Урок по букварю. Прощание с букварём. "Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Урок обучения грамоте

Л.А.Самондросова, учитель высшей категории МБОУ «СОШ №81», г.Барнаул

Тема урока: Прощание с букварём.

(Урок проведён последним в курсе обучения грамоте по букварю В.В.Репкина. Время проведения совпало с праздником 8 марта, поэтому этот урок был подарком мамам).

Цели :1.Создать ситуацию, при которой ученики понимают, что изучение букваря открывает путь в страну Знаний.

2.Показать гостям урока, как учащиеся взаимодействуют на уроках в разных формах (коллективная, групповая).

Оборудование : ноутбук, проектор.

Ход проведения:

1 .Оргмомент. Мотивация. Целеполагание.

У: - Сегодня у нас на уроке много гостей. Почему?

Мы сегодня прощаемся с Букварём. Этот урок последний по букварю. (Презентация Слайд 1, приложение1 ,)

У: - Да, ребята, вы правы. Совсем скоро вы встретитесь с новыми учебниками (показ новых книг), и надеюсь, подружитесь с ними. Но сначала вам надо выполнить все задания букваря. Я желаю вам успеха.

Большой палец – желаю,

Указательный палец – успеха,

Средний палец – большого,

Безымянный палец - во всём,

Мизинец – и всегда!

Учитель обращает внимание детей на карту страны Знаний на форзаце учебника. Дети читают название рек, городов и говорят, почему они именно такие, а педагог сообщает, что сегодняшнее путешествие пройдёт по этой карте.

2.ГОРОД ДОГАДОК. Работа в тетрадях.

Минутка чистописания проводится с помощью прописи (Приложение 2 ).

Загадки про буквы:

1.Ты с этой буквою знаком. Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок, натянутый наискосок. (Ии)

2.На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3. (Зз)

3.В этой букве нет угла, оттого она кругла.

До того она кругла, покататься бы смогла. (Оо)

4.Поглядите-ка, друзья, смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела вместо птички буква – я. (Яя)

У: - Какая буква лишняя? Почему?

3.ОЗЕРО ПОЗНАНИЯ.

Запись слов с орфограммами: чайка, ёжик, Люба, шина, щука.

Ученики пишут слова в тетрадях, ставят ударение, подчеркивают орфограммы. Затем 4-5 человек пишут слово на доске, остальные ребята их проверяют, задают вопросы, оценивают. (слайд 2 )

4 .Из озера познания вытекает РЕКА РЕЧЬ .

У: - Составьте предложение с этими словами.

5 .По реке добрались до БОЛОТА СОМНЕНИЙ .

У: -Ребята, дедушка УС – помощник Букваря сомневается, справитесь ли вы с его следующим заданием. Давайте отдохнём и наберёмся сил для следующего задания.

(Проводится танцевальная минутка. Можно «Танец маленьких утят», приложение3 )

У: - Расположите слова в алфавитном порядке.(слова, напечатанные на карточках выдаются ребятам вместе с альбомным листом и клеем.) Задание вам нужно сделать в группах и представить результат работы на доску. (Слайд 4)

Слова: альбом, глобус, дневник, ластик, незнайка, пенал, ручка.

Ученики выполняют задание, вывешивают лист на доску, обсуждают правильный вариант, сверяют с ответом (слайд 5 ), находят ошибку в слове незнайка – написано с маленькой буквы, исправляют её.

6.ГОРОД КНИГОЧЕЕВ.

У: - Наш Незнайка живёт в городе книгочеев (слайд 6 ). А в какой книге? Кто автор этой книги? С какими ещё писателями мы познакомились на страницах букваря?

Отгадайте, ребята, загадки от Незнайки. Используется презентация «Буква заблудилась» (Презентация опубликована на сайте - viki.rdf.r u )

Чтение учащимися стихов и текстов по букварю (объём определяет учитель).

7 . У: - Вы, ребята, хорошо выполнили все задания Букваря. И, конечно, ваше путешествие на этом не заканчивается. Вас ещё ждёт впереди много интересного: острова неразгаданных тайн, океан раздумий, ручей умных вопросов, горы вообразили и многое-многое другое.

А сейчас последнее задание – разгадайте ребус от Букваря.

Ученикам выдаётся набор картинок, которые выстроив по образцу (слайд 7 ) и взяв определённую букву от каждого слова (на картинках подписана цифра), они разгадают ребус.

М яч, сл о н, л ыжи, о сы, д ерево, ц апля, т ы ква. ( слайд 8 )

8 .Чтение стихов

1 ученик

Беру букварь в последний раз, Несу букварь в просторный класс, И дорогому букварю я говорю: «Благодарю! Ты – книга первая моя, Теперь читать умею я, На свете много книжек есть, Все книги я смогу прочесть.

2 ученик

Мы прочли букварь до корки. Нам за чтение пятёрки.

Мы читали и писали – нам дадут сейчас медали!

В том, что мы букварь прочли, полный курс наук прошли.

И теперь без передышки мы прочтём любые книжки.

9 . Вручение медалей. Поздравление от родителей. Раздача учебников по русскому языку и литературному чтению.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [а]. Буквы А, а»

ЗАНЯТИЕ №16 .

Тема : Звук [а] . Буквы А , а.

Цель : познакомить детей со звуком [а] и буквой А .

Задачи :

Образовательные : формировать умение выделять звук [а] из речи ; познакомить детей с буквами А , а; формировать навык чтения.

Развивающие : развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа : повторить с детьми стихи о гласных и согласных звуках , провести дидактические игры : «Составь предложение» , «Подели слово на слоги» , «Отгадай, какой это звук » .

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы. Учебник Н. Жуковой «Букварь » ; демонстрационные карточки с печатными буквами А , а; элементы букв А а ; схемы звуков , слов, предложений; счётные палочки; пластилин, раздаточные листы.

Ход занятия:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1. Беседа.

Из чего состоят слова?

Посмотрите на доску. Какие картинки вы видите (Арбуз, акула, автобус, аист, ананас, аптека, тигр.)

Произнесите эти слова, чем они похожи?

Какое слово лишнее? Почему?

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ .

1. Создание проблемной ситуации.

Прочтите по модели слово, которое я задумала (модель слова дом)

Получилось много вариантов. А вот если бы слово было написано буквами , вы бы сразу его отгадали! Но мы не умеем читать.

2. Создание эмоционального фона занятия .

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти :

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу :

«Ну прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

Кто из вас знает буквы ?

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы » .

На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а] , узнаете, какими . Научитесь выделять в речи звук [а] , познакомитесь с первой учебной книгой – Букварём .

4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Знакомство с Букварём .

Отгадайте загадку :

У каждой девчонки и у мальчишки

Есть эта книжка заветная книжка,

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем (букварь ) .

Вы держите в руках книгу. Это ваша первая учебная книга.

Как она называется? По Букварю учились читать ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. С помощью этой замечательной книги научитесь читать и вы.

Рассмотрите обложку. Что вы видите?

Вы знаете правила общения с книгой?

Как вы думаете, какими руками можно брать книгу?

Можно ли рисовать в книге?

Как нужно переворачивать страницы?

Чтобы быстро найти нужную страницу и не измять уголки, нужно пользоваться закладкой.

Книга будет вам благодарна, если у неё будут аккуратные, бережливые хозяева.

Изучение нового материала.

Фонетическая зарядка.

Какой звук издаёт человек , когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а] ) .

Какой звук издаёт мама , когда укачивает ребёнка? (Звук [а] ) .

Сейчас мы познакомимся с гласным звуком [а] , узнаем, какими буквами обозначается этот звук . Откройте Букварь .

Знакомство с буквами А а .

- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа ) .

Эти буквы печатные . (показ букв в Букваре .)

Буква А – заглавная , большая; буква а – строчная , маленькая.

Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы , а какие - с маленькой, строчной буквы . Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

На что похожа печатная буква А ? (На ракету, на столбы,) .

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко :

Ноги ставит широко.

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Высока и стройна буква А .

Очень похожа на арку она.

-Буква А , буква А –

Алфавиту голова.

Знает Саша, знает Света,

А похожа на ракету.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Беседа по картинке в учебнике (с. 4-5) .

А теперь буква А зовет нас в гости . Где живет наша буква ? Букваре )

Посмотрите на первую страницу Букваря . Обратите внимание, как широко открывает рот девочка при произношении звука [ а] .(каждый ребёнок произносит звук [ а] смотрит в зеркальце, отмечает, что он поётся – он гласный)

Произнесите несколько раз звук [а] . Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а] . (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)

Протяните звук [а] . Пропойте звук [а] . Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)

Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)

Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный . Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.

Как в схеме мы будем обозначать звук [а] ? .

Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а] .

Обучение чтению .

На доске : А – а – а

(чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

Чтение Букваря .

Найдите в Букваре красную линию . Поставьте указательные пальчики на эту линию.

Первым читает воспитатель, затем дети.

Посмотрите на вторую страницу Букваря .

Что вы видите на картинке? (арка, аист, автобус, арбуз) .

На какой звук (букву ) начинаются слова : арка, аист, автобус, арбуз?

Ещё раз читаем букву а .

Работа над загадкой :

Это старый наш знакомый.

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками в болото (Аист)

Как вы догадались, что это аист?

Что вам помогло не спутать аиста с цаплей?

Что вы знаете об аистах?

Где живёт аист?

Люди очень дорожат дружбой с аистом. Считается, если аист поселился на крыше, значит, в доме будет счастье.

Физминутка.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой.

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Звуковой анализ слова аист . Составление и запись предложения со словом аист, деление слова аист на слоги.

Аист - слово или предложение? (Слово) .

Андрей запишет на доске слово «ааист» схемой. Все остальные работают за столом.

На доске схема :

(- Сколько слогов в слове «аист» ? (Два) .

Какой первый слог? (А) .

Второй слог? (ист) .

Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.

На доске : схема

Какой слог ударный? (Первый) .

Поставьте ударение на первый слог.

Какой звук слышите в начале слова? ([а]) .

Дайте характеристику этому звуку . (Гласный, ударный) .

Как обозначим? (квадратик с чёрным кружочком посередине) .

Этот звук одиночный . Покажем на схеме.

На доске : схема

Какой следующий звук слышите ? ([и]) .

Какой это звук гласный или согласный? (гласный, потому что не встречается преграда) .

Покажем на схеме этот звук .

На доске : схема

Какой следующий звук слышите ? ([с]) .

Какой это звук гласный или согласный? .

- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

Как обозначим твёрдый звук ?

Этот звук сливается с другим звуком . Покажем на схеме этот звук .

На доске : схема

Какой следующий звук слышится ? ([т]) .

Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда) .

- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

Как обозначим твёрдый звук ?

Этот звук одиночный . Покажем на схеме этот звук .

Сколько звуков в слове «аист» ? (4) .

Сколько согласных звуков ? (2) .

Сколько гласных звуков ? (2) .

Какой звук слышится в начале и в конце слова «аист» ? (Звук [а] , [т]) .

Что вы увидели на второй модели (Звук [а] заменён буквой а )

Игра на внимание «Найди букву Аа » . - Сколько букв А а ? (3) .

Игра «Поймай звук »

Ловим хлопками звук [а] в начале слова . Автобус, репа, август, армия, аист, кукла, адрес.)

Ловим хлопками звук [а] в середине слова. Каша, мак, слон, макароны, тапки.

Ловим хлопками звук [а] в конце слова . Кошка, мышка, заяц, бумага, птица.

6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

РАБОТА В ТЕТРАДИ. Печатание букв по точкам . Штриховка буквы .

Раскрасить рисунки – это задание на дом.

Упражнение в нахождении звука [а] .

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

звук [а] в начале слова . (Дети приводят пример : арбуз) .

Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят пример : флаг) .

Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова . (Дети приводят пример : черепаха) .

Самостоятельная работа (по желанию) .

Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А .

С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а .

Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда наклейками «Молодец!» ).

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Какой звук изучили ? (Звук [а] ) .

Какими буквами обозначается звук [а] ? (Буквами Аа ) .

Что нового узнали на уроке?

Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

Что вызывало затруднение? Почему?

Какие новые слова узнали?

Что общего у этих слов? (Звук [a] , буквы А а ) .

Найдите в алфавите букву Аа . (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа ).

С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв » . (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).

На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв , потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ , которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

Спасибо за урок! Молодцы!

ГБОУ СОШ №707, г. Москва

Учитель начальных классов Яковлева Оксана Витальевна

Урок по обучению грамоте в 1-м классе (программа Школа России)


ТЕМА: Звуки [в] и [в’], буква В, в.
ЦЕЛЬ: Познакомить со звуками [в] и [в’], буквой В, в.
ЗАДАЧИ: Обучающие: Познакомить детей с новым звуком [в] [в’], буквой В в; Обучить распознавать звуки [в] [в’]; Обучить выделять твердый и мягкий согласный звук [в] [в’].
Развивающие: Развивать умение распознавать звук и букву; Развивать речь; Развивать логическое мышление; Развивать память; Развивать способности правильно формулировать свои мысли.

Воспитательные: Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения; Воспитывать внимательность; Формировать положительное отношение к предмету, к учёбе; Формировать такие нравственные качества, как дисциплинированность, ответственность, товарищество, деликатность, вежливость, собранность; Формировать умение работать в коллективе.

Урок составила: Яковлева Оксана Витальевна

I этап. Развитие речи.
Дети рассматривают иллюстрации на стр. 72-73- Назовите героев мультфильмов, которые изображены на рисунке? (Карлсон, Гена, ослик, Винни пух, волк, заяц, пяточок, сова, чебурашка, сорока, лев)- Из каких мультфильмов эти герои? (ну погоди, Винни пух, чебурашка, лев Бонифаций)- Во играют герои? (Они играют в футбол)- Кто выполняет роль судьи? (Волк выполняет роль судьи)- Кто забивает мяч? (Гена и чебурашка забивают мяч)- Кто стоит в воротах и ловит мяч?
При составлении предложений выясняется, что Волк вратарь. Составляется предложение: Вратарь ловит мяч.
II этап. Звуковой разбор.
Вратарь ловит мячИз первого слова вратарь , выделяется твердый согласный звук [в] (показывается синяя карточка), а из второго слова ловит – мягкий согласный звук [в’] (показывается зелёная карточка). Устанавливается, что звуки [в] и [в’] произносятся звонко с участием голоса. Звуки [в] и [в’] обозначаются одной согласной буквой В,в.На доске изображение буквы В,в.
III этап. Знакомство с буквой.
На что похожа буква В?Снеговик,А с ним метелкаБуквой ВСтоят под елкой.
Вот буква ВВидна вдали –Красивая, витая.Как будто крендельИспекли,Приезжих ожидая.
Пропечатаем одну сточку заглавную букву В. Пропечатаем еще одну сточку прописную букву в.
Игра ”Узнайте звук”. Вставайте, если услышите в слове звук [в] или [в’]: дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вилка, вареник, фара, доска, игра, волк, вафли.
Игра “Твердый – мягкий” (дети хлопают в ладоши: 1 хлопок - твердый звук, 2 хлопка – мягкий звук).

Я зашел в зеленый домИ недолго пробыл в нем.Оказался этот домБыстро в городе другом (вагон)
Не ботинки, не сапожки,Но их тоже носят ножки.В них мы бегаем зимой:Утром в школу,Днем домой. (валенки)
Зазвенели ручьи,Прилетели грачи.В дом свой, улей, пчелаПервый мед принесла.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (весной)
По полу рыщет.Поёт да свищет,Деревья ломает,К земле приклоняет. (ветер)
Этот конь не есть овса,Вместо ног – два колеса.Сядь верхом и мчись на нем,Только лучше правь рулем. (велосипед)
Зверь горбатый.А нравлюсь ребятам. (верблюд)
Физминутка
IV этап. Чтение слогов слияния. (работа по учебнику)
- Читаем весь столбик: ва, ви, ву, вы, во.- Слоги с твердым согласным: ва, ву, вы, во.- Слоги с мягким согласным: ви.
V этап. Чтение слов с пометами. (работа по учебнику)
1) Чтение хором. 2) Потом чтение по “цепочке”.
Во/ва вот ло/витСла/ва тво/й ло/ви
Разбирается слого-звуковой состав слов в столбиках. Объясняется, что эти слова встретятся в рассказе.

V этап. Чтение текста
Учебник стр. 73. Читаем сначала хором. Потом каждый читает тихо для себя (жужжащее чтение)
- Вова, вот твои ворота. А тут твои ворота, Слава. Слава и Вова стали в ворота. - Лови, Вова, лови! Слава, лови! Лови!
Вопросы по тексту: - Как зовут мальчиков?- Кем были Вова и Слава?- Что сказали Вове? (прочитайте в тексте)- Что сказали Славе? (прочитайте в тексте)- Что сделали Слава и Вова? (прочитайте в тексте)- Как можно озаглавить рассказ? (вратари, футболисты)
Рисунок1 (резерв)

Кроссворд (резерв) Рисунок2
VI этап. Итог урока.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?- Какими звуками она обозначается?- Что нового узнали на уроке?- Что особенно понравилось?-Что вызвало затруднение? Почему? Новую букву помещаем на ленту букв.
Источники материалов:
Учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. "Русская азбука", М., Просвещение.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Нежная запеканка творожная с яблоками в мультиварке Запеканка из творога и яблок в мультиварке Вешенки в сметане: не только вкусно, но и полезно Рецепт вешенки со сметаной Вешенки в сметане: не только вкусно, но и полезно Рецепт вешенки со сметаной Значение животных и птиц Значение животных и птиц