Смазка для ступичных подшипников. Пластичные подшипниковые смазки SKF Другие органические загустители

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

02.09.2012
Пластичные смазки: преимущества и недостатки. Загустители

1. Введение
1.1 Определение

Пластичные смазки представляют собой продукты диспергирования агента-загустителя в жидком смазывающем материале, обладающие консистенцией от твердой до полужидкой. Обычно для придания специфических свойств в их состав вводят дополнительные компоненты, в частности агенты-загустители, представляющие собой металлические мыла. Разделить смазочные материалы на жидкие и твердые непросто, так как промежуточное положение занимают текучие вещества (флюиды). Жидкие масла, содержащие << 5 масс. агентов-загустителей (как правило, полимеров), обладают структурной вязкостью, не достигающей тем не менее точки текучести, поэтому их называют загущенными маслами. Относимые к твердым смазкам суспензии, содержащие > 40 %масс. твердых смазочных веществ в маслах, обычно называют пастами. Они содержат также агенты-загустители, обычно присутствующие в смазках; их также называют смазочными пастами.
В целом в состав пластичных смазок входит от 65 до 95 %масс. базовых масел, от 5 до 35 % масс. загустителей и от 0 до 10 % масс. добавок. Хотя каких-либо специальных физических или химических оснований для отдельного описания синтетических или чисто синтетических пластичных смазок не существует, следует определиться с соответствующей терминологией. Многие авторы называют пластичную смазку синтетической, если базовое масло не является минеральным маслом, а представляет собой синтетический продукт, например сложный эфир карбоновой кислоты, синтетический углеводород, полигликоль, силикон или перфторполиэфир. Иногда термин «чисто синтетическая смазка» используют в случае, когда загуститель также является синтетическим (например, соли амидокарбоновых кислот с олигомочевинами).

1.2. История вопроса

Можно вспомнить о том, что смазки, подобные пластичным, были известны еще шумерам, применявшим их для смазывания колесных повозок с 3500 до 2500 гг. дон. э.; установлено также, что еще в 1400 г. до н. э. египтяне применяли смазки, изготовленные из оливкового масла или таллового жира, смешанного с известью, для смазки осей колесниц; однако такие античные авторы, как Диоскурид и Плиний Второй, сообщают лишь о применении свиного жира с подобной целью. По-видимому, первый патент на смазочный материал индустриальной эпохи был выдан Партриджу в 1835 г.; он запатентовал кальциевую смазку, также изготовленную из оливкового масла или таллового жира. Пластичные смазки на основе минеральных масел, загущенные мылами, были, вероятно, первыми смазками — их, ориентировочно в 1845 г., предложил Раес, натриевую смазку с использованием таллового жира запатентовал Литтлом в 1849 г.
Производству и способам применения пластичных смазок посвящены две выдающиеся энциклопедические монографии, первая из которых была написана Клемгардом в 1937 г., вторая — Бонером в 1954 г.. Обе монографии содержат множество общей информации, ценность и актуальность которой сохраняется до наших дней.

1.3. Преимущества перед смазочными маслами

В 1954 г. Бонер в известной монографии перечислил тринадцать преимуществ пластичных смазок перед маслами. В 1988 г. семь преимуществ все еще считались существенными; в 1996 г. Лэнсдаун упоминал только шесть преимуществ и рассматривал их с другой точки зрения (табл. 1).

Таблица 1. Преимущества пластичных смазок перед смазочными маслами

1988
1. Пластичные смазки приобретают текучесть только под действием силы
2. Пластичные смазки обладают меньшими коэффициентами трения
3. Пластичные смазки лучше сцеплены с поверхностью
4. Пластичные смазки обладают повышенной водостойкостью
5. (Эффективная) вязкость пластичных смазок менее зависима от температуры
6. Пластичные смазки работают в расширенном температурном интервале
7. Пластичные смазки представляют собой герметичную защиту от грязи и других видов загрязнения

1996
1. Пластичные смазки не вызывают проблем при запуске и остановке механизмов
2. Пластичные смазки проявляют улучшенные характеристики в условиях работы в слое под давлением
3. Пластичные смазки решают проблемы герметизации
4. Пластичные смазки позволяют осуществлять дополнительную подачу смазки без специальных конструкционных приспособлений
5. Пластичные смазки позволяют избежать загрязнения чистых продуктов
6. Пластичные смазки допускают применение твердых присадок

1.4. Недостатки

По сравнению со смазочными маслами пластичные смазки имеют только два недостатка: не следует отдавать им предпочтение, если существуют проблемы с теплопередачей; кроме того, предельная скорость для пластичных смазок ниже, так как они обладают повышенной эффективной вязкостью. Третий недостаток, который является скорее теоретическим, связан с тем, что из-за более выраженного ионного характера и большей поверхности они более подвержены окислению по сравнению с маслами.

1.5. Классификация

Пластичные смазки получали (и до сих пор получают) названия по отрасли индустрии, в которой их применяют: например, смазки для сталепрокатного производства; по их назначению: например, смазки для колесных подшипников; по рабочим температурным интервалам: например, низкотемпературные смазки; по области применения: например, универсальные (многоцелевые) смазки. Значение последнего наименования с годами менялось, другие названия также не вполне отражают эксплуатационные качества смазок, о которых идет речь. Вопрос о консистенции материалов (от твердых до полужидких) является непростым, однако консистентность легко можно измерить с помощью несложных приспособлений. Поэтому даже в наши дни пластичные смазки получают наименования в соответствии с классом консистенции, установленным Национальным институтом пластичных смазок США (NLGI ) в 1938 г. — по глубине проникновения стандартного конуса в пластичную смазку; метод разработан в 1925 г. (табл. 2).

Таблица 2. Классификация пластичных смазок по индексам NLGI

Индекс NLGI

Внешний вид

Рабочая пенетрация (1/10 мм)

Применение

Полужидкая

Трансмиссионные смазки

Кремообразная

Смазка для подшипников

Мылоподобная

Брикетированные смазки

С физической точки зрения данный метод не является вполне удовлетворительным, поэтому в 1960-е гг. были предприняты попытки скоррелировать (или даже заменить) его реологическими методами, например измерением напряжения пластического течения (предела текучести) на роторном вискозиметре. В настоящее время рабочие характеристики пластичных смазок описаны в таких нормативных документах, как 1S0 6743-9 или DIN 51 825, определяющих главным образом консистенцию, верхний и нижний пределы рабочей температуры, водостойкость и допустимую нагрузку; для автомобильных смазок существует нормативный документ АSTМ D 4950, затем были представлены эталонные смазки и введены сертификационные марки NLGI.
Тем не менее, о характеристиках пластичных смазок в определенной степени лучше судить по физическим и химическим свойствам их базовых масел и агентов-загустителей — естественно, вязкость пластичной смазки возрастает по мере увеличения содержания загустителя, при этом изменяются отдельные характеристики смазки, которые наилучшим образом указывают на разумные пределы, ограничивающие ее практическое применение.

2. Загустители

Загустители не только преобразуют жидкие смазочные материалы в вязкие (консистентные) смазки, а также изменяют характеристики жидких смазочных материалов. Если принимать во внимание все характеристики продукта, то ни один из промышленных загустителей не имеет преимуществ перед остальными (табл.3). Они в равной степени конкурентоспособны и предназначены для выполнения различных задач. Различия появляются главным образом там, где к продуктам предъявляют специфические требования.

Таблица 3. Сравнительные характеристики загустителей

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Sum
12- Гидроксистеарат лития 2,5 1,0 2,0 1,5 2,0 2,0 2,5 1,5 2,5 2,0 1,0 3,0 2,0
12- Гидроксистеарат кальция 3,0 1,0 3,0 1,0 1,5 1,0 2,5 1,0 2,0 2,0 1,0 3,0 1,8
Комплексы лития 1,5 2,0 1,5 2,0 1,5 2,0 2,0 2,5 1,5 2,0 2,0 2,5 1,9
Комплексы кальция 2,0 3,0 2,0 2,0 1,0 1,5 1,5 3,0 1,5 2,0 2,0 2,0 2,0
Комплексы алюминия 2,0 2,0 2,0 2,5 1,5 2,0 2,0 2,5 2,0 2,0 2,0 2,5 2,1
Неорганические загустители 1,5 1,0 1,0 3,0 3,0 1,0 3,0 1,0 3,0 3,0 2,5 3,0 2,2
Полимочевины 1,0 1,5 1,5 2,5 2,0 1,5 2,5 2,0 3,0 3,0 1,0 2,0 2,0
Терефталаматы 1,5 1,5 1,5 1,0 2,5 1,5 2,0 1,0 2,5 2,0 1,0 2,0 1,7
Кальций- сульфонатные комплексы 2,0 3,0 2,0 2,0 1,0 2,0 1,5 3,0 1,0 1,0 2,0 1,5 1,8
Загустители, содержащие карбаматную группу 2,0 1,5 2,0 2,0 2,0 2,0 2,5 1,5 2,0 2,0 1,0 2,0 1,9
I — высокая температура; II — низкая температура; III — старение; IV — совместимость; V — потеря масла; VI — токсичность; VII — липкость; VIII — текучесть; IX — нагрузка; X — сдвиг; XI — трение; XII — износ; Sum — суммарно; 1,0 — отлично; 2,0 — средне; 3,0 — слабо.

2.1. Простые мыла

Максимальный загущающий эффект, как правило, наблюдается при использовании карбоновых кислот, содержащих 18 атомов углерода, поэтому мыла обычно изготавливают из 12-гидроксистеариновой кислоты, полученной из растительного сырья, стеариновой кислоты, полученной из животного или растительного сырья, или из их сложных эфиров, обычно глицеридов, а также из гидроксидов элементов групп щелочных и щелочно-земельных металлов. Мыла, вызывающие загущение базовых масел, позволяют получать пластичные смазки с уникальными характеристиками. Они не только присутствуют в виде кристаллитов и растворенных молекул, но и содержатся в отдельной фазе в виде агломератов, называемых фибриллами (нитевидными молекулярными образованиями), или волокнами. Даже в малейшем зазоре, в который вводят смазку, присутствуют все компоненты продукта, обладающего характеристиками пластичной смазки.

2.1.1. Анионы мыла

Длина углеводородной цепи карбоновой кислоты влияет на растворимость и поверхностные свойства мыла. Удлиненные и укороченные углеводородные цепи снижают его загущающий эффект.
Увеличение длины цепи повышает растворимость в базовом масле, укороченная цепь ее понижает. Разветвленная алкильная цепь понижает температуру плавления мыла и уменьшает загущающий эффект. Карбоновые кислоты, содержащие двойные углеродные связи, так называемые ненасыщенные кислоты, лучше растворимы в минеральных маслах и также уменьшают загущающий эффект и понижают температуру каплепадения. Их применение ограничено из-за пониженной стойкости к окислению. Наличие гидроксильных групп повышает температуру плавления и усиливает загущающий эффект мыла, так как увеличивает полярность его молекул.

2.1.2. Катионы мыла

На основные характеристики мыльных пластичных смазок влияют также катионы, входящие в состав мыла. От катионов зависят эффективность использования загустителя, температура каплепадения, согласно DIN ISO 2176 — температура, при которой пластичная смазка переходит в жидкое состояние при нормальных условиях, водостойкость, и, в некоторой степени, допустимая нагрузка для пластичной смазки.
В 1996 г. пластичные смазки на основе простых мыл все еще составляли более 70% известного мирового производства. Самыми распространенными оказались литиевые мыла, доля которых составила около 50%, далее следовали кальциевые, натриевые и алюминиевые мыла. Значение последних постоянно снижалось в течение нескольких последних десятилетий.

2.1.3. Литиевые мыла

Пластичные смазки на основе литиевого мыла были впервые изготовлены Эрлом в 1942 г.; смазки на основе 12-гидроксистеарата лития (форм.1) — Фрезером в 1946 г. В настоящее время их обычно изготавливают путем взаимодействия порошкообразного или растворенного в воде гидроксида лития с 12-гидроксистериновой кислотой или ее глицеридом в минеральных или синтетических маслах. На выбор реагента — свободной кислоты или ее глицерида — влияет соотношение затрат и рабочих характеристик. Температура реакции составляет от 160 до 250 °С и зависит от базового масла и типа используемого реактора. Температура каплепадения смазки на основе минерального масла NLGI 2 находится в интервале от 185 до 195 °С. Требуемое содержание мыла в подобной многоцелевой смазке составляет около 6 % масс. при использовании нафтенового масла, около 9 % масс. — при использовании парафинового масла и около 12 %масс. — при использовании ПАО; кинематическая вязкость составляет около 100 мм -2 с -1 при 40 °С, загущающий эффект зависит не только от распределения углерода в базовом масле, но также и от его вязкости.
Размер волокон в пластичных смазках на основе 12-гидроксистеарата лития обычно попадает в интервал от 0,2x2 до 0,2x20 мкм. Хорошие универсальные характеристики, в частности высокая температура каплепадения, хорошая водостойкость и прочность на сдвиг, обусловленные водородными связями гидроксильных групп, а также хорошая реакция на добавление присадок — основные причины, по которым пластичные смазки на основе 12-гидроксистеарата лития являются наиболее популярными смазками на протяжении более полувека. Область их использования широка: от применения в качестве пластичных смазок при экстремальных давлениях на основе масел с кинематической вязкостью приблизительно от 200 до 120 мм 2 /с при 40 °С — для больших нагрузок; универсальных (многоцелевых) смазок на основе минеральных масел с кинематической вязкостью приблизительно от 60 до 1000 мм 2 /с при 40 °С — для всех типов подшипников, пластичных смазок, изготовленных с добавлением диэфиров или ПАО-масел с кинематической вязкостью от 15 до 30 мм2/с для высоких скоростей, до смазок для передаточных механизмов, содержащих нерастворимые в маслах полиакиленгликоли. Нижний температурный предел применения пластичной смазки, загущенной литиевым мылом, так же как и для всех прочих пластичных смазок, зависит главным образом от физических характеристик базового масла. Верхний температурный предел определяют испытанием с постепенным повышением температуры на испытательной установке FAG FE 9 согласно DIN 51 821 и DIN 51 825. И вновь, в зависимости от свойств базового масла, верхний предел попадает в интервал между 120 и 150 °С. Очевидно, что интервал между температурой каплепадения и верхней предельной температурой применения может составлять от 60 до 100 °С. В качестве критерия определения как нижнего, так и верхнего температурного предела было предложено маслоотделение. В последние годы предпринимались попытки улучшения структурной стабильности смазок на основе литиевого мыла за счет применения реактивных полимеров.

2.1.4. Кальциевые мыла

Кальциевые мыла, изготовленные из 12-гидроксистеариновой кислоты, называют также безводными кальциевыми мылами. Аналогично соответствующим литиевым мылам они содержат до 0,1 % масс. воды, которая присутствует не в качестве кристаллизационного компонента, как в мылах на основе стеариновой кислоты, хотя технические 12-гидроксистеараты содержат до 15% стеариновой кислоты вес/вес. Кальциевые смазки подобного типа изготавливают тем же способом, что и смазки на литиевой мыльной основе, но при температуре от 120 до 160 °С. Размер волокон является промежуточным между аналогичными величинами для литиевых мыл и гидратированных кальциевых мыл. Смазки можно использовать при температурах до 120 °С. Температура каплепадения находится в интервале от 130 до 150 "С, в зависимости от характеристик базового масла. Как правило, они обладают очень хорошими антикоррозийными свойствами и хорошей стойкостью к окислению; такие смазки, изготовленные из соответствующих базовых масел, вероятно, являются лучшими низкотемпературными смазками.
Кальциевые соли на основе стеариновой, пальмитиновой или олеиновой кислоты также называют кальциевыми мылами (форм. 2). Цена исходных материалов для изготовления смазок на данной основе является самой низкой, но они обладают наихудшими рабочими характеристиками. Их изготавливают путем нейтрализации суспензии гидроксида кальция в воде жирными кислотами в минеральном масле. На первой стадии реакции, которую обычно проводят в сосуде высокого давления, жиры расщепляются на жирные кислоты и глицерин. Стабильные пластичные смазки можно получить только в присутствии некоторого количества воды (обычно около 10 % масс. мыла). Содержание воды обычно регулируют на втором этапе, проводимом при перемешивании, или в охлаждаемом реакционном сосуде. Размер волокон, как правило, составляет около 0,1x1 мкм. В отсутствие воды структура смазки разрушается. Поэтому температура каплепадения для смазок такого типа составляет всего лишь от 90 до 110 °С, а верхний температурный предел применения — лишь 80 °С

Эти смазки обладают очень высокой водостойкостью и хорошей адгезией. Поскольку производство смазок данного типа является весьма затратным относительно рабочих характеристик полученного продукта, их значение быстро уменьшается.

2.1.5. Натриевые мыла

Значение пластичных смазок на основе натриевых мыл в наше время невелико по сравнению со смазками на основе 12-гидроксистеаратов лития и кальция; тем не менее, в виде полужидких продуктов они все еще представляют интерес в качестве смазочного материала для передаточных механизмов. Интервал температур капле¬падения для натриевых смазок, изготавливаемых на основе жирных кислот или жиров, составляет приблизительно от 165 до 175 °С. Верхний температурный предел эксплуатации — около 120 °С. Предложены продукты с различной структурой волокон: коротковолокнистые и длинноволокнистые; в последних размеры волокон достигают 1x100 мкм, что в некоторой степени объясняет весьма высокую величи¬ну допустимой нагрузки при применении в передаточных механизмах. Пластичные смазки этого типа обладают чрезвычайно высокими антикоррозийными параметрами лишь при малом содержании воды; однако их главный недостаток состоит в том, что в присутствии большего количества воды растворимость натриевых мыл возрастает, что в первую очередь приводит к образованию геля, резко повышающему эффективную вязкость, и впоследствии — к b>разрушению структуры в целом.

2.1.6. Прочие мыла

Смазки на алюминиевой мыльной основе обычно изготавливают из произведенных промышленным способом алюминиевых мыл, как правило, на основе стеарата алюминия. Вероятно, впервые смазки подобного типа были предложены Ледерером (Lederer) в 1933 г. Температуры каплепадения не превышают 120 °С, верхний температурный предел находится в интервале от 80 до 90 °С, при температуре выше 90 °С смазки проявляют тенденцию к гелеобразованию. Для данных мыл типичный размер частиц составляет менее 0,1x0,1 мкм, что в некоторой степени объясняет довольно низкую величину сопротивления сдвигу и выраженному тиксотропному поведению продуктов. Алюминиевые смазки, как правило, являются очень прозрачными и гладкими. Они обладают высокой водостойкостью и хорошей адгезией, однако их в значительной степени вытеснили литиевые смазки, что отчасти обусловлено тем, что для получения пластичных продуктов на заключительном этапе процесса изготовления алюминиевые смазки нельзя перемешивать, а необходимо выливать продукт в емкость и выдерживать несколько часов для охлаждения.
Пластичные смазки на основе бариевых мыл обладают высокой водостойкостью и сопротивлением сдвигу; смазки на основе свинцового мыла имеют преимущества по таким параметрам, как величина допустимой нагрузки и защита от износа. Тем не менее оба типа смазок в настоящее время практически не применяются, главным образом по причинам, связанным с их токсичностью..

2.1.7. Смешанные катионные мыла М 1 Х/М 2 Х

Смеси на основе мыльных смазок, содержащих различные катионы, главным образом литий-кальциевые, кальций-натриевые и натрий-алюминиевые, называют также смазками на смешанных мылах. Их свойства зависят главным образом от количественного соотношения двух или более типов мыла. Литий-кальциевые смазки обладают повышенной водостойкостью и зачастую повышенным сопротивлением сдвигу по сравнению с чисто литиевыми смазками. Если доля кальциевого мыла не превышает 20 % масс, то их температуры каплепадения близки к аналогичным величинам для чисто литиевого мыла и находятся в интервале от 170 до 180 °С (рис. 1), а фрикционные характеристики и защита от износа улучшены по сравнению с аналогичными параметрами для чисто литиевых смазок. Некоторые кальций-литиевые смазки имеют улучшенные рабочие характеристики по сравнению со смазками на основе 12-гидроксистеарата кальция.

Литий-кальциевые смазки получили широкое распространение в качестве специализированных многоцелевых смазок. Пластичные смазки, изготовленные главным образом на основе стеаратов натрия и алюминия, описанные подробно Бонером, использовали в качестве заменителей литиевых смазок, например, в бывшей ГДР. Сообщалось, что характеристики литий-висмутовых смазок улучшены по сравнению с характеристиками традиционных литиевых смазок (в том числе содержащих висмутовые присадки) по параметрам механической стабильности и применения при высоких температурах. Процесс изготовления смазок на основе смешанных катионных мыл, как правило, является одностадийным, поскольку стабильность смесей конечных продуктов не всегда является удовлетворительной.

2.1.8 Смешанные анионные мыла МХ 1 /МХ 2

Поскольку кислотные компоненты большинства простейших смазок на мыльной основе имеют животное или растительное происхождение, их уже можно считать смазками на смешанной анионной мыльной основе. И все же для тонкой доработки многоцелевых смазок и специализированных многоцелевых пластичных смазок, особенно при использовании сравнительно чистой 12-гидроксистераиновой кислоты, зачастую Необходимо замещение малых количеств преобладающей кислоты дополнительной кислотой, например бегеновой, нафтеновой или стеариновой.

2.2. Комплексные мыла

С дополнительными солями неорганических кислот (например, борной и фосфорной), или с карбоновыми кислотами с короткой углеродной цепью (например, уксусной кислотой), или с дикарбоновыми кислотами (например, азелаиновой и себациновой, или с более сложными кислотами (например, с кислотами димерного ряда, все из которых являются производными растительных масел, простые мыла могут образовывать некоторые типы комплексных мыл. Выражение «некоторые типы» использовано в данном случае потому, что в физико-химическом смысле комплексы, образованные по механизму, описанному Ю. Л. Ищуком для моновалентных катионов, таких как Li+, можно рассматривать также как аддукты, а комплексы катионов, таких как Са2+ и А13+, образованные по механизму, описанному Полищуком, можно также рассматривать как основу для отдельного типа смешанного мыла. Добавление дополнительных солей всегда приводит, с одной стороны, к увеличению температуры каплепадения с 50 до приблизительно 100 °С и к уменьшению маслоотделения, что в первую очередь обусловлено повышенной концентрацией загустителя, а с другой стороны, по той же причине, — к уменьшению стабильности при низких температурах. Благодаря улучшенным характеристикам смазки на основе комплексного мыла нашли широкое применение, и в настоящее время их доля составляет около 20% от всех представленных на рынке пластичных смазок.

2.2.1. Литиевые комплексные мыла

Верхний температурный предел для них находится в интервале от 160 до 180 °С; кроме того, некоторые смазки на основе мыл, содержащих комплексы лития, по своим характеристикам аналогичны соответствующим продуктам на основе простых мыл, однако из-за множества возможных дополнительных солей не все их характеристики поддаются обобщению. Из многих существующих составов наиболее распространены композиции на основе 12-гидроксистеариновой и азелаиновой кислот (форм. 3). Этот комплекс был предложен в 1974 г. Первый комплекс на основе 12-гидроксистеариновой и уксусной кислот был запатентован еще в 1947 г. Комплексные литиевые мыла с наилучшей несущей способностью содержат борную или фосфорную кислоту. По размеру волокон такие комплексные мыла незначительно отличаются от простых мыл, при этом размер их волокон не претерпевает существенных изменений при обычном сдвиге (рис. 2). Подобные смазки имели наивысшие температуры каплепадения до тех пор, пока не появились сообщения о том, что введение дополнительных органических кислот придает смазкам сравнимые характеристики по параметрам каплепадения. Кроме азелаиновой и борной, систематически исследуют возможность применения других кислот (табл. 4).

Систему на основе сочетания 12-гидроксистеариновой и азелаиновой кислот исследовали с точки зрения процесса производства и влияния ПАВ, аналогичным образом рассматривали также себациновую кислоту, главным образом с точки зрения стехиометрии. В 1998 г. был опубликован обзор публикаций по разработкам в области комплексных смазок в 90-е гг.

Таблица 4. Литиевые комплексные мыла
+
Адипат лития
Азелат лития
Димерат лития
Себацинат лития
Терефталат лития
···
Борат лития
Фосфат лития

Интерес к комплексным литиевым мылам велик, о чем свидетельствует множество патентов, представленных в каталоге Chemical Abstracts Selects, поскольку доля комплексных литиевых пластичных смазок составляет около 10% и они являются самыми распространенными из комплексных смазок. Тематика исследований варьирует от практических направлений, например оптимизации спецификаций для автомобильных смазок, до более фундаментальных, таких как уточнение механизма образования комплексов в процессе производства при помощи ИК-Фурье спектроскопии или применения высокомолекулярных соединений, таких как додеканедиоиковая кислота, которые прежде не применялись в индустрии пластичных смазок; кроме того, проводятся эксперименты чисто исследовательского характера, целью которых является сбор информации о потенциальных свойствах новых компонентов для производства смазок, например полиангидридов.

2.2.2. Кальциевые комплексные мыла

Все кальциевые комплексные смазки содержат уксусную кислоту в качестве дополнительной кислоты (форм. 4). Комплекс данного типа впервые был описан в 1940 г. Кальциевые комплексные смазки обладают высокой прочностью на сдвиг и водостойкостью, низким уровнем маслоотделения и хорошим уровнем допустимой нагрузки. Верхний температурный предел применения составляет 160 °С. Из-за образования кетонов, описанного в традиционных методиках органического синтеза, при температуре выше 120 °С возможно выраженное уплотнение. Тем не менее, процесс уплотнения смазки можно замедлить при помощи полимерных модификаторов структуры.

2.2.3. Комплексные мыла на основе сульфоната кальция

Конкурентоспособные смазки на основе данного комплекса впервые были предложены в 1985 г. Первоначально они содержали полученные in situ перенасыщенный основаниями сульфонат кальция и кальциевые соли других сульфонатов, 12-гидроксистеариновой кислоты и борной кислоты. Характеристики комплекса можно улучшить, заменив борат кальция на фосфат (форм. 5). Полищук опубликовал обзор истории кальциевых смазок, включая период максимального интереса к ним, связанного с разработкой новой системы загустителя; кроме того, опубликован обзор по их усовершенствованию на протяжении первого десятилетия от начала их доступности потребителю. Эти смазки обладают чрезвычайно высокими антикоррозийными характеристиками и высокой прочностью на сдвиг, а по значению допустимой нагрузки сравнимы лишь со смазками на основе других мыл, содержащих большое количество присадок. Температуры каплепадения таких смазок превышают 220 °С, однако верхний температурный предел применения составляет приблизительно 160 °С. Тем не менее, некоторые марки способны работать в течение нескольких часов при температурах до 250 °С. Значение комплексных смазок на основе сульфоната кальция за последние пять лет существенно возросло. В настоящее время выпускаются даже смазки пищевой категории. Природа комплексов и структура содержащегося в них карбоната кальция до сих пор является предметом дискуссий, пересыщенные основаниями карбоксилаты предложены в качестве потенциальных заменителей соответствующих сульфонатов.

2.2.4. Алюминиевые комплексные мыла

В настоящее время широко применяют только один из возможных комплексов алюминия, который включает стеарат и бензоат алюминия (форм. 6) и был впервые запатентован в 1952 г. Комплексные алюминиевые смазки такого типа обладают высокой водостойкостью и хорошими низкотемпературными характеристиками. В последние годы их значение уменьшилось, однако предпринимались попытки исследований в целях выяснения механизма образования мыл, регулирования процесса, расширения области применения, что в перспективе может вернуть этим смазкам привлекательность для потребителя. Такая перспектива реальна для смазок пищевых категорий и биоразлагаемых смазок.


2.2.5. Другие комплексные мыла

Смазки на основе натриевых комплексных мыл нашли применение благодаря возможности использования при высоких относительных скоростях, однако подобно простым мылам они теряют свое значение из-за ограниченной водостойкости; бариевые комплексные мыла, так же как и простые мыла, практически полностью вытеснены с рынка. Титановые комплексные смазки запатентованы в 1993 г. Они основаны на 12-гидроксистеариновой и терефталевой кислотах (форм. 7). Из их свойств более всего заслуживает упоминания хорошая характеристика по допустимой нагрузке.

2.3. Другие органические загустители

Из всевозможных мылоподобных солей только натриевые и кальциевые соли стеариламидотерефталевой кислоты (форм. 8) находят техническое применение. Они были запатентованы в 1954 г. и предложены для применения в многоцелевых смазках в 1957 г. Температуры каплепадения для смазок такого типа достигают 300 °С, а верхний рабочий температурный предел достигает 180 °С. Несмотря на то, что они обладают эффектом загущения простых мыльных смазок, по своему поведению они аналогичны комплексным смазкам, что делает их ценными многоцелевыми смазками. В последнее время их подвергли повторным исследованиям и рекомендовали для различных областей применения. Эти загустители являются самыми дорогостоящими; предпочтительно их использование с синтетическими базовыми маслами. Описаны комплексные мыла, включающие терефталат или бензоат; кроме того, исследованы комплексы стеарата алюминия с терефталатами.

2.4. Неионные органические загустители

Из довольно большого количества теоретически приемлемых соединений широкое промышленное распространение получили только олигомочевины, обычно называемые полимочевинами.

2.4.1. Димочевины и тетрамочевины

Олигомочевины в качестве загустителей были предложены в 1954 г. Продукты реакции одной молекулы MDI (ди-4,4"-изоцианатфенилметан — форм. 9) или других диизоцианатов с двумя молекулами моноаминов называют димочевинами (форм. 10). Тетрамочевины (форм. 11) являются продуктами реакции двух молекул диизоцианата с одной молекулой диамина и двумя молекулами моноамина. В зависимости от требуемых рабочих характеристик продукта, применяют алифатические или ароматические амины или их смеси. При избытке диизоцианата трехмерные структуры формируются вдоль связующих мостиков, подобных биуретовым (форм. 12). Представлен подробный обзор систем, содержащих олигомочевину в качестве загустителя, с точки зрения их характеристик в сравнении с характеристиками смазок на основе комплексных мыл и зависимости этих характеристик от используемого базового масла. Верхний температурный рабочий предел для смазок на основе олигомочевины определяется не столько стабильностью загустителя, разложение которого обычно начинается при температуре немного ниже 250 °С, сколько стабильностью базового масла. Поэтому характеристики этих смазок предпочтительнее, чем характеристики смазок на мыльной основе, для которых рабочие температуры превышают 180 °С. При перегреве олигомочевинной (полимочевинной) смазки на основе полиалкиленгиколей происходит распад, продуктами которого в идеальном случае являются только газообразные вещества. Несмотря на то, что тетрамочевины также обладают некоторыми преимуществами, преобладает тенденция к применению димочевин. Определить, являются ли характеристики продуктов, содержащих димочевины на основе алифатических, ациклических или ароматических аминов, улучшенными при стандартных условиях нелегко — это показывают исследования толщины пленок и отклика на добавление присадок типа ЕР .

Полимочевинные комплексные смазки, содержащие ацетат кальция, были предложены в 1974 г.; затем появились другие смазки, содержащие карбонат и другие дополнительные соли; эти продукты до сих пор предпочтительны в некоторых областях применения. Полимочевинные комплексные смазки называют также полиуретановыми смазками, или полиуретановыми комплексными смазками, однако эти названия следует зарезервировать для полимочевинных смазок, в которых амины частично замещены спиртами. В 1995 г. был представлен волокнистый продукт. Несмотря на то, что при высоких температурах смазки на мыльной основе не могут конкурировать с полимочевинными смазками, при температурах ниже 180 °С литиевые комплексы, например, обладают по меньшей мере равными с ними характеристиками. Загустители, подобные карбаматам (форм. 13), являются родственными по отношению к олигомочевинам и простым мылам и обладают характеристиками, промежуточными для этих двух групп. Это справедливо также для смесей полимочевинных смазок с простыми или комплексными мыльными смазками. На тех же основаниях, что и смазки, подобные карбаматам, эти смеси можно отнести к смазкам на основе «мочевинного мыла».


2.4.2. Другие неионные органические загустители

Полимерные перфторированные углеводороды — измельчаемый до микронных размеров порошкообразный политетрафторэтилен (ПТФЭ) обычно используют в качестве загустителей для смазок, применяемых при температурах свыше 220 °С с верхним рабочим температурным пределом около 270 °С. Для подобных областей применения в качестве базовых масел следует выбирать их жидкие олигомеры или, предпочтительнее, соответствующие перфторалкиленовые эфиры. Такие полимеры, как полиамиды или полиэтилены, применяют главным образом в качестве присадок.

2.5. Неорганические загустители

Для применения в смазочных маслах неорганические загустители необходимо обработать реакционно-способными органическими соединениями концентрацией от 5 до 10 %масс. Только такая обработка позволяет им функционировать в качестве олеофильных загустителей, без этого они будут подобны наполнителям, загустителям и твердым смазкам, которые лишь при концентрации свыше примерно 40 %масс. образуют пасты. Кроме данных гидрофобных агентов, для гелеобразования необходимы дополнительные полярные активаторы, например ацетон, этанол или более безопасный в использовании пропиленкарбонат. Их применяют при содержании 10 % масс. относительно загустителя. Сами загустители стабильны при температурах до 300 °С; получаемые смеси или гели применяют при рабочих температурах до 200 °С в случаях, когда нет необходимости в усиленном сопротивлении сдвигу. Это отчасти вызвано тем, что диаметр исходных частиц составляет лишь около 0,05 мкм. Склонность смазок с неорганическим загустителем к затвердеванию и маслоотделению при хранении и их чувствительность к полярным присадкам в некоторой степени можно нивелировать путем добавления функциональных полимерных агентов. Это подтверждают исследования с использованием окиси алюминия, которые являются в большей степени теоретическими.

2.5.1. Глины

Глины (точнее, бентонитовые алюмосиликаты, главным образом смектиты, монтмориллонит и гекторит являются важнейшими неорганическими загустителями. Обычно их обрабатывают четвертичными аммониевыми основаниями (например, хлоридом триметилстеариламмония) и вышеупомянутыми активаторами.

2.5.2. Высокодисперсная кремниевая кислота

Высокодисперсную кремниевую кислоту получают путем сжигания тетрахлорида кремния в пламени гремучего газа: более приемлемой в качестве загустителя она становится после обработки такими веществами, как силаны, силазаны или силоксаны (рис. 3).

Одним из преимуществ данных продуктов является малая зависимость их консистенции от температуры. Вместе с подходящими базовыми маслами и активаторами они образуют гели (от белых до прозрачных), применяемые в медицине и пищевой промышленности.

2.6. Прочие загустители

В целом неорганические и органические пигменты всех типов можно использовать в качестве загустителей или в качестве наполнителей. Граница их применения в качестве присадок для смазочных масел является нечеткой. В промышленном масштабе иногда используют только такие неорганические материалы, как сажа и коллоидный графит, а также органические фталоцианины. Хотя в принципе возможно изготовление смазок на основе сочетания всех типов загустителей, на практике применяют лишь отдельные смеси мыл с комплексными мылами, или мыл с глинами и олигомочевинами.

2.7. Временно загущенные жидкости

При определенных условиях вязкость жидкостей и суспензий твердых веществ в жидкостях значительно увеличивается (табл.5).

Таблица 5. Временно загущенные жидкости Магнитные жидкостити
1. Суспензии частиц феррита в инертных жидкостях
2. Сила магнитного поля
3. Акустические и быстровращающиеся механизмы

Электрореологические жидкости
1. Суспензии силикатов в силиконовых маслах
2. Напряжение
3. Гидравлические затворы, амортизаторы, вязкостные муфты

Жидкие кристаллы
1. Соединения, образующие смектические В-фазы
2. Давление-температура
3. Гидравлические затворы, муфты 1 - сырой материал; 2 - причина затвердевание; 3 - применение.
Некоторые жидкокристаллические системы применимы в качестве смазывающих материалов в случаях, когда происходят перепады давления или температуры. Некоторые растворы, способные образовывать жидкие кристаллы в ограниченном интервале температур, по характеристикам сравнимы с консистентными смазками, а отдельные жидкие кристаллы в концентрированных точечных контактах даже их превышают.
Электрореологические и электровязкостные поля, суспензии измельченных до микронных размеров высокополяризуемых и гидрофильных пористых твердых веществ, первоначально - силикагель в силиконовом масле с водой в качестве инициатора; в дальнейшем - полиуретаны без инициатора в углеводородах характеризуются чрезвычайным увеличением эффективной вязкости при воздействии электрических полей. Первые практические применения, предложенные Уинслоу {Winslow), относятся к 1942 г. В последние годы сообщают о расширении их применения в гидравлических затворах, демпферах и муфтах, а также о прогрессе в области научных разработок.
Магнитореологические жидкости, микронные суспензии переходных элементов, главным образом ферритов, проявляют аналогичные свойства в магнитных полях. Оба типа жидкостей называют также «умными жидкостями». Они содержат от 20 до 60% твердых частиц, образующих более или менее разветвленные цепи при приложении полей; таким образом, они проявляют свойства бингамовских пластиков. Повышение усилия сдвига приводит в первую очередь к растяжению, затем - к разрыву цепей, состоящих из частиц, хотя равновесная рекомбинация частей цепи позволяет жидкости сохранять эффективную вязкость даже при большой скорости сдвига. Вопрос о том, могут ли смазочные эмульсии или даже пены иметь смазочный потенциал, сравнимый с потенциалом пластичной смазки, остается открытым. Сообщалось об исследовании возможности применения эмульсий для литиевых смазок. Результаты исследования оказались многообещающими с точки зрения испытаний на износ методом теста Тимкена, однако это не подтвердилось при испытании на четырехшариковой машине.

Роман Маслов.
По материалам зарубежных изданий.

Промышленное оборудование, техника и бытовые приборы требуют регулярного технического обслуживания. Износ их элементов – подшипников или направляющих – приводит к дорогостоящему ремонту и простою.

Предотвратить коррозию, снизить износ элементов оборудования можно при использовании специальных смазочных материалов. Многофункциональная смазка на основе полимочевины эффективно снижает трение и износ металлических деталей, работающих даже при высоких температурах.

Термостойкая смазка на основе полимочевины EFELE MG-251 – оптимальный выбор для промышленного использования

Пластичная термостойкая смазка EFELE MG-251 от компании "Эффективный Элемент" – универсальный материал для обслуживания узлов техники и оборудования.

Данный материал предназначен, прежде всего, для подшипников качения и скольжения, направляющих качения и скольжения. Он предотвращает образование коррозии, исключает попадания влаги и пыли в узлы трения. Материал работает при температурах до +180 °C, не выгорает и не течет.

Термостойкая смазка на основе полимочевины EFELE MG-251 используется для следующих применений:

  • В оборудовании сталелитейной, цементной и текстильной промышленности.
  • В оборудовании по добыче и переработке полезных ископаемых.
  • В оборудовании по производству строительных материалов.
  • В подшипниках направляющих роликов машин непрерывного литья заготовок.
  • В системах транспортировки на металлургических заводах.
  • В подшипниках печей, подверженных высоким температурам, охлаждающих установок, конвейерных систем.
  • В узлах текстильных машин.
  • В вентиляторах обдува, электромоторах.

Состав материала

Многофункциональная термостойкая смазка EFELE MG-251 – это состав, созданный на основе нефтяных масел. В качестве загустителя в нем используется полимочевина.

Этот органический полимер придает смазке дополнительные свойства и улучшенные характеристики: термостойкость и повышенную износостойкость.

Смазочные материалы на минеральной основе состоят из недорогих компонентов, просты в производстве, поэтому выгодно отличаются по цене от синтетических и комбинированных смазок. Данный тип материалов хорошо подходит для металлических элементов, но совместим не со всеми пластмассами и эластомерами.

При недостаточно прочном слое, образованном смазочными составами, появляется вероятность перегрева трущихся элементов с увеличением их линейных размеров и заклиниванием. При взаимном перемещении этих элементов возникают повреждения поверхностей – задиры. Для предотвращения этого явления и снижения износа подшипников и направляющих в состав введены противозадирные (ЕР) присадки.

Пластичная смазка EFELE имеет ряд достоинств:

  • Устойчива к высоким температурам. Смазка работает при температурах до +180 °C.
  • Не вымывается водой, не вступает в реакцию с химически агрессивными веществами.
  • Имеет оптимальное соотношение цены и качества.
  • Обладает высокими противозадирными и противоизносными свойствами.
  • Защищает металлические поверхности от коррозии.
  • Имеет мягкую консистенцию и хорошую прокачиваемость.
  • Характеризуется низкой испаряемостью.

Термостойкая смазка для подшипников и направляющих эффективно снижает трение при повышенных нагрузках. Долгий срок ее службы в узлах позволяет сократить расход смазочных материалов и увеличить интервал между обслуживанием оборудования.

Способы нанесения

Смазки разных марок смешивать не рекомендуется – это может привести к ухудшению их рабочих свойств и выходу из строя механизма. Поэтому перед нанесением необходимо тщательно удалить остатки прежней смазки с помощью специального очистителя или иными способами.

Состав наносится на подшипники или направляющие при помощи кисти, шпателя или любого другого инструмента. Излишки нанесенного материала легко удаляются мягким материалом или ветошью.

Этот материал имеет достаточно мягкую консистенцию, которая соответствует классу 1,5 по NLGI. Он хорошо прокачивается, поэтому пригоден также для использования в автоматических и централизованных системах подачи смазочного материала.

Термостойкая смазка на основе полимочевины предназначена для пар трения металл – металл. В то же время она может применяться с большинством пластмасс и эластомеров. Однако перед ее нанесением на уплотнительные материалы необходимо провести тест на совместимость.

Универсальный смазочный материал EFELE выпускается в нескольких вариантах фасовки: в компактных тубах по 400 грамм, ведрах массой по 5 или 18 килограмм или больших бочках по 180 кг.

Условия хранения и срок годности

Материал можно использовать в течение 48 месяцев от даты производства, указанной на упаковке. Состав необходимо оберегать от попадания в него влаги, атмосферных осадков, воздействия прямых солнечных лучей и нагрева выше +40 °C. Не рекомендуется его хранить вблизи кислот, баллонов с кислородом и другими окислителями, сжатыми и сжиженными газами, легкогорючими веществами.

Многофункциональная термостойкая смазка на основе полимочевины EFELE MG-251 эффективно снижает трение подшипников и направляющих, повышает рабочий ресурс узлов и их надежность, позволяет сократить производственные расходы на обслуживание оборудования. Материал обладает высокими эксплуатационными характеристиками и оптимальным соотношением цена – качество.

Оборудование и техника зачастую работает в неблагоприятных условиях, при которых отдельные детали и механизмы быстро изнашиваются и выходят из строя. Повышенные нагрузки, трение поверхностей, высокие температуры и внешние факторы окружающей среды вызывают деформацию, перегрев и разрушение элементов.

Предотвратить коррозию металлов, снизить естественный износ элементов можно с помощью специальных смазочных материалов. Термостойкая смазка на основе полимочевины эффективно справляется со всеми поставленными задачами даже при сложных условиях эксплуатации.

Состав и особенности смазки на основе полимочевины EFELE MG-251

Термостойкая пластичная смазка на основе полимочевины EFELE MG-251 – новый материал, разработанный и выпущенный компанией “Эффективный Элемент”.

Состав создан специально для применения в подшипниках качения и скольжения, направляющих скольжения. Смазочный материал значительно снижает трение элементов в узлах оборудования и техники, создает герметизирующий слой, который препятствует попаданию атмосферного кислорода, осадков, пыли и загрязнений. Главной особенностью материала является его термостойкость – состав работает при температурах до до +180 °C.

Пластичная смазка создана на основе трех основных компонентов: минеральное масло, полимочевину в качестве загустителя и пакет противозадирных присадок (ЕР-присадки).

Смазка EFELE MG-251 – оптимальный выбор для подшипников и направляющих

Уникальная стойкость загустителя из полимочевины в сочетании с минеральным маслом с высоким индексом вязкости, входящие в состав EFELE MG-251 , обеспечивают стабильные рабочие характеристики в экстремальных условиях эксплуатации и придают дополнительные свойства: термостойкость и повышенную износостойкость.

Основные преимущества EFELE MG-251:

  • Термостойкость. Смазка работает при температурах до +180 °C , нижняя температурная граница использования составляет -20 °C
  • Оптимальное соотношение цена-качество.
  • Повышенные противозадирные и противоизносные характеристики.
  • Антикоррозионное действие
  • Устойчивость к вымыванию
  • Хорошая прокачиваемость
  • Химическая стабильность и низкая испаряемость

Способы нанесения пластичной смазки

Эксплуатационные свойства EFELE MG-251 делают ее универсальным материалом, который используется на узлах и механизмах несколькими способами:

  • Состав можно наносить на подшипники или направляющие оборудования при помощи кисти, шпателя или автоматических инструментов. Излишки нанесенного материала легко удаляются чистым материалом или ветошью
  • Мягкая консистенция EFELE MG-251 придает ему отличные свойства прокачиваемости, поэтому материал может применяться в централизованных системах подачи смазки. Он не забивает фильтры и трубки систем

Стоит отметить, что смазочные материалы, имеющие различный состав или производителей, смешивать не рекомендуется. Несовместимость составов приводит к ухудшению рабочих свойств и повышению риска выхода из строя механизма. Поэтому перед использованием нового материала необходимо полностью удалить остатки прежней смазки с помощью специального очистителя или иными способами.

Область применения EFELE MG-251 достаточно обширна:

  • Оборудование и техника сталелитейной, цементной и текстильной промышленности
  • Оборудование и техника, задействованные для добычи и переработки полезных ископаемых, производстве стройматериалов
  • Подшипники направляющих роликов машин непрерывного литья заготовок.
  • Системы транспортировки на металлургических заводах
  • Подшипники и направляющие печей, работающие при высоких температурах
  • Подшипники и направляющие охлаждающих установок и конвейерных систем
  • Узлы текстильных машин
  • Вентиляторы обдува и электромоторы

Условия хранения и транспортировки

Срок годности материала составляет 48 месяцев от даты изготовления, указанной на упаковке. Необходимо избегать попадания в него влаги, осадков, воздействия прямых солнечных лучей, открытого огня, искр и воспламенения и нагрева свыше +40 °C . Не рекомендуется хранить состав вблизи кислот, баллонов с кислородом и другими окислителями, сжатыми и сжиженными газами, легкогорючими веществами.

Термостойкая смазка на основе полимочевины EFELE MG-251 производится в следующих вариантах фасовки: в картриджах по 400 грамм, ведрах массой по 5 и 18 килограмм, бочках по 180 килограмм.

Пластичная термостойкая смазка на основе полимочевины с длительным сроком службы – многофункциональный материал, созданный для узлов трения промышленного и бытового оборудования и техники, работающего как при обычных, так и при повышенных температурах. Высокие антифрикционные, противоизносные и противозадирные свойства материала снижают износ подшипников и направляющих, повышают срок службы всего оборудования.

Любая пластичная смазка представляет собой дисперсную систему и состоит из двух главных компонентов: базового масла-основы и загустителя. Для улучшения эксплуатационных свойств в смазку могут добавляться различные присадки и наполнители.

При производстве смазок используют уже готовые загустители (например, мыла или полимочевина), либо процесс приготовления происходит непосредственно в дисперсионной среде. Частицы загустителя должны быть равномерно распределены в базовом масле – так сформируется однородная смесь.

Приготовление загустителя во время производства происходит в результате смешивания реагентов в жидкой среде или её части. Так, чтобы приготовить мыло, в дисперсионную среду добавляют жиры и суспензию гидроксида металла, который будет определять свойства мыла. Смазка для шарниров, например, чаще всего содержит в своём составе мыла лития, обеспечивающие надёжную защиту от влаги и долгий срок службы детали. При производстве консистентных смазок используют самые разнообразные животные и растительные жиры. Так же широк выбор и минеральных масел для основы.

Виды загустителей

В зависимости от природы загустителя смазки разделяют на четыре группы:

  1. Мыльные и мыльные комплексные – используют в качестве загустителя соли высших карбоновых кислот (мыла). При производстве могут быть использованы как синтетические, так и природные жирные кислоты.
  2. Органические – применяются органические вещества с высокой термостабильностью (полимочевина, пигменты).
  3. Неорганические - при изготовлении используются термостабильные высокодисперсные вещества неорганического происхождения, такие как бентонитовые, графитные смазки, силикагели и др.
  4. Углеводородные – используются тугоплавкие углеводороды (церезин, парафин, различные воски).

Характеристики основных загустителей:

Кальций (1)

Гладкий маслянистый вид, хорошая водостойкость, низкая температура каплепадения.

Литий (1)

Грубые волокна, хорошее сопротивление размягчению и вытеканию, достаточно высокая температура каплепадения.

Литиевый комплекс (1)

Гладкий маслянистый вид, водостойкий, хорошее сопротивление сепарации.

Алюминиевый комплекс (1)

Внешне похож на гель, температура каплепадения выше 230°С, влагостоек, при высоких температурах срок службы сокращается.

Полимочевина (2)

Гладкий, слегка мутноватый внешний вид, высокая температура каплепадения, антиокислительные свойства, не очень хорошо сопротивляется размягчению.

Сульфонат-кальциевый комплекс (2)

Гладкий и мутноватый, хорошо переносит экстремальное давление и нагрузку, обладает водоотталкивающими свойствами, температура каплепадения 260°С.

Бентонит (3)

Высокая температура каплепадения, антиокислительные свойства, сопротивление утечке и воздействию влаги.

Выбор типа загустителя

Количество загустителя в смазке, как правило, не превышает 10-15% по массе. Они оказывают решающее влияние на структуру консистентной смазки и её основные рабочие свойства, такие как температура каплепадения, стойкость к смыванию водой и т.п.

Характеристики мыльных смазок различаются в зависимости от катионов металла. Так, Na-смазки (консталины) работоспособны до 110-120°C, но легко растворяются в воде и смываются с металлических поверхностей. Продукты на основе Ca-мыл (например, солидолы) работоспособны только до 70°С и не слишком стабильны; используются преимущественно в сельхозтехнике, работающей в условиях повышенной сырости.

Всё большее распространение среди мыльных смазок получают литиевые. Они обладают высокими эксплуатационными характеристиками, стойки к смыванию водой, и могут стабильно работать до 170-200°С.

Часто используются как смазка для шарниров шаровых опор, подшипников качения и скольжения, открытых редукторов.

Выбор типа загустителя в консистентной смазке определяется её эксплуатационными свойствами, будущими условиями работы и совместимостью с другими компонентами.

От природы загустителя также зависят антифрикционные и защитные свойства смазки, её стабильность. Загустители могут использовать как отдельно, так и в комплексе, где каждый компонент выполняет свою функцию.

Смазка для шарниров на основе литиевого комплекса

Пластичные смазки на основе литиевых мыл применяются для обслуживания многих агрегатных узлов, в том числе шарниров разных типов.

Смазка для шарниров позволяет уменьшить степень износа детали, предотвратить попадание влаги и грязи в механизм и защитить от коррозии и задиров. Шарниры обеспечивают соединение частей агрегата и передачу сил по осям.

Среди продуктов марки «Мапсол» для обслуживания шарнирных соединений успешно используются смазки «Мапсол-Ц», «Мапсол-300» и «Мапсол-200». Выбор конкретного смазочного материала зависит от рабочих характеристик, с которыми Вы можете ознакомиться в разделе «Продукция». Все пластичные смазки «Мапсол» изготавливаются на основе Литола-24 с добавлением модифицирующих присадок и компонентов, позволяющих использовать наш продукт в условиях широкого диапазона температур для смазывания тяжелонагруженных узлов трения скольжения и качения.

Выполняет функцию по защите вращающегося механизма и его отдельных частей, продлевает срок их службы, а также способствует легкому вращению колеса, что снижает нагрузку на двигатель и ходовую часть. При выборе смазки необходимо учитывать требования, предъявляемые к ним. В частности, состав должен выдерживать высокую температуру, обладать антикоррозионными свойствами, а также защищать поверхности железных шариков и обоймы от износа. В настоящее время существует пять основных типов таких смазок - литийсодержащие, высокотемпературные, на основе полимочевины, на основе молибдена и перфторполиэфирные. Далее мы рассмотрим их особенности, а также факторы, которые необходимо учитывать при выборе той или иной смазки.

Свойства смазки для ступиц

Свойства смазки для ступичных подшипников обусловлены условиями ее эксплуатации. В частности, рабочие пары вращаются с большой угловой скоростью, из-за чего возникает высокая температура в месте их соприкосновения. Кроме того, на поверхность подшипника попадает влага и грязь, что может вызвать появление коррозии. Поэтому смазка для ступицы должна:

  • Не растекаться при нагреве . Среднее значение температуры, при котором работает ступичный подшипник - +120°С. Однако, чем большую температуру выдерживает смазка - тем лучше.
  • Сохранять свои эксплуатационные свойства при отрицательной температуре (до -40°С). То есть, смазка не должна загустевать и создавать препятствия при вращении колеса.
  • Не терять своих свойств при контакте с водой , а также защищать металлические поверхности от коррозии.
  • Не менять свою консистенцию при изменении рабочих температур.
  • Иметь химически устойчивый состав . Кроме того, смазка не должна агрессивно воздействовать на полимеры и резину, из которой сделаны пыльники и сальники на подшипниках или других, расположенных неподалеку от них узлов и механизмов.

Периодичность смазывания подшипника ступицы индивидуальна для каждой машины, и вы найдете ее значение в мануале к вашему авто.

В разное время и разные компании решали задачи по созданию смазки с перечисленными свойствами по-своему. Поэтому в настоящее время существует пять основных типа средств для смазки для подшипников ступицы.

  • Литийсодержащие составы . Одни из самых популярных смазок созданы на основе литиевого мыла. В частности, самой распространенной из них является . Причина популярности этого средства кроется в его невысокой цене и неплохих эксплуатационных характеристиках средств. Недостаток заключается лишь в том, что литольные смазки посредственно защищают рабочие поверхности от влаги.
  • Высокотемпературные смазки . Соответствующие свойства им придают никелевые и медные порошковые соединения, добавленные в их состав. Также порой добавляют фталоцианин меди, натрия или других металлов. Примерами таких смазок являются Litho HT, Castrol LMX и Liqui Moly LM 50.
  • На основе полимочевины . В их состав также входит силикагель и стабилизирующее вещество - кальций-сульфанат. Это современные смазки, популярные среди автолюбителей. Примеры таких составов - AIMOL Greasetech Polyurea EP 2. Его отличительной особенностью является термическая устойчивость (выдерживает кратковременный нагрев до +220°С).
  • На основе молибдена . Они неплохо зарекомендовали себя, поскольку выдерживают значительную рабочую температуру. Однако у них есть один существенный недостаток - при контакте с водой происходит химическая реакция, результатом которой является серная кислота. А она уменьшает ресурс деталей, к которым прикасается.
  • Перфторполиэфирные . Это самые совершенные, однако и самые дорогие смазки. Как правило, их используют в спортивных машинах, едущих на больших скоростях и испытывающих значительные механические нагрузки. Иногда такие смазки японские и немецкие производители применяют в машинах премиум класса. Однако для большинства рядовых потребителей их использование не имеет смысла, учитывая их высокую стоимость.

Каких смазок стоит остерегаться

Как уже упоминалось, подшипник ступицы является высоконагруженным узлом. Соответственно, с ним нельзя использовать смазки, содержащие синтетические углеводороды. Их химические соединения распадаются уже при температуре +45°С…+65°С. Их основное предназначение - консервация или работа в слабонагруженных механизмах. К ним относятся или смазки на основе вазелина.

Популярную отечественную смазку «Шрус-4» не рекомендуется использовать для смазывания подшипников ступицы.

Также не стоит использовать смазки на основе кальция или натрия (в частности, кальциевых и натриевых мыл). Они достаточно эффективно смазывают рабочие поверхности, однако плохо защищают их от влаги. Не стоит использовать для ступичных подшипников и . Она может нанести вред этому важному узлу. Смазки с добавлением цинка и железа также не рекомендуется использовать в ступичных подшипниках.

В одном подшипнике нельзя смешивать две или более разных смазок, тем более если они разных типов.

Рейтинг лучших смазок для подшипников ступицы

В интернете существует много споров по поводу использования того или иного состава. Лучшая смазка ступичных подшипников выбирается на основании нескольких факторов - рекомендаций завода-изготовителя вашего автомобиля, эксплуатационных характеристик смазки (температурный диапазон, защитные свойства), личного опыта и предпочтений автолюбителя, а также цены. Лучшие смазки для ступиц представлены в приведенной ниже таблице. Рейтинг составлен по отзывам автолюбителей.

Название смазки Цена по состоянию на зиму 2017/2018 Номер в каталоге Описание
950 рублей, туба объемом 400 мл 7569 Высокотемпературная консистентная литиевая смазка для ступиц подшипников.
Castrol LMX Li-Komplexfett 480 рублей, туба объемом 300 мл 4506210098 Высокоэффективная пластичная смазка, состоящая из загустителя на основе литиевого комплекса, минерального базового масла и специально подобранного пакета присадок.
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE 700 рублей за банку массой 453 грамма. SP1608 Высокотемпературная смазка для шариковых и роликовых подшипников качения всех типов. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс присадок, пассиваторы металла и ингибиторы коррозии.
44 рубля за упаковку 30 грамм 1101 Восстанавливающая многофункциональная литиевая пластичная металлоплакирующая смазка. Содержит металлоплакирующий комплекс, который регенерирует поверхности трения и блокирует коррозию
35 рублей за упаковку массой 100 грамм 714 Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка

Описание смазки для подшипников

Теперь остановимся более детально на каждой из перечисленных смазок. Далее будут приведены их эксплуатационные характеристики, область применения и некоторые особенности. Исходя их которых каждый сможет подобрать для себя лучшую.

Консистентная смазка на основе лития, способна работать при высоких температурах, содержит противозадирные присадки. Эксплуатационные характеристики:

  • цвет - синий;
  • загуститель - литиевый комплекс;
  • температурный диапазон применениям - от -30°C до +160°C (кратковременно до +170°C);
  • класс NLGI - 2 (по DIN 51818);
  • пенетрация - 275-290 1/10 мм (по DIN 51804);
  • температура каплепадения - > +220°C (по DIN ISO 2176).

Liqui Moly LM 50 - одна из лучших смазок для ступичных подшипников. Также состав можно использовать для смазки других высоконагруженных деталей - подшипников скольжения и качения, подшипников сцепления.

Перед нанесением состава рабочие поверхности должны быть тщательно очищены от грязи и коррозии. Также не рекомендуется смешивать Liqui Moly LM 50 с другими видами смазок.

Представляет собой эффективную пластичную смазку, загустителем которой является литиевый комплекс. В ее состав также входит базовой масло и пакет присадок. Эксплуатационные характеристики не ухудшаются во всем рабочем температурном диапазоне. Их значения составляют:

  • класс NLGI - 2;
  • цвет - зеленый;
  • стойкость к вымыванию водой (по методу ASTM D 1264) -
  • адгезия к металлическим поверхностям;
  • нагрузка сваривания (при испытании на четырехшариковой машине трения по методу DIN 51350-5) - >2600 Н;
  • температура каплепадения (по методу ASTM D 566) - >260°C;
  • рабочий температурный диапазон - от -35°C до +170°C.

По отзывам некоторых автовладельцев смазка Castrol LMX Li-Komplexfett 2 легко вымывается в случае, если внутрь подшипника попадает вода. Поэтому следите за целостностью его корпуса и пыльника при его наличии . Хранить смазку необходимо только в герметичной таре, не допуская попадания в нее влаги. Также нельзя допускать длительного попадания на нее прямых солнечных лучей или ультрафиолета.

Это высокотемпературная литиевая смазка которую можно использовать как для подшипников ступицы, так других роликовых и шариковых подшипников. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс присадок, пассиваторы металла и ингибиторы коррозии. Обладает высокими антифрикционными, противозадирными, противоизносными, антикоррозионными свойствами. Не теряет защитных свойств при попадании в смазку загрязнений. Ее эксплуатационные характеристики следующие:

  • выдерживает скоростной режим - до 10000 об/мин;
  • температура рабочая - от -40 до +250°С;
  • температура каплепадения - +260°С;
  • индекс задира - 627 Н;
  • диаметр пятна износа, - 0,65 мм;

Отличительной особенностью смазки является ее широкий температурный диапазон. Поэтому ее можно использовать как в условиях значительных морозов, так и в южных регионах страны . Также ее можно использовать для спортивной и раллийной техники, у которой ступичные подшипники испытывают повышенные нагрузки, в том числе температурные.

Является многофункциональной пластичной металлоплакирующей смазкой на литиевой основе. В ее состав входит металлоплакирующий комплекс, задача которого заключается в регенерации поверхностей трения, а также нейтрализации коррозионных процессов и увеличения срока службы узла. Эксплуатационные характеристики:

  • класс пенетрации NLGI - 2/3;
  • совместима с литиевыми смазками;
  • значительно продлевает срок службы металлических деталей подшипников;
  • позволяет увеличить интервал между заменами смазки;
  • исключает возникновение задиров и сваривание трущихся деталей;
  • снижает шум, вызванный износом подшипников;
  • успешно работает в тяжелонагруженных узлах трения;
  • успешно заменяет солидолы всех типов, смазки общего назначения и некоторые другие пластичные смазки.

Кроме ступичных подшипников МС-1000 также можно использовать деталях шасси различных транспортных средств, шестернях и соответствующих механизмах, различных нагруженных рабочих парах.

В продаже имеется 9 типов упаковок, в которых реализуется смазка, от 30 грамм до 170 кг.

« » - популярное смазочное средство среди автолюбителей. Он является антифрикционной, многоцелевой, водостойкой смазкой, предназначенной для применения в узлах трения различных транспортных средств. Изготавливается путем загущения смеси минеральных масел с литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок. Эксплуатационные характеристики:

  • рабочая температура - от -40°С до плюс +120°С (кратковременно до +130°С);
  • температура каплепадения - не ниже +180°С;
  • испаряемость при +120°С - до 6%;
  • индекс задира - 28 кгс;
  • класс NLGI - 3.

Недостатком «Литол 24» является то, что при контакте с водой он теряет свои свойства, и достаточно легко вымывается. Поэтому необходимо следить за целостностью ступичных подшипников и их пыльников. Вместе с тем, она неплохо защищает металлические поверхности от коррозии и обладает устойчивой механической, химической и коллоидной стабильностью.

Другие смазки

Кроме перечисленных выше смазок ступичных подшипников также есть большое количество других составов. Не вдаваясь в подробности и не описывая их технические характеристики, далее просто перечислим их. Итак:

  • смазка ВНИИНП-261 (смазка “Сапфир”);
  • AIMOL Greasetech Polyurea EP 2 SLS;
  • смазка № 158 (ТУ 38.101320-77);
  • антизадирная пластичная смазка для высоких нагрузок SKF LGWA 2;
  • полусинтетическая универсальная смазка Total MULTIS COMPLEX S2 A;
  • консистентная смазка Scania 8371W;
  • SLIPKOTE High-Temperature Wheel Bearing Grease # 2;
  • ARAL Radlagerfett;
  • Mobilgrease XHP 222;
  • CHEVRON DELO GREASE EP 2;
  • Mobil 1 Synthetic Grease;
  • «Циатим-221»;
  • MOLYKOTE® LONGTERM 2/78 G;
  • SLIPKOTE POLYUREA CV JOINT GREASE.

При выборе той или иной смазки внимательно читайте прилагающуюся к ней документацию. Особенно обращайте внимание на то, для каких условиях предназначено средство (средние, тяжелые). Лучше выбирать смазки, рассчитанные на работу именно в тяжелых условиях .

Также важно для выбора знать, тормоза какого типа установлены на вашей машине (дисковые или барабанные). Это важно, поскольку они выделяют разное количество тепла при работе, особенно экстренном торможении.

Итог по выбору

Перед выбором той или иной смазки поинтересуйтесь в мануале к вашему авто, что на этот счет рекомендует производитель. Хорошо, если он прямо указывает какие определенные марки. Если же нет, то выбор необходимо делать на условии эксплуатации машины. Для большинства рядовых автовладельцев подойдет любая из пяти перечисленных выше смазок. Их эксплуатационные характеристики приблизительно одинаковы, и они отличаются лишь ценой. В противном случае внимательно читайте инструкцию по эксплуатацию к каждому средству, которое хотите купить.

Также остерегайтесь подделок. Старайтесь совершать покупки в проверенных магазинах, имеющих соответствующие лицензии и прочие разрешительные документы. Не покупайте товары в сомнительных местах (маленьких торговых лавках, подземных переходах и так далее). Это минимизирует риск покупки контрафактного товара.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
«Сонник Больной приснился, к чему снится во сне Больной Видеть во сне другого человека больным «Сонник Больной приснился, к чему снится во сне Больной Видеть во сне другого человека больным Приснилось собственное отражение в зеркале? Приснилось собственное отражение в зеркале? Приснился ребенок во сне Приснился ребенок во сне