Аида (Верди). Опера Верди «Аида Аида дж

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Опера в четырёх действиях

Либретто Антонио Гисланцони

Действующие лица

Царь Египта (бас)

Амнерис, его дочь (меццо-сопрано)

Аида, рабыня, эфиопская царевна (сопрано)

Радамес, начальник дворцовой стражи (тенор)

Рамфис, верховный жрец (бас)

Амонасро, царь эфиопский, отец Аиды (баритон)

Гонец (тенор)

Жрецы, жрицы, министры, военачальники, солдаты, сановники, рабы и пленные эфиопы, египетский народ.

Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена могущества фараонов.

Действие первое картина первая

(Зал в царском дворце в Мемфисе. Направо и налево колоннады со статуями и цветущими растениями. В глубине большая арка; через неё видны храмы и дворцы Мемфиса, а также пирамиды. Радамес и Рамфис беседуют между собой.)

Да, слух прошёл, что эфиоп надменный

настолько дерзок, что долине Нила

и Фивам стал грозить.

Изиде я молился целый день.

И что ж богиня жрецу сказала?

Нам указала, кто Египта

быть должен главным полководцем.

Счастлив избранник!

(многозначительно глядя на Радамеса)

Молод он, но доблести полон.

Богов решенье я передам царю.

(Уходит.)

Ах, если б я был избран…

И мой вещий сон сбылся бы!

(с энтузиазмом)

На врагов полки египтян я в бой повёл бы…

И вот победа… Рукоплещет Мемфис в восторге!

К тебе вернусь, Аида, в венке лавровом славы,

молвлю: "Лишь для тебя я достиг победы!"

Милая Аида, солнца сиянье,

нильской долины дивный цветок.

Ты радость сердца, ты упованье,

моя царица, ты жизнь моя!

Скоро увидишь синее небо,

в своей отчизне ты будешь вновь.

В край свой родимый вновь ты вернёшься,

свободу я возвращу тебе! Ах!

Милая Аида, солнца сиянье,

нильской долины лотос живой.

Образ твой полон очарованья,

ярче звезды твой взор огневой.

Увидишь скоро родные горы,

снова увидишь свою страну.

Ты позабудешь цепи позора,

снова свободу милой верну.

Свободу верну я вновь!

(В зал входит Амнерис.)

Необычною радостью горит твой взор,

глаза твои, словно молнии, огнём сверкают!

Завидовать я вправе той деве прекрасной,

которой ты свои мечты и сердце

готов отдать, любви повинуясь!

Мне сон приснился странный –

вот причина восторга.

Ныне богиня укажет нам того вождя,

кто к славе египтян храбрых поведёт.

О, если б я был достоин этой чести!

Ты не другой ли видел сон?

Сон милей, и нежнее, и сердцу дорогой –

уж не в Мемфисе ли все желанья, надежды?

(про себя)

Как! Что я слышу?

Тайну подозревает, любовь мою открыла!

(про себя)

Я знаю… Другое чувство

владеет его душой и сердцем!

(про себя)

Тайну, что я скрываю,

она желает знать.

(про себя)

Буду мстить я, если тайну

от меня скрывает он.

Пощады, прощенья не будет!

(Входит Аида.)

(увидев Аиду)

(про себя; наблюдая)

Он смутился… переглянулись они так странно.

Аида! Уж не она ль моя соперница?

(к Аиде)

О, подойди ко мне, друг мой,

имя рабыни нейдёт тебе.

Ты милой подругой станешь мне,

ты будешь мне сестрою.

Плачешь? Причину горя, причину печали

поведай мне, мой друг.

(опуская глаза, чтобы скрыть волнение)

Увы, всё дышит злобою:

война грозит бедою.

Плачу я о стране своей,

за себя, за вас мне страшно!

Скажи мне правду.

Для слёз твоих причины нет иной?

(про себя; глядя на Аиду)

Горе рабе преступной!

(про себя; глядя на Аиду)

Глаза блеснули гневом…

(про себя)

О, горе рабе преступной!

(про себя)

Она следит за нами.

(про себя)

Я узнаю тайну сердца!

(про себя)

Если она узнает любовь,

что мы скрываем,

мстить будет нам она,

отмстит ей.

Следит за нами!

О горе, если нашу

любовь она открыла!

Она готова мстить!

Лицо блеснуло гневом –

она готова мстить!

Глаза пылают от гнева –

она готова мстить!

(к Аиде)

Слёзы зачем ты льёшь?

(про себя)

Веры нет её словам.

Рабе преступной горе!

Я буду мстить!

Узнаю печаль я твою

и страшно отомщу!

(про себя)

О нет! Сердце страдает не за край родной,

не за отчизну.

Слёзы я лью, горько плачу,

я плачу о любви своей.

Плачу, страдаю я за любовь свою.

(Входит Царь, предшествуемый гвардией, в сопровождении Рамфиса, жрецов, военачальников и придворных.)

Для важных дел, египтяне,

я вам велел сюда явиться.

От границ Эфиопии

гонец сюда к нам явился,

страшную весть принёс он.

На нас напали…

(к одному из сановников)

Сюда гонца впустите!

(Входит Гонец.)

Грозят египтянам войска царя варваров-эфиопов.

Поля все наши – словно пустыня…

Нивы пылают.

Гордясь своею лёгкой победой,

злодеи смело на Фивы устремились.

Какая дерзость!

Кровожадный, жестокий их властитель

Амонасро в бой ведёт их!

РАДАМЕС, ЦАРЬ, РАМФИС, ЖРЕЦЫ, МИНИСТРЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Сам царь!

(про себя)

Отец мой!

Восстали Фивы; все граждане с оружьем

идут врагам навстречу,

грозят войной, смертью грозят злодеям.

Врагам отчизны только смерть и мщенье!

РАДАМЕС, ЦАРЬ, РАМФИС, ЖРЕЦЫ, МИНИСТРЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Мщенье! Мщенье! Мщенье врагам!

Смерть, смерть без пощады!

(приближаясь к Радамесу)

Нам назвала богиня, священная Изида,

того, кто поведёт войска на битву:

АИДА, АМНЕРИС, МИНИСТРЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Ах, хвала вам, боги!

Сбылись мои мечты!

(про себя)

Он избран! Он избран!

(про себя)

Дрожу вся, дрожу вся!

МИНИСТРЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Радамес! Радамес!

Наш полководец храбрый, в храме Изиды

меч священный прими,

веди войска к победе!

К берегам священным Нила

боги путь укажут нам,

боги нам умножат силы!

Смерть без пощады, гибель всем врагам!

Боги шлют вам благословенье

на далёкий путь опасный.

Воссылайте к ним моленья,

чтоб победу дали вам.

МИНИСТРЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Берег наш священный Нила

охраним мы нашей грудью,

боги нам умножат силы;

К богам моленья, вы моленья шлите,

моленья шлите, чтоб победу дали вам.

Да, к берегам священным Нила

боги путь укажут нам,

и нам они умножат силы;

без пощады смерть врагам!

(про себя)

Отчего я горько плачу и страдаю?

Ах, любовь меня сгубила.

Сердце полно жаждой мщенья:

всюду слышен стон народа,

он к победе призывает!

Мщенье, мщенье и гибель всем врагам!

(передавая знамя Радамесу)

Слава ждёт тебя, избранник!

Вот, прими святое знамя -

пусть ведёт и озаряет

путь к победе над врагом.

К берегам священным Нила

боги нам укажут путь.

Там раздастся клич победный,

смерть без пощады и гибель всем врагам.

РАМФИС И ЖРЕЦЫ

Боги шлют благословенье

на далёкий путь опасный.

Воссылайте к ним моленья,

чтоб победу дали нам.

МИНИСТРЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Берег наш священный Нила

охраним мы нашей грудью.

Боги нам умножат силы.

Мщенье, мщенье и гибель всем врагам!

ГОНЕЦ И РАДАМЕС

Ждёт победа над врагами,

смерть и гибель, гибель врагам!

Ведёт пусть он к победе над врагом!

Ах, зачем же я плачу так горько?

РАДАМЕС, АМНЕРИС, ЦАРЬ, РАМФИС, ГОНЕЦ, ЖРЕЦЫ, МИНИСТРЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Мщенье! Мщенье!

Гибель и смерть врагам!

Сердце я отдала своё чужестранцу и врагу.

АИДА, АМНЕРИС, ЦАРЬ, РАМФИС, ГОНЕЦ, ЖРЕЦЫ, МИНИСТРЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Вернись с победой к нам!

(Уходят все, кроме Аиды.)

Вернись с победой к нам!

В моих устах преступно это слово!

Над отцом моим победа!

Отец оружье поднял на них,

чтоб возвратить мне отчизну,

моё царство, гордое имя,

что здесь должна скрывать я!

Радамес отца погубит…

И я увижу его на колеснице,

кровью обагрённым.

Весь Египет ликует!

За колесницей сам царь,

отец мой, в кандалах железных!

Безумное слово, о боги, простите!

Отцовскому сердцу вы дочь возвратите!

О боги, молю вас, рассейте

и в прах обратите всех врагов!

Ах, что сказала, о боги!

Любовь забыла… Да, я любовь забыла

и мечтаю о мщенье!

Любовь мне сердце, как солнце, осветила -

в ней всё блаженство!

А я прошу о смерти Радамеса,

любя его безумно!

Да, я люблю его

и за любовь страдаю так ужасно!

И я не смею открыто, свободно

имён, мне дорогих, назвать при всех.

Отец и милый! Дрожу за обоих…

Мне только слёзы лить, богов молить…

Но сами боги помочь мне не в силах -

ведь я люблю врага своей страны.

Прощенья нет мне и нет утешенья,

легче умереть, чем так страдать.

Боги мои! Сжальтесь, молю,

сердце моё муки полно,

боги мои, я вас молю:

жить я не в силах, пошлите мне смерть!

Боги мои, я вас молю, я молю,

сжальтесь над горькой судьбой моей:

смерть мне пошлите, боги мои,

я вас молю, я вас молю!

Джузеппе Верди (1813-1901) - великий итальянский композитор. Он творил преимущественно в жанре оперы. Верди написал 32 оперы. Первую из них он создал в 26 лет. Последнюю - в 80. Большинство из них входят в основной репертуар каждого театра. Одна из самых известных опер композитора - «Аида».

История создания

В 1869 году в честь открытия Суэцкого канала был решен вопрос о строительстве каирского театра. Годом ранее правительство Египта заказало Джузеппе Верди оперу на египетскую тематику. Однако Верди взялся за сочинение оперы только в 1870 году. Автор краткого сценария - французский египтолог Мариетт. Текст оперы в прозе написан французским либреттистом К. дю Локлем, итальянское либретто в стихах - поэтом А. Гисланцони. Композитор активно участвовал в создании сюжета, внимательно изучая при этом искусство и историю древнего Египта. Ознакомившись с кратким содержанием оперы Верди "Аида", можно понять, насколько глубоко композитор проникся необычным сюжетом.

Триумфальная премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире, а в Милане - 8 февраля 1872, где сам композитор руководил постановкой.

I действие

Из краткого содержания оперы «Аида» становится очевидным, что в основе её сюжета лежит древнеегипетская легенда. Эта легенда была записана на папирусе. Расшифровал её египтолог Мариетт. По его же рисункам изготовлялись костюмы и декорации театральной постановки.

Мемфис, Фивы. Эпоха правления египетских фараонов. Во дворец фараона приходят вести о готовящемся нападении эфиопов. Войску египтян требуется военачальник. Молодой начальник стражи Радамес мечтает об избрании на эту должность. Он влюблён в Аиду - прекрасную пленницу из Эфиопии. Амнерис, дочь фараона, тайно любит Радамеса, хоть и догадывается о том, что он любит рабыню. Краткое содержание оперы "Аида" демонстрирует возникновение классического любовного треугольника. Аида в смятении. Она любит Радамеса, но терзается страхом за судьбу народа Эфиопии.

Под звуки фанфар появляется царь вместе со свитой. Гонец принес им известие о том, что войско эфиопов во главе с царем Амонасро (отцом Аиды) приближается к Фивам. Фараон объявляет, что войско египтян возглавит Радамес. В душе Аиды любовь к Радамесу борется со страхом за отца. Но она понимает, что победа одного означает поражение другого, и молит богов сжалиться над ней.

Во время торжественного обряда посвящения верховный жрец Рамфис вручает Радамесу священный меч. Жрец просит богов даровать победу египетским войскам.

II действие

Войско египтян во главе с Радамесом разгромило эфиопов. Амнерис с нетерпением ждёт Радамеса. Её одевают и развлекают пением рабыни, Аида приносит корону. Амнерис чувствует в ней соперницу, поэтому сообщает, что Радамес погиб. Так дочь фараона пытается узнать о том, что чувствует к нему Аида. Аида не может сдержать вопля отчаяния. Это её выдаёт. Теперь Амнерис, зная правду, объявляет, что Радамес всё-таки жив, и угрожает Аиде. Несчастная рабыня счастлива. В ответ на угрозы дочери фараона, Аида плачет и просит сжалиться над ней. Амнерис приказывает Аиде следовать за ней на площадь, чтобы встретить победителей.

Народная сцена

Краткое содержание либретто оперы "Аида" показывает грандиозную сцену. Народ, собравшийся на площади в Фивах, готовится торжественно встретить победителей. Люди ликуют, завидев Радамеса, въезжающего на площадь на колеснице. Радамес с достоинством склоняется перед фараоном. На голову победителя Амнерис возлагает корону. Фараон спрашивает у Радамеса, о том, чего он хочет. По желанию Радамеса выводят пленных.

Царь эфиопов Амонасро находится среди них. К нему бросается Аида, но отец просит её не выдавать его личности. Амонасро выдает себя за простого военачальника, сообщая, что царь эфиопов пал на поле сражения. Он просит у фараона пощады для пленных. Жрецы протестуют. Они требуют смерти пленников, но собравшийся народ и Радамес умоляют пощадить несчастных.

Фараон, уступая желанию Радамеса, вынужден освободить пленников, но, уступая требованиям жреца, оставляет в заложниках Амонасро и Аиду. В качестве награды фараон отдает Радамесу в жёны Амнерис. Та, естественно, очень рада. Радамес и Аида в отчаянии. Ознакомление с кратким содержанием оперы "Аида" даёт понимание того, что трагическая развязка неминуема.

III действие

Ночью к берегу причаливает лодка с верховным жрецом Рамфисом и принцессой Амнерис. Они спешат к храму Изиды. Амнерис будет молиться богам перед завтрашней свадьбой. После их исчезновения появляется Аида. Она ждёт Радамеса. Аида знает, что не вынесет разлуки с ним.

Но вдруг появляется её отец. Они оба тоскуют по родине. Амонасро строит великие планы: армия эфиопов готова к сражению. Он просит Аиду разузнать у Радамеса, где ему лучше атаковать египтян. Сначала Аида ужасается, но, поддавшись на уговоры отца, даёт согласие.

Раздаются шаги. Амонасро скрывается. Это Радамес. Любовники радуются встрече. Радамес надеется, что будущее сражение отсрочит его свадьбу. Аида хочет бежать с ним, но Радамес не желает предавать родину. Девушка горько упрекает его. Теперь она просит забыть её и жениться на дочери фараона.

В кратком содержании оперы "Аида" на русском языке назревает вопрос: что важнее - любовь или честь. Радамес соглашается бежать с Аидой, выдаёт ей все необходимые сведения. Амонасро выходит из своего укрытия и открывается удивлённому Радамесу, предлагая ему все мыслимые блага в Эфиопии. Вдруг из храма выходят Рамфис и Амнерис. Амонасро и Аида скрываются. Радамес не бежит с ними и теперь уличен в измене. Свой меч он отдает Рамфису. Краткое содержание оперы "Аида" даёт представление о том, что это один из самых драматичных моментов в сюжете.

IV действие

Во дворце фараона бушуют страсти. Амнерис не хочет гибели возлюбленного. Она в смятении: ревность и любовь, жажда мести и отчаяние разрывают ей сердце. В подземелье дворца томится Радамес. Девушка умоляет его покаяться. Она сулит ему свободу, трон, богатство, если он откажется от любви к Аиде. Радамес равнодушен к её словам. Он предал родину ради любви, чем обесчестил себя. Полководец готов поплатиться за это.

Рамфис выносит приговор Радамесу: обвинённый в предательстве родины, Радамес приговорён к погребению заживо. Его последнее пристанище - склеп храма, который находится под алтарем осквернённого им бога. Амнерис не может спасти любимого. Она в отчаянии проклинает жестокость жрецов. Но их решение незыблемо. Даже краткое содержание оперы "Аида" на русском языке впечатляет своим трагизмом.

Трагическая развязка

Далее, по задумке Верди, действие разворачивается на двух уровнях. Наверху — храм бога Ра, где жрецы ко входу в подземелье приваливают камень. В склепе внизу Радамес ожидает смерти. Он думает об Аиде. Вдруг несчастный видит фигуру, которая приближается к нему в темноте. Девушка ждала его здесь три дня, решив разделить с ним его участь. Влюблённые прощаются с жизнью. Наверху в храме Амнерис молится о Радамесе. Занавес медленно опускается.

Сюжет оперы "Аида", краткое содержание которого описано выше, даёт представление о том, что данная опера является психологической музыкальной драмой, подчинённой высокой идее. Верди своим творчеством хотел показать, что все люди имеют право быть счастливыми. Композитор показал в опере «Аида», какое влияние на судьбу человека оказывает великая сила любви, которую не способна победить даже смерть.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Дворец фараона в Мемфисе
Верховный жрец Рамфис говорит начальнику дворцовой стражи Радамесу, что враждебные эфиопы готовятся вновь напасть на Египет. Радамес мечтает возглавить египетское войско. Он любит Аиду, рабыню дочери фараона Амнерис, и надеется, что военный триумф поможет ему освободить Аиду и жениться на ней. Но в Радамеса влюблена и Амнерис. Она с ревностью замечает чувства Радамеса к Аиде.

Гонец приносит весть о приближении эфиопского войска. Фараон назначает Радамеса верховным полководцем. Аида разрывается между любовью к Радамесу и мыслями о родине, ведь она – дочь царя Эфиопии Амонасро. Она молит богов о пощаде.

Храм Вулкана
Радамес проходит обряд посвящения. Рамфис призывает его защитить родину.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Покои Амнерис
Эфиопская армия побеждена. Амнерис ждет возвращения Радамеса в надежде стать его женой. Появляется Аида. Принцесса отсылает остальных слуг, чтобы узнать тайну своей рабыни. Сначала она говорит Аиде, что получила известие о гибели Радамеса, после чего открывает правду: Радамес жив. Отчаяние и радость Аиды не оставляют никаких сомнений в том, что она любит Радамеса. Амнерис клянется уничтожить соперницу.

У ворот Фив
Торжественным маршем проходят войска во главе с Радамесом. Вслед за этим вводят пленных эфиопов. Среди них отец Аиды Амонасро. Он просит дочь никому не говорить, кто он такой.

Радамес просит фараона помиловать побежденных врагов. Фараон освобождает пленных, но оставляет Амонасро в качестве заложника. В награду за победу Радамес должен получить руку Амнерис.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Берег Нила
Амнерис в сопровождении Рамфиса отправляется в храм. Аида ждет тайного свидания с Радамесом. Она погружена в печальные мысли о своей родине. Внезапно появляется Амонасро. Он требует, чтобы Аида выведала у Радамеса путь, по которому египетская армия пойдет в Эфиопию. Амонасро прячется.

Появляется Радамес. Он клянется Аиде в любви и соглашается бежать вместе с ней. Аида спрашивает Радамеса о пути, по которому пойдет армия. Как только Радамес открывает секрет, появляется Амонасро. Радамес в отчаянии от того, что он выдал врагу государственную тайну.

Из храма выходят Рамфис и Амнерис. Амонасро и Аида спасаются бегством. Радамес отдает себя в руки жрецов.

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Подземный зал во дворце фараона
Радамес ожидает суда. Амнерис предлагает ему спасение, если он откажется от Аиды, но Радамес непреклонен. Суд признает его предателем и приговаривает к погребению заживо. Амнерис тщетно просит жрецов смягчить приговор.

Храм Вулкана
Аида проникает в подземелье, чтобы разделить судьбу Радамеса. Влюбленные прощаются с жизнью. В храме наверху Амнерис оплакивает свою судьбу.

Показать краткое содержание

Опера Aida создана Верди и состоит из четырех действий, написанных на основе итальянского либретто Антонио Гисланцони. Оно было написано на базе французского прозаического варианта, созданного Камилла дю Локля, который, в свою очередь, взял за основу своего произведения сюжет Франсуа Мариетте. При произведение было обогащено собственными композиторскими вкраплениями в виде прозаических и стихотворных вариаций.

Впервые любители классической музыки и оперного искусства слушать могли это произведение в Каире в самом конце 1871 года. И стоит заметить, что за этот музыкальный шедевр автор оперы был вознагражден сполна: он не только получил гонорар в размере 30 тыс. долларов, что по современным меркам составляет около 200 тыс. Верди подписал контракт с египетским правительством, заключавшийся в необходимости создания оперы в новый каирский театр. Все это связывалось с открытием Суэцкого канала. И на тот момент к опере не было написано абсолютно ничего. В результате сделки автором покупателям была предоставлена всего лишь копия партитуры, а также эксклюзивное право постановки произведения в Египте и только в Каире. За Верди сохранялись не только права получать отчисления за постановки, но даже за издания партитуры и либретто. Примечательно, что Верди пришлось уговаривать для того, чтобы он сел за написание оперы. А с полученным вознаграждением он поступил следующим образом: хорошо заплатил создателю либретто, а также перечислил значительную сумму тем, кто пострадал при осаде Парижа.

Работа Верди была утомительной и напряженной. В основу был положен сюжет, разместившийся на 4 страницах рукописи египтолога Мариетта Би. А уже на этой основе Верди и его друг дю Локл создали либретто к опере в 4 акта. Затем была работа с итальянским поэтом Гисланцони, которому было предложено написать либретто на итальянском языке. Верди активно работал над сюжетом, и даже писал стихи. Музыка, кстати, была им написана всего за 4 месяца.

Премьера оперы была принята триумфально, в том числе и представителями высшего общества со всех концов света. Однако на премьере в Каире Верди не присутствовал, что было им исправлено уже на итальянской премьере, состоявшейся в Милане спустя полтора месяца после египетского триумфа. Успех итальянской сцены был не менее фееричным. Сегодня его также триумфально принимают в исполнении любой оперной труппы по всему миру.

Основным местом действия гениального музыкального шедевра были выбраны два города: Мемфис и Фивы.

Краткое содержание произведения с легкостью можно раскрыть в явном противостоянии добра и зла, любви и ненависти, страстей и надежд, судьбы и рока. Именно изначально конфликтная ситуация звучит в оркестровом вступлении, где обозначается противопоставление, олицетворением которого с положительной стороны выступает Аида, а со стороны зла она воплощается в образах жрецов.

Если рассматривать стилистику произведения, то ей, как и большой французской опере, свойственны такие характеристики как масштабность, зрелищность, участием балетных трупп и ансамблей, массовость хоровых сцен и т.п.

Наряду с выше обозначенными элементами прослеживаются черты лирико-психологической драмы, где любовный треугольник порождает конфликты и обостряет внутренние противоречия. Идейное содержание произведение не менее сложно, чем драматургия, в которой главенствует подчеркнутая конфликтность, как между врагами, так и любящими.

В первой картине первого действия не только представляются все центральные персонажи произведения, но прослеживается завязка любовных отношений. Первая ансамблевая сцена носит название трио ревности, где слышатся тревожные волнения Аиды и Радамеса, а также гневность Амнерис. Именно ревность становится главной темой этой картины, а монолог Аиды является кульминацией борьбы самых разноречивых чувств в ее душе: смятение, чувства к отцу, любовь к Радамесу, печаль, желание смерти. Монолог сопровождается развернутыми сценами, где прославляется Египет и происходит посвящение Радамеса. Именно здесь становится очевидной экзотичность сюжета, наполненная восточным колоритом.

Сюжет второго действия отражает усиление контрастности: антитеза соперниц, обострение конфликта основных действующих лиц, появляются новые лица: Амонарсо, представляемые им эфиопские пленники, и Амнериса, как фараона и представителя египтян.

Краткое содержание третьего действия неотделимо от понимания кардинального перехода драматургии произведения в область взаимоотношений людей. Восторженные отзывы об опере обязательно отмечают два исполнительских дуэта, в котором партнерами Аиды выступают Амонарсо и Радамес. Их кардинальные различия прослеживаются в выразительных и композиционных решениях. Однако они являются неотъемлемыми составляющими единой линии понемногу нарастающего драматического напряжения. Именно это действие стало обладателем сюжетного «взрыва», основанного на нечаянном предательстве Радамеса и неожиданном появлении Амнериса, Рамфиса и жрецов.

В четвертом действии видна кульминация. В начале впечатляет ария Амнериса и Радамеса из оперы Aida, а в конце особое впечатление оставляет молитва великой жрицы, совершающей ритуальное отпевание. Стоит отметить, что четвертое действие особенное, обладающее двумя кульминациями, выраженными в сценах суда и прощальном дуэте Аиды и Радамеса. Дуэт олицетворяет собой «тихую» кульминацию оперы, которая, в противовес грандиозности, триумфу, напряженности, становится утверждающим финалом, в котором царствует любовь и во имя ее совершаемый подвиг.

Если возникло желание услышать самые знаменитые арии из оперы Aida, написанной Верди, то их бесплатно можно услышать в режиме онлайн на сайте клуба «Орфей». Здесь же возможно найти и видео большинства существующих постановок.

Д. Верди опера «Аида»

Оперу Джузеппе Верди «Аида» можно по праву назвать одной из лучших в истории музыки. Все в ней прекрасно: колоритная музыка, яркие образы и необычный сюжет, основанный на реальных исторических событиях, что придает ему особую остроту. Известно, что автором сценария был известный египтолог О.Э. Мариетт, который позаимствовал сюжет из переведенного им древнего папируса. Над либретто работал Антонио Гисланцони. Действие оперы «» разворачивается во времена правления фараонов. Несмотря на, казалось бы, историческую основу, на первый план выходит личная драма, классический любовный треугольник и жгучая ревность, которая ослепляет и рушит жизнь.

Краткое содержание оперы Верди «Аида» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Рамсес бас Царь Египта, враждующий с Эфиопией
Амнерис меццо-сопрано дочь фараона, принцесса, влюбленная в Радамеса
сопрано плененная рабыня, которая является эфиопской принцессой
Амонасро баритон отец Аиды, эфиопский царь
Радамес тенор начальник дворцовой стражи, влюбленный в Аиду
Рамфис бас верховный жрец, выносящий суровый приговор Радамесу

Краткое содержание «Аиды»


Сюжет оперы разворачивается в столице Древнего Египта – Мемфисе и рассказывают о временах противостояния египтян и эфиопов. В центре оперы оказывается история двух возлюбленных: эфиопской принцессы Аиды, которая теперь является рабыней при дворе фараона, и Радамесе, начальника дворцовой стражи, назначенном полководцем.

Несмотря на огромное и светлое чувство, вспыхнувшее между ними, им уготована печальная судьба. Ревнивая и мстительная дочь фараона Амнерис докладывает о сговоре между ними и Радамеса заключают под стражу. Еще бы! Ведь он пытался помочь убежать не кем иным, а настоящим врагам – эфиопскому царю Амонасро и его дочерью Аиде.

Заканчивает опера весьма печально для всех героев – отец Аиды погибает при попытке бегства, Радамеса жрецы приговаривают к смертной казни в виде погребения в подземелье, а Амнерис остается только оплакивать свою любовь и винить во всем жестоких жрецов. А что же Аида? Аида незаметно прокралась в склеп и три дня ждала там Радамеса, чтобы вместе со своим возлюбленным встретить смерть. В этом трагически-светлом, если можно так выразиться, финале жизненная достоверность оперы. Заканчивается спектакль торжеством чувства долга и великой силы любви героев, которая не отступает ни перед какими испытаниями.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
40 мин. 45 мин. 33 мин. 32 мин.

Фото :





Интересные факты

  • Гонорар, который потребовал композитор был неприлично большой – 30 тыс. долларов. По тем меркам эта сумма равнялась примерно 200 000 долларов, если перевести на наше время. Плюс ко всему, ему полагались отчисления за все постановки спектакля и выпущенные копии партитуры.
  • Часть вырученных средств Верди направил пострадавшим при осаде Парижа. Также он через несколько десяток лет на вырученные от постановок опер деньги построил больницу для крестьян и дом для престарелых музыкантов с полным пансионом.
  • Премьера «Аиды» состоялась в Каире в 1871 году и успех ее был величайшим, его можно по праву назвать международным триумфом.


  • Вопреки распространенному мнению, опера была написана, чтобы отпраздновать открытие Хедивской оперы, а не Суэцкого канала.
  • Д. Верди не присутствовал на премьере в Каире. Композитор был очень разочарован тем, что основными зрителями выступали приглашённые аристократы, критики и политики, а не простые люди. По его словам, настоящей премьерой стоит считать последующую постановку в Италии, которая оставила автора довольным.
  • «Аиду» неоднократно экранизировали. Наибольшей известностью пользуется картина итальянского режиссёра Клементе Фракасси, снятая в 1953 с Софи Лорен и Лоисом Максвеллом в главных ролях. Как и во многих других фильмах, актёры шевелили губам, а зритель слышал синхронизированные записи настоящих оперных певцов.
  • Археолог О.Э. Мариетт был не только автором сценария, но и внимательно следил за работой над постановкой, чтобы все на сцене соответствовало времени Древнего Египта.
  • Исполнительницу роли «Аиды» Терезу Штольц даже обвиняли в романе с Джузеппе Верди, однако этот факт не был доказан. Между тем, они неоднократно сотрудничали, поскольку Верди необычайно нравился её мощный, страстный и одновременно величественный сопрано.


  • Удивительно, но и по сей день этот спектакль не сходит практически со всех мировых сцен. Кстати, даже сам И. Сталин среди всех опер предпочитал именно «Аиду». Только в Метрополитен-опера «Аида» исполнялась около 1100 раз.
  • «Торжественный марш» - самый известный номер из оперы «Аида». Этот марш используется по всему миру для приветствия футбольных команд.

Популярные арии и номера

Романс Радамеса из первой картины I д. «Милая Аида» (слушать)

Торжественный марш (слушать)

Дуэт Аиды и Радамеса «Прости, земля, прости, приют всех страданий» из заключительной картины (слушать)

В оперу Дж. Верди «Аида» невозможно не влюбиться. Изумительная музыка пронзает каждую клеточку организма и проникает в потаенный уголок души. Удивительно, но Верди , когда ему в 1868 году поступил заказ сочинить спектакль для нового театра, построенного по случаю открытия Суэцкого канала, отклонил его. Вы только представьте, ведь этого шедевра могло не быть! Но, любопытство взяло верх и через два года Верди, ознакомившись с сюжетом, настолько проникся им, что решил взяться за заказ.

Автором сценария был французский египтолог О.Э. Мариетт, известно, что он взял за основу легенду, которую расшифровал из древнего папируса. Это было время длительной борьбы Египта против Эфиопии. Также по его рисункам были изготовлены костюмы и даже декорации. Либретто оперы «Аида» принадлежит поэту А. Гисланцони. Причем сам композитор активно участвовал в работе над сюжетом, а также очень внимательно разбирал всю историю и культуру этой великой страны. Кстати, для миланской премьеры Верди пришлось отдельно сочинять увертюру. Однако сам композитор был очень строгим критиком и забраковал ее. Увертюра так и осталась в рукописи и никогда не исполнялась. Вместо нее оперу открывает небольшая, но необычайно выразительная интродукция. Кроме того, для этой премьеры Верди пришлось внести несколько правок и дополнений в партитуру. Так, для своей любимой певицы Т. Штольц, исполнявшей партию Аиды, он специально сочинил романс «Oh, patria mia», который звучит в III д.

Постановки

Премьера оперы «Аида» успешно состоялась 24 декабря 1871 года в Каире, а ровно через 46 дней в Милане. С тех пор этот спектакль был поставлен во многих странах мира. Долгожданная премьера в России была осуществлена в 1875 году в Петербургской итальянской опере, под управлением дирижера Бевиньяни. В 1877 году зрители смогли познакомиться с этим спектаклем на русском языке благодаря постановке в Мариинском театре. Роль Аиды исполняла Меньшикова, Радамеса – Орлов. В наше время этот спектакль идет в этом театре в интересной трактовке, благодаря режиссерской работе Даниэля Финци Паска. В этой постановке привлекают внимание необычные декорации – нависающая над сценой специальная конструкция из светодиодных трубок. С помощью нее, во время оперы разворачивается световая феерия. Несмотря на то, что «египетский» колорит отсутствует, фантастические костюмы Джованны Буцци завораживают и приковывают все внимание зрителей.


Среди громких премьер оперы можно выделить постановку Д. Бертмана в «Геликон-опере», там была представлена более камерная версия. Зрители были шокированы образом Аиды – она ходила в ошейнике.

На Бродвее в 2000 году представили рок-мюзикл «Аида» Тима Райса и Элтона Джона на основе оперы.


Нашумевшая постановка 2013 года запомнилась многим поклонникам оперного искусства, и дело вовсе не в том, как шикарно приняла публика спектакль. Наоборот, фактически каждая сцена была освистана. Речь идет о премьере оперы «Аида» в Париже, постановкой которой занимался Оливье Пи. Он решил смешать все в спектакле: идеи патриотизма, войны XX века, теологические проблемы, Ку-клукс-клан, тоталитаризм. Из-за этого нагромождения на сцене была полная неразбериха. Одновременно выходили хористы в военной одежде XIX века и XX века, тут же к ним присоединялись люди в облачении католических священников. В результате этого всего, долгожданная премьера, которую парижане ждали 45 лет, с треском провалилась. Свое дело сделали и статисты на сцене, со странными лозунгами «Иностранцы убирайтесь вон» и т.д.

Одна из самых ожидаемых постановок была осуществлена 11 апреля 2014 года немецким режиссером Петером Штайном в Москве, кстати, после этого, он снова обратился к «Аиде», но уже в «Ла Скала».

Историческая премьера прошла в августе 2015 года в Египте. Там была осуществлена постановка оперы «Аида» по случаю торжественного открытия русла Суэцкого канала, общая протяженность которого составила 72 км.

Опера «Аида» - это настоящий шедевр, который широко полюбился публике буквально со времен своей первой постановки. Спектакль входит в репертуар практически каждой оперной труппы. Секрет этого кроется в трагическом сюжете, рассказывающем о великой и нежнейшей любви героев, и невероятно притягательной, колоритной музыке гениального Дж. Верди . В это произведение просто невозможно не влюбится, такой удивительной силой оно обладает.

Видео: смотреть оперу «Аида»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
История, обычаи, обряды и верования народа мари Старинные марийские История, обычаи, обряды и верования народа мари Старинные марийские История создания История создания "Лунной сонаты" Л Опера Верди «Аида Аида дж Опера Верди «Аида Аида дж