Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе. Употребление единственного числа в значении множественного Признаки: существительное неодушевленное, собственное

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Категория числа имени существительного – выражение противопоставления одного предмета, явления раздельному множеству тех же предметов, явлений: дом – дома, песня – песни, крик – крики, путешествие – путешествия и т.д. Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам и выражает значение либо единственного числа (один предмет: дом, лампа, село), либо множественного (несколько тех же предметов: дома, лампы, сёла). Это проявляется в противопоставлении падежных окончаний единственного/множественного чисел. Кр
оме того, форма множественного числа может образовываться от формы единственного числа: а) при помощи суффикса: колос – колос-j-a; брат – брат-j-a; б) заменой суффикса: котёнок – котята, цыплёнок – цыплята; в) изменением места ударения: рукá –рукú, ногá – ноги, век – векá и т д.; г) чередованием звуков: друг – друзья; д) супплетивным способом: ребенок – дети, человек – люди.
Категория числа тесно связана с внеязыковой действительностью и отражает реальные отношения между предметами, существующими в ней. Если предметы, явления в объективной действительности имеют противопоставление: один – два и более таких же предметов, то и обозначающие их существительные (конкретные существительные) имеют соотносительные формы единственного/множественного чисел (дом – дома, тетрадь – тетради, чувство – чувства). Исключение составляет только группа конкретных существительных, которые называют предметы, содержащи
две (и более) одинаковые части: ножницы, сани, ворота, брюки, шорты, а также некоторые конкретные существительные, называющие отрезки времени: каникулы, сутки и пр. У этих существительных, имеющих только форму множественного числа, противопоставление один – несколько выражается сочетанием их с количественными числительными: "одни ножницы"– "пять ножниц", "одни сутки "–"трое суток" и т.д. Однако существуют такие предметы, явления, которые счету не поддаются и не имеют противопоставления один – несколько, соответственно существуют и сущ.
, имеющие форму лишь одного числа – единственного или множественного.
Ед. число:





13) Использование форм единственного числа существительных, изменяющихся по числам. Использование форм множественного числа конкретных существительных. Использование формы множественного числа существительных, не изменяющихся по числам. Ошибочное употребление формы множественного числа.

Использование формы единственного числа существительных, изменяющихся по числам
Изменяющиеся по числам (т.е. конкретные) имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.
1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: "Человеку свойственно ошибаться". Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции.
Наиболее часто существительные в форме единственного числа со значением обобщенности используются в научном и научно-популярном стилях речи, в таких контекстах, где определяются общие свойства, характерные для целого класса предметов.
2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: "Магазины ждут покупателя", "Массовый читатель газеты". В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа "собирательное" единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.
В собирательном же значении выступают имена существительные, называющие лицо, в ставших устойчивыми наименованиях: День учителя, День геолога, Дом рыбака, Комната матери и ребенка.
В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: "Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки"*; "Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов"; секция мягкой игрушки; "Дом игрушки". Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.
3. Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: "Старики надели на нос очки". Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: "Присутствующие подняли руку"– "Присутствующие подняли руки".

Использование формы множественного числа существительных, изменяющихся по числам

Иногда форма множественного числа конкретных существительных может обозначать не множество предметов, лиц, а один предмет, одно лицо. Такие случаи использования формы множественного числа свойственны эмоциональному, разговорному стилю речи. Поэтому в письменных текстах они возникают при необходимости воспроизвести экспрессию непосредственной устной речи.

Существительные, имеющие форму только единственного числа (singularia tantum)

К ним принадлежат существительные:
1. Вещественные: аспирин, железо, кожа, молоко, пемоксоль, ртуть, целлофан, халва и др. Они обозначают вещество, которое может быть измерено ("килограмм крупы", "пакет молока", "лоскут кожи"), но счету не подлежит.
2. Собирательные: молодежь, мошкара, охрана (люди), паства, периодика, продукция, казачество, сырье, техника (машины) и т.д.
3. Отвлеченные: бездуховность, веселье, волейбол, горе, детство, желтизна, загрязнение, коммуникабельность, краснота, музыка, обязаловка, плаванье, прохлада, смятение, тьма, туфта, химизация.
4. Собственные: географические наименования: Енисей, Монблан, Санкт-Петербург, имена: Сквозник-Дмухановский, Хлестаков, Чацкий, Ньютон, Бисмарк, Чайковский; названия художественных произведений: "Преступление и наказание", "Шинель" и т.д.

Существительные, имеющие форму только множественного числа (pluralia tantum)

К ним принадлежат некоторые существительные:
1. Вещественные: дрожжи, духú, опилки, ошметки, помои, сливки.
2. Собирательные: деньги, джунгли, промтовары, хлопья.
3. Отвлеченные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; похороны, смотрины; состояния природы: заморозки, сумерки.
4. Собственные: Альпы, Будейовицы, Васюки, Жигули, Холмогоры.
Изменяемость или неизменяемость существительного по числам тесно связана с многозначностью. Слово, имеющее несколько значений, в каждом из своих значений может по-разному относиться к категории числа в зависимости от того, какое явление действительности им обозначается. Так, существительное зерно, по данным словаря Ожегова (13-е изд.), имеет значения: 1. Плод, семя злаков; 2. собир. Семена хлебных злаков; 3. Небольшой предмет, частица чего-н.; 4. перен. Ядро, зародыш чего-н., книжн. Примеры словаря, иллюстрирующие эти значения, показывают, как меняется отношение существительного к категории числа: 1. – "Ржаное зерно", "кофе в зернах"– существительное конкретное, изменяется по числам. 2 – "Хлеб в зерне"– собирательное существительное, имеет только форму единственного числа. 3. – "Жемчужное зерно", "зерна крахмала"– в этом значении слово имеет как единственное, так и множественное число: существительное конкретное. 4. – "Зерно истины"– существительное отвлеченное, имеет только единственное число.

Ошибочное употребление формы множественного числа существительных

Ошибочными, неудачными следует считать те случаи нетрадиционного употребления формы множественного числа отвлеченных и вещественных имен существительных, когда появление их не мотивировано изменением лексического значения слова, когда не возникает в тексте дополнительный экспрессивный оттенок (который форма множественного числа выражает сама по себе). Так, представляются неудачными примеры типа: "подкрепления интервентам"– так была названа небольшая заметка в "Вечерней Москве", написанная в годы войны во Вьетнаме, где сообщалось о намерении американского правительства увеличить численность войск США в Южном Вьетнаме. Конкретизации лексического значения здесь не предполагалось, следовательно, нужно было употребить форму единственного числа подкрепление. Или в информации об открытии чемпионата мира по футболу в Мексике: "Кто только и что только не высказывает относительно исходов чемпионата! К делу подключили даже электронно-вычислительную машину" (Пр. 1970. 1 апр.). Очевидно, что и в данном случае при множестве высказанных мнений исход чемпионата может быть только один. Поэтому уместнее была бы форма единственного числа; "относительно исхода чемпионата". Совсем уж неудачным можно считать использование формы множественного числа существительного поверхность в следующем примере: "Первым летчиком-инструктором стал Николай Николаевич Новиков, ныне кандидат технических наук, преподаватель Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Учил он нас всерьез, заставлял не скользить по поверхностям, а проникать в суть явлений" (Ав. и косм. 1968. № 11). Автор употребляет устойчивое словосочетание скользить по поверхности, заменив в нем форму единственного числа на форму множественного (может быть, под влиянием формы числа существительного в синонимичных фразеологизмах "скользить по верхам", "нахвататься верхов"). Форма множественного числа приводит к непреднамеренной конкретизации значения, отвлеченному (в составе фразеологизма) существительному возвращается его прямое значение: "поверхность – наружная сторона чего-либо". В результате возникает двусмысленность, вызывающая нежелательный в этом случае иронический эффект.

Одушевленные и неодушевленные

В значительной мере понятия "одушевленный", "неодушевленный" совпадают с бытовым представлением о живом и неживом. Так, названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых (и мифологических живых существ – кентавр, циклоп, аргус и т.д.) грамматика относит к одушевленным существительным; названия предметов, явлений, процессов, событий и т.п. в подавляющем большинстве случаев принадлежат к неодушевленным существительным. Грамматический смысл и основание этого деления состоят в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных одного типа склонения разные формы в винительном падеже множественного числа. У первых она совпадает с формой родительного: "увидел друзей (= нет друзей), знакомых девушек (= нет знакомых девушек), странных животных (= нет животных)" (у слов мужского рода не на -а/-я это совпадение есть и в единственном числе: "увидел брата" (= нет брата). У вторых форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного: "увидел новые дома, школы, здания (= дома, шкалы, здания построены)"(в единственном числе различие между одушевленными и неодушевленными существительными проявляется лишь у слов мужского рода не на -а/-я).

Исключений, нарушающих указанную закономерность, очень немного. К ним относятся: 1) названия шахматных и карточных фигур (являются одушевленными): "побить валета", "подставить ферзя под удар"; 2) существительные мертвец, мертвый, покойник, умерший, утопленник, удавленник (являются одушевленными в отличие от слова труп); 3) существительное кукла, традиционно относимое к одушевленным (подробнее о нем см. ниже), а также существительные марионетка, петрушка (разновидности кукол).
Двумя формами винительного падежа обладают названия микроорганизмов и зародышей: бактерия, бацилла, амеба, эмбрион, криль, зародыш, личинка. В общелитературном употреблении это слова неодушевленные.
Все, что до сих пор говорилось о семантике существительных и связанной с ней формой винительного падежа, относилось к прямым значениям слов. Однако тесная связь понятий "реально живое"– "одушевленное", "реально неживое"– "неодушевленное" обнаруживается и при переносном использовании слов. Так, неодушевленные (в прямом значении) существительные переходят в разряд одушевленных в тех переносных значениях, когда они обозначают живое существо. Ср.: "Бесков собирает звезд" (Моск. нов. 1981. 2 авг.); "Слали самолетами лекарства, приглашали медицинских светил" (Комс. пр. 1989. 3 июня).
Исключение составляют лишь слова, образующие именные азеологизмы модели прилагательное + существительное: голова садовая (светлая голова и т.п.), гроб повапленный, отрезанный ломоть, широкая натура и т.п. Для винительного падежа существительных в этих фразеологизмах наиболее характерна форма, совпадающая с формой именительного. Например: "Самую младшую дочь ожидала та же участь, т.е. лет шестнадцати выйти за какой-нибудь гроб повапленный" (Г.Усп.);
Что же касается существительных, в прямом значении называющих живое существо, то подавляющее большинство их при переносном употреблении для обозначения неживого предмета тоже меняют свой разряд, т.е. становятся неодушевленными. Форму винительного падежа, совпадающую с формой именительного, имеют существительные в переносном значении, которое служит названием органов печати, предприятий, спортивных команд, обществ, спортивных фигур, механизмов, приспособлений, современных игр, наборов для детей и т.д.
Некоторые же разряды существительных, которые используются переносно применительно к неживому предмету, сохраняют в переносном употреблении морфологические свойства своего прямого значения, т.е. одушевленность. К ним относятся: 1) названия предметов, изображающих живое существо; игрушек, спортивных снарядов, фигур, предметов в играх, предметов украшения, призов, наград, (обычно в составе словосочетания), скульптурных изображений 2) названия традиционных игр в форме единственного числа: "играть в козла, в петуха, в короля, в подкидного дурака", "играть в чижика". (Названия же современных игр, наборов для игр и т.п., а также названия традиционных игр, но в форме множественного числа являются существительными неодушевленными: "поиграть в эрудит", "играть в солдатики, в казаки-разбойники, в дочки-матери" и т.д.); 3) названия литературных, музыкальных и т.д. произведений 4) названия животных, птиц, рыб и т.д. 5) наименования судов (в беспредложном употреблении) 6) названия присваиваемого чина, присуждаемого ордена (разговорно): "присвоить лейтенанта", "дать Александра Невского"; 7) существительные на -тель со значением того, чтó производит действие или предназначено для осуществления действия, названного мотивирующим словом 8) слово персонаж во множественном числе (литературная норма допускает и винительный неодушевленности)
Перечисленные категории существительных, сохраняющих одушевленность при обозначении неживого предмета, представляют собой слова, которые являются названием чего-либо, т.е. имеют номинативную функцию. Однако как одушевленные употребляются и те существительные, которые выступают не в номинативной функции, служат образной характеристикой предметов, фигуральным обозначением их роли, состояния, положения и т.д. Используя выразительное средство, приписывающее неживому предмету признаки, действия и т.д. живого существа ("машина вернулась", "победить Властелина Неба", "суда бились" и т.д.), относясь к неживому предмету как к живому ("обижать зеленого друга"), авторы приведенных (и подобных им) контекстов логично, закономерно используют винительный падеж одушевленности.

Категория падежа – категория, обозначающая отношение имени к другому слову словосочетания, предложения или к целой синтаксической конструкции. Например: "Дни Турбиных" (М.Булг.); "Два капитана" (Кав.) (отношение к слову в словосочетании); "В каюте сонно и полумрак" (Пауст.) (отношение к Предложению в целом).
Значение падежных форм сложно. Оно зависит и от характера грамматической связи между данной падежной формой и подчиняющим словом (управление, примыкание или согласование; последнее бывает в приложении), и от лексических значений слова подчиняющего и подчиняемого (т.е. данной падежной формы), и от семантики предлога.

Именительный падеж. Центральными для него являются значения субъектное, отражающееся в подлежащем, в назывных предложениях, и определительное, отражающееся в именной части сказуемого и в приложении. Например: "Весна в этом году выдалась ровная" (Купр.); "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (Бл.) (субъектное); "Будь я подлец и анафема, если я сяду еще когда-нибудь с этой севрюгой" (Ч.); "Чижа захлопнула злодейка западня" (Крыл.) (определительное). Кроме того, именительный падеж часто выступает как обращение: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке" (Б.Ок.); "О, город Ершалаим! Чего только не услышишь о нем" (М.Булг.).

Родительный падеж. Центральные значения его – определительное, объектное и субъектное. Определительное значение реализуется при указании на отнесенность, принадлежность предмета другому предмету, лицу, при указании на предмет, порождающий что-либо, на предметы, лица, являющиеся источником чего-либо: "Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые" (Б.Ок.); "Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо" (П.); при указании на свойство, качество кого или чего-либо: "судья международной категории", "человек дела", "Страна березового ситца" (Ес.); "край непуганых идиотов" (И. и П.). Объектное значение типично для словосочетания с отглагольными существительными, с существительными, обозначающими действие, процесс: "Мое открытие Америки" (Маяк.); "штурм космоса", "презентация фильма". Оно обнаруживается и при выражении количественных отношений: "кусок сыру", "литр молока", "А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу" (Чук.). Объектное значение реализуется и при выражении прямого объекта при переходных глаголах с отрицанием: "давно не получаю писем", "Не обещайте деве юной любови вечной на земле" (Б.Ок.); при указании на объект, которого лишаются, опасаются: "лишиться поддержки (помощи)", "бояться темноты", "страшиться опасности (попреков)". Субъектное значение выступает в словосочетаниях, содержащих указание на лицо, предмет, производящие действие: "Приезд отца к сыну" (название повести Э.Г. Казакевича); "Явление героя" (название главы из романа "Мастер и Маргарита"). Субъектное значение родительного падежа может обнаружиться и не в составе словосочетания: "Эй, вы, херувимы и серафимы! – сказал Остап, вызывая врагов на диспут, – Бога нет!" (И. и П.); "Нарзану нету", – ответила женщина и почему-то обиделась" (М.Булг.).

Дательный падеж. Основными значениями дательного падежа являются значения объектное и субъектное. Объектное значение реализуется при указании на лицо или предмет, на который направлено, в интересах которого или в ущерб которому совершается действие: "писать другу", "содействовать успеху", "вредить здоровью"; "И когда он крикнет всему свету, это он не о вас–о себе" (Б.Ок.). Дательный объектного значения используется также при указании на лицо или предмет, для которого предназначено, которому адресовано и т.д. что-либо

Основным для винительного падежа является объектное значение: винительный падеж без предлога обозначает лицо или предмет, полностью и непосредственно охваченный действием, предмет или лицо, к которому обращено чье-либо отношение, чьи-либо чувства: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие..." (Гог.); Широко используется винительный падеж в обстоятельственном значении, указывая на временные границы, количество, меру, величину и т.д. чего-либо: "пробежать километр", "стоит миллион";

Основные значения творительного падежа – объектное и определительное. Объектное значение выступает при указании на орудие или объект действия, испытываемых чувств; "резать ножом", "топить дровами", "восхищаться успехами", "наслаждаться музыкой". Определительное значение выступает при использовании творительного падежа в качестве сказуемого: "Он хочет быть летчиком", "Он здесь директором".

Предложный падеж (используемый всегда с предлогом) имеет объектное значение: "думать о своем будущем", "рассуждать о высоких материях" и значение обстоятельственное при обозначении места, времени, состояния и т.д.: "Где-то под ногами и над головами – лишь земля и небо" (Б.Ок.); "В году недель пять-шесть Одесса, По воле бурного Зевеса, Потоплена, Запружена" (П.); "...В мольбах и гаданьях проведший весь век" (П.).

1. Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев:

1) при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков, например: Собака – друг человека; Сосна – вечнозеленое хвойное дерево; Книга – источник знания;

2) при употреблении существительного конкретного в собирательном, обобщающем значении: Зерно уже налилось; В такую вьюгу и медведь не вылезает из берлоги; Не перевелась еще благородная птица тетерев (Тургенев);

3) при указании на то, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое дистрибутивное значение): Солдаты стояли с опущенной головой... (Пушкин); Ученики писали карандашом (не «карандашами»).

2. Формы множественного числа употребляются в значении единственного в просторечии, обычно при желании подчеркнуть неодобрение, осуждение: Мы университетов не кончали, в гимназиях не учились. В художественной речи такое употребление приобретает иронический оттенок: – И вообще, – говорю, чай у вас шваброй пахнет (...) – У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложитъ (М. Зощенко); Деточкин (попав ногой в капкан): «Понаставили тут капканов» (Э. Брагинский, Э. Рязанов).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок.

1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств. 2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения. 3. Наш завод производит телевизор высокого качества. 4. Жена принесла целый поднос чаёв. 5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях. 6. У богатого брата было много скотин, а у бедного – только одна корова. 7. Им приказали немедленно сдать все оружия. 8. Недро земли очень богатое. 9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму. 10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков. 11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки. 12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея. 13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед. 14. Во дворе у нас качель сломалась. 15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок. 16. Обрежь ножницей нитку. 17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 18. Окна мы выкрасили белилом. 19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы. 20. Вода используется также в хозяйственной цели. 21. Небо затянуто сплошным серым облаком. 22. Мы с подругой приехали с дач в один день. 23. Этот врач принимает только по предварительным записям. 24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты. 25. Один людь ничего здесь не сможет сделать. 26. Каждую зиму он болеет гриппами. 27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому. 28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам. 29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей. 30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения. 31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду. 32. На предприятии организована работа по обмену опытами. 33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство.

Упражнение 2.

Сравните неотредактированный и отредактированный варианты; назовите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки. При необходимости предложите свои варианты стилистической правки.

1.Инфаркт – омертвение участков того или иного органа в результате закупорки или спазмы кровеносных сосудов. 1.Инфаркт – омертвение участка того или иного органа в результате закупорки или спазма кровеносного сосуда.
2.Утконосы удивят хоть кого: можно подумать, к шкурке какой-то тропической зверюшки шутники пришили утиный клюв. 2.Утконос удивит хоть кого: можно подумать, что к шкурке какого-то тропического зверюшки шутники пришили утиный клюв.
3.Давление обусловлено действием сил упругости самого манжета. 3.Давление обусловлено действием силы упругости самой манжеты.
4.Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар пустующих земель – важнейшая задача. 4.Вовлечение в хозяйственный оборот миллионов гектаров пустующих земель – важнейшая задача.
5.Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотную ранчо. 5.Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотное ранчо.

Упражнение 3. Раскройте скобки. Выберите нужную форму существительного и обоснуйте свой выбор.

1. Было куплено по семисот (грамм, граммов) (сыр, сыру; сахарного песка, песку) , пачка (чая, чаю) и по два килограмма (помидор, помидоров; баклажан, баклажанов). 2. Когда я вышел из (леса, лесу) , то увидел, что на поляне в (снегу, снеге) образовались проталины. 3. (Шума, шуму) наделал он много. 4. Как хорошо в (лесу, лесе) весной, когда все деревья в (цвету, цвете) . Самолет приземлился в (аэропорту, аэропорте) .

Упражнение 4. Выполните тест.

1. Какое существительное относится к мужскому роду?

2. Какое существительное относится к женскому роду?

3. Какое существительное относится к среднему роду?

4. В каком варианте представлены равноправные варианты?

5. В каком варианте род существительных указан неправильно?

7. -Ы(-И) ?

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы(-И) ?

9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А(-Я) ?

12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?

13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?

14. Какое из словосочетаний является неправильным?


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с.

2. Голуб И.Б. Упражнение по стилистике русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф; Фйрис-пресс, 1997. – 240 с.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.

4. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 256 с.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 1996. – 208 с.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – 368 с.

8. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999. – 400 с.

9. Стилистика и литературное редактирование: Учебное пособие / Под ред. д-ра филол. наук Н.В. Малычевой. – М.: Изательско-торговая корпорация «Дашков и К о », Ростов н/Дону: Наука-Спектр, 2014. 288 – с.

10. Мартинович Г.А. Род имен существительных в современном русском языке // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/

11. Русский язык и культура общения. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.licey.net/russian/culture/List


Заказ №_________ от «____»___________200___. Тираж ______экз.

Грамматика

Единственное и множественное число сказуемого

Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:

    собирательные существительные (напр. большинство ),

    количественные числительные (пять, двадцать ),

    собирательные числительные (двое, трое, пятеро ),

    счетные существительные (тысяча, миллион, миллиард ),

    слова, обозначающие приблизительное количество (более десятка, менее пятидесяти, несколько ),

    счетные местоименные наречия (много, столько, сколько ),

    существительные со значением определенного (тройка, пара, сотня ) и неопределенного (масса, уйма ) количества, существительные с первой частью пол- (полгода, полдома) ,

    сочетания типа брат с сестрой .

Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:

    формально-грамматическое согласование : сказуемое принимает такую же грамматическую форму, как и подлежащее; большинство граждан проголосовало за нового президента («большинство» и «проголосовало» – единственное число, средний род); ряд пользователей отказался от платной услуги («ряд» и «отказался» – единственное число, мужской род);

    согласование по смыслу : сказуемое принимает форму множественного числа, поскольку подлежащее обозначает множество предметов или явлений: большинство граждан проголосовали за нового президента, ряд пользователей отказались от платной услуги .

В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется , если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против ; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна .

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными .

Согласование сказуемого с числительными

Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги ), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят ). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

Кроме этого следует запомнить, что:

    Числительные, оканчивающиеся на один , обычно требуют формы единственного числа сказуемого: В институт поступил пятьдесят один абитуриент . Но: Пятьдесят один участник обсудили проблему на круглом столе (глагол обсудить означает совместное действие и не может быть употреблен в форме ед. ч.).

    Форма множественного числа сказуемого используется, если подлежащее конкретизируется определением в форме множественного числа, например словами все, эти, данные, любые и др. Все пятьдесят восемь абитуриентов поступили в институт . Васины пятьдесят рублей были немедленно потрачены . Эти двое явились с опозданием, остальные пятеро прибыли вовремя.

    Если числительное употребляется в качестве подлежащего без зависимых слов (обозначая число как математическое понятие), то оно согласуется со сказуемым в форме единственного числа: Сто пятьдесят делится на тридцать без остатка .

Согласование сказуемого со словами «тысяча, миллион, миллиард»

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Согласование сказуемого при обозначении подлежащим приблизительного количества

При подлежащем – количественном сочетании со значением приблизительности предпочитается форма единственного числа сказуемого: Откроется несколько новых школ . На земле живет более трех миллиардов людей . Но: Лишь несколько студентов смогли решить эту задачу; форма множественного числа сказуемого обусловлена «активностью» действующих лиц, названных подлежащим.

Согласование сказуемого со словами «много, столько, немало»

Счетные местоименные наречия столько, сколько, много, немного, мало, немало согласуются иключительно со сказуемым в форме единственного числа: Столько долгов накопилось! Довольно много народу пришло на лекцию. Немало знаменательных событий предшествовало этому дню. Такое требование содержится в академической «Русской грамматике».

Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и литературной правке» отмечает, что в последнее время форма множественного числа в подобных конструкциях «…встречавшаяся в прошлом редко, находит все большее распространение»: Сколько замученных работой калек помирают с голоду (М. Горький).

Согласование сказуемого с существительными со значением определенного («тройка, пара, сотня») и неопределенного («масса, уйма») количества, а также с числительным «пол-»

Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода ) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа: Пара ботинок была куплена за бесценок. Уйма времени ушла впустую . Масса ненужных вещей захламила квартиру. Полчаса прошло незаметно (но с определением: Первые полчаса прошли незаметно ).

Согласование сказуемого с сочетаниями типа «брат с сестрой»

Сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа. Форма множественного числа сказуемого показывает, что действие, обозначаемое сказуемым, в равной мере приписывается обоим действующим лицам, которые названы подлежащим. Форма единственного числа сказуемого показывает, что обозначаемое сказуемым действие приписывается первому из названных действующих лиц. Ср.: Шарик с Матроскиным делят избу. Вася с мамой пошел в школу.

Академическая «Русская грамматика» отмечает, что «если в группу со значением совместности входит местоимение 1-го или 2-го лица, то глагол в сказуемом, уподобляясь числовому значению местоимения, имеет ту же личную форму, что и это местоимение: Я с отцом (с сестрами) пойду; Мы с отцом (с сестрами) пойдем; Ты с матерью (с сестрами) останешься; Вы с матерью (с сестрами) останетесь».

Данная статья написана по следам наиболее частых вопросов «Справочного бюро» ГРАМОТЫ.РУ и не претендует на полноту изложения. Подробные сведения о колебаниях в форме числа сказуемого читатели могут найти в «Русской грамматике» (М., 1980), параграфы 2244–2248.

Категория числа имени существительного - выражение противопоставления одного предмета или явления раздельному множеству тех же предметов или явлений: дом - дома, песня - песни, окно - окна. Все существительные имеют значение либо единственного числа (один предмет) либо множественного (несколько тех же предметов). Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам. Существительные, имеющие формы единственного и множественного числа, называют, как правило, реальные предметы (события, факты), подвергающиеся счету, и относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных существительных. Существительные, обозначающие предметы, понятия и явления, не имеющие противопоставления один – несколько, по числам не изменяются, а имеют форму лишь одного числа - единственного или множественного. К словам, имеющим форму только одного числа, относятся собирательные, вещественные, абстрактные существительные и небольшая группа конкретных существительных. Парадигма таких существительных является неполной.

Основной способ выражения грамматического значения числа - окончание. Кроме этого, значение числа может выражаться:

а) при помощи суффикса -ј- (брат - брат -ј- а, колос - колос- ј -а) ,

б) заменой суффикса (котёнок - котят а ),

в) изменением места ударения (рука - ру ки, ве к - века ) ,

г) чередованием звуков (друг - друз ья),

д) супплетивным способом (ребенок - дети) .

В современном языке формы множественного числа именительного падежа могут иметь окончания –ы (-и) (более продуктивный способ) или –а (я) (менее продуктивный способ). Варианты окончаний закреплены нормой.

Некоторые слова-омонимы имеют в именительном падеже множественного числа разные окончания в зависимости от значения: тоны (музыкальные) - тона (цветовые), цветы (растения) - цвета (окраски), ордены (рыцарские, монашеские) – ордена (награды, знаки отличия).

Существительные, употребляющиеся в форме только одного числа

(singularia tantum и pluralia tantum )

Существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа – singularia tantum ( s . t .), обозначают предметы, понятия, котолрые нельзя сосчитать, к ним относятся:

1. Вещественные существительные: аспирин, железо, кожа, молоко, ртуть.

2. Собирательные:существительные молодежь, мошкара, периодика, сырье .

3. Абстрактные (отвлеченные) существительные: бездуховность, волейбол, горе, желтизна .

4. Имена собственные: географические наименования: Енисей, Гродно, Монблан; астрономические названия: Вернера, Марс и т.д.

5. Названия художественных произведений: «Шинель», «Война и мир».

Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа - pluralia tantum (pl . t .) представлены следующими группами слов:

1. Вещественные существительные: дрожжи, опилки, сливки.

2. Собирательные существительные: деньги, джунгли, промтовары.

3. Абстрактные (отвлеченные) существительные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; состояния природы: заморозки, сумерки.

4. Имена собственные: Альпы, Васюки, Жигули .

Конкретные существительные (небольшая группа), слова, типа: сани, брюки, прятки и.т.п.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Дошкольникам о войне 1941 1945 занятия Дошкольникам о войне 1941 1945 занятия Как детям рассказать о войне? Как детям рассказать о войне? Как читать заговор от соперницы Как избавиться от соперницы по ее волосам Как читать заговор от соперницы Как избавиться от соперницы по ее волосам