащего входит слово все , сказуемое употребляется в форме множественного числа: Все двадцать один человек подтвердили это ; форма множественного числа сказуемого употребляется также, если в предложении есть придаточная часть с союзным словом который во множественном числе: Двадцать один ящик с посудой, которые были доставлены на базу, попали туда по ошибке ;

7) при словах тысяча , миллион , миллиард : Тысяча книг поступила в школьную библиотеку . Возможно также употребление сказуемого в форме множественного числа: Тысяча солдат бросились на правый фланг ;

8) при наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка , сотня , пара и т. д.): Сотня ребят разбежалась во все стороны ;

9) при существительных со значением неопределенного количества (масса , уйма , бездна , пропасть ). При этом возможны варианты согласования в роде: Народу сбежалось бездна (Л. Н. Толстой); Дел у него была бездна (Н. Г. Чернышевский);

10) при подлежащем, выраженном сложным существительным, первую часть которого образует числительное пол- (полчаса , полгода ): Полчаса пройдет незаметно . В прошедшем времени сказуемое употребляется в среднем роде: Полгорода участвовало в демонстрации . Однако, если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, сказуемое ставится во множественном числе: Остальные полдома уцелели от пожара ;

11) при наличии в составе подлежащего слов много , мало , немного , немало , сколько , столько : Много интересных встреч было намечено на завтра (однако в последнее время, в связи с общей тенденцией к согласованию по смыслу, употребляется и форма множественного числа).

2. Форма множественного числа сказуемого предпочтительнее в следующих случаях:

1) если подчеркивается раздельное совершение действия: Пять бойцов отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием); Десять студентов окончили институт с отличием ;

2) если сказуемое обозначает активное действие лица или предмета: Три телефона зазвонили одновременно ;

3) если речь идет об известном, определенном субъекте: Наконец -то ожидаемые семнадцать всадников прискакали ; Сорок минут , о которых вы просили , истекли ;

4) если при счетном обороте имеются слова все , эти или другие в роли определения: Все (эти) десять книг куплены недавно . Положение распространяется и на составные числительные, оканчивающиеся на один : Все двадцать один студент участвовали в состязании ;

5) при числительных два , три , четыре , двое , трое , четверо (кроме глаголов со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве): Три дома на вечер зовут (А. С. Пушкин); Лаборанту помогали три студента .

3. Как единственное, так и множественное число сказуемого может употребляться:

1) при обозначении приблизительного количества (в последнее время чаще употребляется множественное число): Сидит нас человек двадцать ; От двух до трех миллионов человек посещают московский зоопарк ежегодно ;

2) при наличии в количественно-именном сочетании слова несколько (в зависимости от того, обозначает сказуемое активное действие или пассивное состояние, совместное или раздельное действие): За сараем стояло несколько саней – подлежащее обозначает неодушевленный предмет; Заговорили сначала несколько человек туманно и нетвердо... (А. А. Фадеев) – активное действие лиц.

1.3. Сказуемое при однородных подлежащих

Колебания в форме числа сказуемого возникают и при однородных подлежащих.

1. При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Катя и Таня всю дорогу разговаривали . При обратной последовательности – форма единственного числа: Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия – следователь). Эти рекомендации не носят категорического характера: постпозитивное сказуемое может стоять в форме единственного числа, а препозитивное – в форме множественного.

2. Сказуемое ставится в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый , всякий , любой : Каждый альпинист и каждый спортсмен знает, как опасен камнепад в горах . При градации сказуемое согласовывается с ближайшим к нему подлежащим: Вся Европа, вся Америка, весь мир смотрел эту русскую передачу . Последнее подлежащее как бы вбирает в себя смысл всех других.

3. Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и надо подчеркнуть, что действие совершает попеременно то одно, то другое лицо (или из нескольких возможных субъектов действие выполняет кто-то один), сказуемое употребляется в форме единственного числа: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке (А. Т. Твардовский); Московский или Петербургский университет проведет эту конференцию . Но если подлежащие разного рода или стоят в разных числах, а сказуемое постпозитивно, оно принимает форму множественного числа: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали (… то ли кочки виднелись) .

4. Сказуемое ставится во множественном числе и при употреблении сопоставительного союза как, так и , который подчеркивает идею множественности: Как тяжелая, так и легкая промышленность наращивают темпы производства .

5. Если подлежащие связаны противительными союзами а , но , да , то препозитивное сказуемое согласуется с первым подлежащим: Опубликована поэма, а не стихотворение . Форма постпозитивного сказуемого зависит от того подлежащего, с которым оно связано по смыслу: Стихотворение, а не поэма опубликовано в журнале .

1.4. Сказуемое при подлежащем, выраженном местоимением

1. При местоимениях никто , некто , кто-то сказуемое употребляется в форме единственного числа мужского рода, независимо от того, что местоимения указывают на женщин или на множество людей: Никто, даже лучшие спринтеры, не мог улучшить поставленный рекорд .

2. Если подлежащее выражено вопросительным местоимением кто , сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в мужском роде, независимо от числа производителей действия и их принадлежности к мужскому или женскому полу: Кто присутствовал на последнем занятии? Кто из сотрудниц нашего отдела записался в кружок кройки и шитья?

3. Если подлежащее выражено относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое употребляется в форме единственного числа: Все, кто пришел на занятие, разобрались в этом сложном вопросе .

Согласование — морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова. Слабым участком является выбор способов согласования сказуемого с подлежащим в русском языке.

Приведём некоторые правила, определяющие нормы согласования подлежащего со сказуемым:

1. Сказуемое ставится в форме единственного числа, если в состав подлежащего входят имена существительные со значением определённого количества ( стая, группа, тройка, пара, десяток, сотня и т.п.): Тройка лошадей впряжена в возок. Стая птиц летела на юг.

2. Сказуемое ставится в форме единственного числа , е сли в состав подлежащего входят имена существительные со значением временного периода(час, день, год и т.п.): Прошло два года. Незаметно пролетело десять дней отдыха.

3. При подлежащем, выраженным собирательным существительным (ряд , большинство, меньшинство,часть ) и словом несколько + существительное в родительном падеже множественного числа, сказуемое может ставиться в форме единственного или множественного числа.

В форме единственного числа в следующих случаях:

    существительное обозначает неодушевлённый предмет: Часть лампочек перегорела;

    сказуемое предшествует подлежащему : Подошло несколько человек. Вывезено большинство экспонатов;

    при подлежащем есть определение : Подавляющее большинство голосовало «За»;

    если сказуемое выражено страдательным причастием: Большинство бойцов ранено.

Сказуемое ставится во множественном числе:

    существительное обозначает одушевлённый предмет: Несколько работников были уволены;

    в составе сказуемого или подлежащего есть однородные члены: Несколько мальчиков и девочек стояли у входа. Большинство детей хорошо отдохнули, набрались сил и приступили к занятиям;

    между подлежащим и сказуемым стоит придаточный или определительный оборот: Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее . Сказуемое здесь подстраивается к ближайшему компоненту - ожидающих.

4. Если высказывание передаёт совместное действие нескольких лиц, множественного числа, когда оба предмета(лица) выступают как равноправные производители действия: Максим с Олегом долго ждали возвращения отца .

Если же второй предмет сопутствует основному производителю действия, то второе существительное является дополнением, сказуемое ставится в форме единственного числа : Бабушка с внуком пошла в магазин.

5. Часто возникает вопрос, как согласуется определение (в именительном падеже или родительном) при сочетании существительного и числительного два, три, четыре. Выбор формы именительного или родительного падежей зависит от того, до или после числительного стоит определение:

Определение стоит после числительного:

    определение ставится в родительном падеже, если существительное мужского или среднего рода: Три новых автомобиля сошли с конвейера. Два соседних поля засеяны рожью.

    если существительное женского рода, то определение ставится в именительном падеже: Четыре белые лилии плавали в воде.

    - определение стоит перед числительным :

    употребляется именительный падеж независимо от рода существительного: На них он выменял борзые три собаки . Новые четыре дома появились в микрорайоне.

6. Если подлежащему, в которое входят имена числительные, предшествуют ограничительные частицы (всего, лишь, только и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : Всего лишь пять человек пришло на занятие.

7. Если в состав подлежащего входит составное числительное, которое оканчивается на один ( сорок один, триста семьдесят один, пятьсот тридцать один и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : В конференции принял участие сто двадцать один студент. Тридцать одна женщина получила награды за материнство.

8. Если в состав подлежащего входит числительные тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое ставится в форме единственного числа : Тысяча человек вышла на субботник.

9. Если в состав подлежащего входят слова около, менее, более, свыше , то сказуемое можно использовать как в единственном , так и во множественном числе : Более ста студентов занимается (занимаются) научной работой.

Грамматика

Единственное и множественное число сказуемого

Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:

    собирательные существительные (напр. большинство ),

    количественные числительные (пять, двадцать ),

    собирательные числительные (двое, трое, пятеро ),

    счетные существительные (тысяча, миллион, миллиард ),

    слова, обозначающие приблизительное количество (более десятка, менее пятидесяти, несколько ),

    счетные местоименные наречия (много, столько, сколько ),

    существительные со значением определенного (тройка, пара, сотня ) и неопределенного (масса, уйма ) количества, существительные с первой частью пол- (полгода, полдома) ,

    сочетания типа брат с сестрой .

Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:

    формально-грамматическое согласование : сказуемое принимает такую же грамматическую форму, как и подлежащее; большинство граждан проголосовало за нового президента («большинство» и «проголосовало» – единственное число, средний род); ряд пользователей отказался от платной услуги («ряд» и «отказался» – единственное число, мужской род);

    согласование по смыслу : сказуемое принимает форму множественного числа, поскольку подлежащее обозначает множество предметов или явлений: большинство граждан проголосовали за нового президента, ряд пользователей отказались от платной услуги .

В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется , если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против ; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна .

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными .

Согласование сказуемого с числительными

Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги ), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят ). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

Кроме этого следует запомнить, что:

    Числительные, оканчивающиеся на один , обычно требуют формы единственного числа сказуемого: В институт поступил пятьдесят один абитуриент . Но: Пятьдесят один участник обсудили проблему на круглом столе (глагол обсудить означает совместное действие и не может быть употреблен в форме ед. ч.).

    Форма множественного числа сказуемого используется, если подлежащее конкретизируется определением в форме множественного числа, например словами все, эти, данные, любые и др. Все пятьдесят восемь абитуриентов поступили в институт . Васины пятьдесят рублей были немедленно потрачены . Эти двое явились с опозданием, остальные пятеро прибыли вовремя.

    Если числительное употребляется в качестве подлежащего без зависимых слов (обозначая число как математическое понятие), то оно согласуется со сказуемым в форме единственного числа: Сто пятьдесят делится на тридцать без остатка .

Согласование сказуемого со словами «тысяча, миллион, миллиард»

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Согласование сказуемого при обозначении подлежащим приблизительного количества

При подлежащем – количественном сочетании со значением приблизительности предпочитается форма единственного числа сказуемого: Откроется несколько новых школ . На земле живет более трех миллиардов людей . Но: Лишь несколько студентов смогли решить эту задачу; форма множественного числа сказуемого обусловлена «активностью» действующих лиц, названных подлежащим.

Согласование сказуемого со словами «много, столько, немало»

Счетные местоименные наречия столько, сколько, много, немного, мало, немало согласуются иключительно со сказуемым в форме единственного числа: Столько долгов накопилось! Довольно много народу пришло на лекцию. Немало знаменательных событий предшествовало этому дню. Такое требование содержится в академической «Русской грамматике».

Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и литературной правке» отмечает, что в последнее время форма множественного числа в подобных конструкциях «…встречавшаяся в прошлом редко, находит все большее распространение»: Сколько замученных работой калек помирают с голоду (М. Горький).

Согласование сказуемого с существительными со значением определенного («тройка, пара, сотня») и неопределенного («масса, уйма») количества, а также с числительным «пол-»

Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода ) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа: Пара ботинок была куплена за бесценок. Уйма времени ушла впустую . Масса ненужных вещей захламила квартиру. Полчаса прошло незаметно (но с определением: Первые полчаса прошли незаметно ).

Согласование сказуемого с сочетаниями типа «брат с сестрой»

Сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа. Форма множественного числа сказуемого показывает, что действие, обозначаемое сказуемым, в равной мере приписывается обоим действующим лицам, которые названы подлежащим. Форма единственного числа сказуемого показывает, что обозначаемое сказуемым действие приписывается первому из названных действующих лиц. Ср.: Шарик с Матроскиным делят избу. Вася с мамой пошел в школу.

Академическая «Русская грамматика» отмечает, что «если в группу со значением совместности входит местоимение 1-го или 2-го лица, то глагол в сказуемом, уподобляясь числовому значению местоимения, имеет ту же личную форму, что и это местоимение: Я с отцом (с сестрами) пойду; Мы с отцом (с сестрами) пойдем; Ты с матерью (с сестрами) останешься; Вы с матерью (с сестрами) останетесь».

Данная статья написана по следам наиболее частых вопросов «Справочного бюро» ГРАМОТЫ.РУ и не претендует на полноту изложения. Подробные сведения о колебаниях в форме числа сказуемого читатели могут найти в «Русской грамматике» (М., 1980), параграфы 2244–2248.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Дошкольникам о войне 1941 1945 занятия Дошкольникам о войне 1941 1945 занятия Как детям рассказать о войне? Как детям рассказать о войне? Как читать заговор от соперницы Как избавиться от соперницы по ее волосам Как читать заговор от соперницы Как избавиться от соперницы по ее волосам