Лиепая - военный городок, царские береговые укрепления и непарадные районы. Karosta - Военный городок Лиепая военный городок морской клуб

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III, на мой взгляд наиболее впечатляющая и известная часть города, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков в качестве крупного военно-морского порта и форпоста Российской империи на Балтике. Лиепая (тогда город назывался Либава) обладала незамерзающим коммерческим портом и было принято сомнительное решение обустраивать опорную базу Балтийского военно-морского флота именно здесь. Сомнительное, ибо она (база) не могла представлять надёжного и безопасного прикрытия ввиду чрезвычайной близости к прусской границе, которая была километрах в 60-ти от Либавы. Да и для флота потенциального противника не составляло труда блокировать выход в море для русской эскадры. Кстати, ещё за несколько десятилетий до сооружения военного порта Либаве было отдано предпочтение перед Виндавой (Вентспилсом) в выборе кандидатуры главного торгового порта России на южной Балтике, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам.

В конце ХIХ века Либава вновь вышла на авансцену - здесь решили сооружать военный порт, причём специальная Комиссия "О связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства" отвергла такие варианты как Виндава, Моонзунд и Екатерининская гавань, что аж на севере Кольского полуострова. В итоге судьба истории сыграла с Лиепаей злую шутку уже после распада СССР - ничего не скажу за Моонзунд и Екатерининскую гавань, но Вентспилс, что в 100 км севернее Лиепаи, в советское время превратился в мощный торговый порт с современными причалами и пирсами, и пережил действительно бурный расцвет, что при умелом руководстве оставленным наследием положительно сказалось на благосостоянии города уже в наши дни - а Лиепая, получив статус закрытого города как база военно-морского флота СССР, осталась в 1991 году у разбитого корыта. Одно из подтверждений тому - жесточайшее запустение военного городка (он же Karosta) в последние два десятилетия.


Так или иначе, сегодня это впечатляющий и уникальный памятник архитектуры, район со своими особенностями и своеобразной аурой, тяжело переживший смутные 90-ые, а ныне, как говорят латвийские источники информации, понемногу превращающийся в цельный туристический объект. Однако до большой известности ещё далеко, так как при всём желании явление в два с половиной прибалта и полтора немца, приезжающие посетить наиболее известный объект городка Лиепайскую гарнизонную тюрьму, я не могу назвать массовым. Привлечение туриста - задача тяжёлая и творческая, на это требуется не одно десятилетие. Так что можете считать, что этим постом я продвигаю Лиепаю в интернете, хотя от местного туристического центра я не получил не копейки. Шутка!

На самом деле прогулка получилась не совсем целостной, потому что планировал приехать сюда на следующий день вновь, но не вышло, так что наверстаю упущенное в следующий раз, который будет, надеюсь, летом.

Я вам так скажу - ещё недавно, лет пять назад, военный городок являлся страшнейшей дырой, но в последнее время местные власти вроде бы взялись за облагораживание этого района. Ремонтируют дороги, прокладывают новые тротуары, выделяют жилье малоимущим слоям населения. Лично я ожидал увидеть ситуацию намного печальнее, но заметил, что процесс медленно продвигается в позитивную сторону. Очень медленно, но продвигается. Предстоит пройти долгий путь, когда массовый турист, да что турист - обычный лиепайчанин, сможет приехать в городок и сказать, что здесь круто.

Административное здание судоремонтного завода, некогда производившего ремонт боевых кораблей. Сейчас вроде бы предприятие работает, но далеко не в прошлых масштабах. С распадом СССР и обружением плановой экономики город покинули тысячи военнослужащих и гражданских лиц, для которых не осталось работы, а 90-ые ознаменовались повальным исходом активной, трудоспособной части населения.

Неподалёку можно увидеть удручающее зрелище на месте бывшего дома культуры "Балтика". Подобных заколоченных и забытых зданий в Каросте и Тосмаре (Tosmare - прилегающий район) здесь немало, но опять же, повторюсь, необходимо время.

В во времена СССР в военном городке проживали военные, их семьи, рабочие с окрестных производств и гражданские вольнонаёмные. Район был приятный и ухоженный, а в середине 90-ых соваться сюда было опасно для здоровья. Вдруг появилось огромное количество разнообразных гопников, люмпенов и маргиналов, криминальная обстановка была крайне неблагоприятной.

Сейчас в Каросте живёт порядка 7 тысяч человек. Разговаривал с людьми, там живущими. Настроены позитивно, не жалуются, магазины есть, транспортное сообщение с основным городом хорошее и регулярное. Бедность вот только, зарплаты совсем невысокие, пенсии тоже маленькие, работы мало.

Это жилой массив Тосмаре, внутренний двор между пятиэтажками. Обращает на себя внимание граффити с российским флагом, ярко выделающееся на фоне февральской серости. Кстати, национальному состав нынешних резидентов городка примерно такой: 70% русскоговорящие, а для остальных 30% родным языком является латышский.

Одна из местных достопримечательностей - водонапорная башня, построенная в 1905 году и обеспечивающая водой всю территорию Военного порта.

Территория военного городка буквально нашпигована железнодорожными путями, особенно при подъезде к нему. Те пути на снимке ведут к зернопогрузочному терминалу на берегу Военного канала, о котором чуть ниже.

Так называемый в простонародье Красный магазин, по цвету строительного материала. Неподалёку есть ещё и Белый магазин, в смысле там тоже какая-то местная торговая сеть, но местные жители называют магазины по-прежнему: красным и белым.

Какую-то часть городка занимает подобный жилой фонд - дома, построенные после войны.

Некоторые дороги в Каросте ещё заасфальтированы бетонными авиационными плитами, которые постепенно снимают.

Большой ремонт, замена дорожного покрытия и коммуникаций на улице, где находился Подплав - военная база подводного плавания. Поясню, что в 1906 году в Подплаве был организован первый в России учебный отряд подводного плавания. Родина российского подводного плавания находится именно здесь, в Лиепае. А в советское время здесьбыла база подлодок Балтийского флота.

Эта часть городка наиболее запущена. Состояние зданий плачевное.

Здесь располагались службы Подлава и казармы, когда-то тут базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота. Сейчас в Военном городке ни подводных лодок, ни Подплава, зато функционирует единственный в Балтии центр подготовки водолазов. И сапёров там тоже обучают.

Где-то здесь был большой плавательный бассейн, но от него не осталось и следов. Здесь, кстати, вроде бы есть открытый проход к гавани Подплава, но и запрещающие надписи тоже имеются. Так что не пошёл я дальше на закрытую территорию порта.

Ещё немного советского жилого фонда Каросты. Хотите узнать сколько стоит недвижимость в таких домах? 2-хкомнатную и требующую небольшого косметического ремонта квартиру в 48 кв.метров можно взять за 4-5 тысяч евро. Желающих пока откровенно немного.

Лиепайский Свято-Никольский морской собор, освящение которого состоялось в 1903 году в присутствии Императора Николая II и его семьи. Во времена Латвийской СССР в соборе располагался обычный матросский клуб и кинотеатр.

От собора по прямой 300 метров до берега. На горизонте виднеется северный мол, защищающий Лиепайский порт от ветра и песчаных наносов.

Затем я направился к руинам Либавской , а выезжал из военного городка уже через известный разводной мост, что на Военном канале. Мост был спроектирован по эскизу того самого Эйфеля и предназначался для обеспечения судоходства по каналу военного городка либавской базы и сухопутного сообщения между Каростой, являющейся отдельной административной единицей и Либавой. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.

Немного информации о мосте. Он считается технический памятником, ето единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Интересно, что сам Александр Густав Эйфель лишь набросал технический эскиз, по которому в Петербурге был разработан окончательный проект, а металлические конструкции привезли из Брянска.

Мост неоднократно выходил из строя, он был повреждён и немецкой армией в ходе Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной войны. А чуть менее 10 лет назад произошёл и вовсе анекдотический случай - танкер "Анна", ходивший под флагом Грузии, врезался в северный пролёт моста, вновьповредив его, причём случилось это перед долгожданной масштабной реконструкцией. Проэкт реконструкции вновь пришлось пересматривать.

Военный канал, сооружение которого потребовало грандиозных дорогостоящих гидротехнических работ.

Хмурая, но спокойная Балтика на горизонте.

Далее направляюсь уже в "материковую" Лиепаю и с надеждой вернуться в городок летом. Что можно сказать в итого? Район непростой и неоднозначный, понемногу происходят изменения к лучшему. Безусловно, в городке много страшных запущенных углов, впереди много работы, но...возможно, сейчас происходит медленное пробуждение после многолетней спячки.

Военный городок появился в Лиепае (тогда Либаве) в конце 19 века. Он начал строиться в северном районе города по приказу Александра III.
Лиепайская гавань не замерзает, к тому же Александра III привлекала близость порта к Пруссии, и он, несмотря на возражения адмирала Макарова и министра финансов Витте, которые хотели строить порт в Екатерининской гавани Кольского полуострова, приказал начать строительство.
После смерти царя, его сын царь Николай II, назвал новый порт и базу именем своего отца. Порт стал называться "Порт Александра III".
В 1919 году после обретения Латвией независимости порт стал называться просто "Военный порт" - "Karosta".

Члены царской семьи и оба императора, Александр III и Николай II не раз бывали в Либаве, а некоторые члены царской семьи фотографировались в местных ателье. Например, у Шульца

Императрица Мария Федоровна с младшими детьми - Михаилом и Ольгой. 1896 год


С самого начала порт задумывался, как отдельный город в городе. Он так и строился. Отдельный Военный городок с полностью автономной инфраструктурой. Со своей электростанцией, канализационной системой, почтой. Со своим православным храмом и школой.

Водонапорная башня Военного городка

Бывшая школа Военного городка. Школа №14

Надеюсь, ее успеют отреставрировать, пока она совсем не разрушится

Кстати, письма, которые ходили между Лиепаей и Портом Александра III, стоили не одну копейку, как обычные письма в черте города, а три копейки – как международные отправления.

Долгое время и в Советский период Военный городок был закрытым городом в городе. Чтобы лиепайчанам попасть туда, нужен был пропуск. Не военным жителям Военного городка выдавали пропуска с фотографией. такие пропуска были одно время даже у детей.
Попасть в Городок можно было с двух сторон.
Со стороны Воздушного моста (сейчас мост Калпака). Перед мостом была специальная проходная, где проверяли пропуска.

Мост после ремонта (после того, как грузинский корабль с пьяным лоцманом своротил одну из половин разводного моста)

воздушный мост просто уникальный стальной
клепанный как американские небоскребы
говорят делали это так
в места клепок вставляли динамит и взрывали
клепка получалась идеальной
проектировал мост сам Эйфель
таких мостов только два во всем мире
разводится мост не так как все мосты вверх
он в стороны разводится параллельно берегам
опоры мостов в воде стоят
когда мост разводят обе части в разные стороны крутятся
только ночи ждать как в Питере
чтобы разводкой полюбоваться совсем не нужно было
мост в Лиепае разводили по несколько раз на дню
когда надо было корабли в море выводить
тогда и разводили
мост развели стой час и жди любуйся как корабли идут
или вокруг десять километров объезжай
вот и придумали лиепайчане такой вид спорта
бег по мосту с препятствиями
малышня всегда первая неслась
иногда даже просто ради прикола
видишь дяденька идет ворота закрывать
мчишься пулей мимо сдвигающихся ворот
бежишь по мосту и прыгаешь через щель
половинки моста разъезжаются надо успеть
не только с одной половины на другую прыгнуть
надо успеть со второй половины на берег спуститься
не успеешь виси на мосту целый час
слушай как дежурный тебе голову оторвать обещает
а пацаны на берегу хохочут и рожи строят
pailish

В Военный городок можно было попасть еще с одной стороны. Со стороны жилого района Тосмаре. Этот район очень похож на нашу Болдерайку. Застроен типичными серыми коробками.

Но центральная улица Тосмаре, которая сейчас тянется от Тосмаре до Военного городка и называется улица генерала Баложа, застроена старыми "петровскими" домами из красного кирпича. Пара домов выглядит ухоженными, вставлены стеклопакеты и на окнах стоят цветы. Остальные либо не жилые, либо похожи на коммуналки

Дом, где жила латышская поэтесса Мирдза Кемпе. Ну что тут скажешь...

Очаг культуры вейкалс нактыньш (магазин Ночка). Абориген в белой футболке и черных носках с сандалиями выглядит здесь очень органично.

В этом районе и раньше был и сейчас есть судоремонтный завод.

Доки судоремонтного завода Тосмаре (фото друзей)

Между Тосмаре и Военным городком, говорят, когда-то в советские времена, там, где не было военных частей с колючей проволокой, стояла стена. Дорога между Военным городком и Тосмаре перекрывал шлагбаум, где проверяли пропуска.
У жителей Тосмаре, которые не работали в Военном городке, естественно, пропусков не было.
Но, во-первых, в Военном городке в отличие от единственного тосмарского магазина, магазины были забиты дефицитными товарами.

Когда-то это был единственный магазин Тосмаре. Он сейчас закрыт. Я заглянула в окна, там стоит какая-то мебель.

А это магазин в Военном городке. Так называемый "Красный магазин". Он тоже сейчас закрыт и заколочен. За ним маленький рыночек, типа местного Латгальчика.

А еще жители Тосмаре любили (и любят) ходить на пляж Военного городка.
Но никто тогда не парился приобретением пропусков. Буквально за спиной у проверяющих документы в стене были ворота. Там проходила железная дорога.
Но кто же будет постоянно закрывать и открывать ворота, когда военные поезда ходят по одному известному им расписанию?
Вот их и держали постоянно открытыми. Закрывали только тогда, когда какая-нибудь комиссия приезжала.
Местные жители, естественно, этим и пользовались.

В Военном городке была военная база подводников - "подплав", он размещался в зданиях Петровских казарм, огромных казематах из красного кирпича. Сейчас от них мало что осталось.

Когда-то в подплаве базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота.
В лиепайском Подплаве была традиция – прямо с пирса экипаж вернувшейся из «автономки» лодки в полном составе шел в баню: парилка, бассейн, душевые, накрытый стол с обязательным поросенком, чай и пиво (ну и конечно неофициально "шило" - разведенный спирт)

В советские времена построения проходили на плацу, где перед зданием штаба стояли рубки прославленных подводных лодок военной поры.

Эта рубка подводной лодки, которая стояла в подплаве, стоит теперь на Поклонной горе в Москве

Был большой плавательный бассейн. В него ходили не только подводники, но и дети всего военного городка и Тосмаре. Но от него не осталось и следов.

Еще в 1906 году в подплаве был организован Учебный отряд подводного плавания.
В состав отряда включали офицеров и матросов, которые имели какой-то опыт подводного плавания. Для матросов была школа, а для офицеров классы.
Матросы, чтобы попасть в эту школу должны были закончить перед этим минную, машинную или водолазную школы.
Офицеру, чтобы попасть в Учебный отряд подводного плавания нужно было прослужить не менее трех лет в надводном плавании, иметь отличные характеристики от командования и здоровье, подходящее для условий подводной лодки.
Так что в Лиепае служила элита российского флота.

После экзаменов офицерам присваивали звание "офицера подводного плавания".
Устройство подводных лодок сначала изучали по чертежам, и только после этого переходили к практическому изучению материальной части непосредственно на лодках.
Причем, сначала офицеры исполняли на лодках обязанности специалистов-матросов и только потом практиковались в управлении лодкой и в стрельбе торпедами.

Все офицеры, которые служили на подводных лодках, обязательно проходили курс подводного плавания. Даже врачи получали звание "офицер подводного плавания".
Причем, это звание давало определенные привилегии, начиная с окладов и заканчивая сроками выхода на пенсию.

Лиепайский учебный отряд готовил специалистов для всех флотов России. Подводников для Владивостока тоже учили в Лиепае.

Сейчас в Военном городке нет подводных лодок и нет подплава. Но есть центр подготовки водолазов.

После вывода советской армии из городка, его начали преобразовывать в гражданскую территорию. Теперь Военный городок очень любят туристы. Здесь смешались архитектурные стили: изящный, богато декорированный стиль конца 19 века

и стиль типичных военных городков советской армии.

Если вы приехали в Латвию ненадолго, и выбираете, какой один город посмотреть помимо Риги, то лучше всего ехать в Лиепаю. Сюда легко добраться (из Риги можно даже на самолёте), а сам город очень красивый и интересный. На машине от Елгавы мы с дядей Аустрисом добрались за 2 с половиной часа, несмотря на то, что по дороге попали в снегопад.

Все региональные трассы в Латвии - двухполосные (четырёхполосные шоссе с разделителем встречаются только в окрестностях Риги). Качество дорог высокое - асфальт ровный, по бокам часто установлен отбойник, разметка везде свежая, знаков и указателей хватает. Про дороги будет отдельный пост.

Ближе к Лиепае встречаются ветряки. Город стоит на берегу Балтийского моря, с которого постоянно дуют сильные ветры (это даже нашло отражение в культуре, но об этом позже).

В роще рядом со въездом в город находится заброшенный советский мемориал. Советские памятники в Латвии никак не поддерживаются и не ремонтируются, из-за чего постепенно разрушаются от времени.

Мы въезжаем в город с севера, где находится район Кароста (Karosta, в переводе с латышского, «военный порт»). Порт был построен в 1890-1906 годах как русская военно-морская база и носил имя заложившего его царя Александра III, а в советское время использовался Балтийским флотом СССР. Едем мимо старой водонапорной башни.

В 1960-1970-е годы для военных и их семей был возведён панельный микрорайон. После вывода советских войск население района упало, а уровень безработицы, преступности, наркомании и прочих социальных недугов сильно возрос. Район по-прежнему считается очень неблагополучным, живут тут преимущественно русскоязычные. Выглядит очень депрессивно.

Ничего кроме облезлых панелек и пустырей.

Не представляю, чем тут можно заниматься.

В этом районе, однако, есть множество достопримечательностей. Одна из них - большая русская церковь, Свято-Никольский морской собор, построенный в 1900-1903 годах по проекту В. Косякова.

В Латвии абсолютно во всех церквях (независимо от религии) запрещена съёмка. Прямо на входе, а иногда даже на дверях, будет оповещающая об этом табличка. Непонятно, зачем такое нужно. Я же не во время службы и не мешаю никому.

От русского гарнизона осталось множество исторических зданий конца 19 и начала 20 века, включая казармы, адмиральские особняки, различные постройки и даже дворец, в котором царь останавливался только один раз. Часть зданий используется.

Но большинство после вывода советских войск было заброшено.

В некоторые можно войти, хотя смотреть там нечего.

Тут в царские времена был манеж.

А тут - кочегарка.

Остаётся надеяться, что когда-нибудь на реконструкцию появятся деньги, и тут откроют исторический музейный комплекс. Или что-нибудь ещё. Жалко смотреть, как такое ценное историческое наследие разрушается.

В настоящее время музей действует в портовой гауптвахте, правда, открыт он только с мая по сентябрь. В музее можно поучаствовать в исторической реконструкции - провести в тюрьме сутки в качестве заключённого. Помимо самой тюрьмы музей организует экскурсии по всей территории порта.

От открытого моря бухта отделена искусственно построенными сооружениями.

Если у вас есть много свободного времени, то в порту можно посмотреть много интересного - укрепления, подземные бункеры, и другие оборонительные сооружения. Фотография ниже взята из Википедии, автор - Andrius Vanagas , 2006.

Вдали виднеется лиепайский промышленный порт.

Некоторые объекты используются вооружёнными силами Латвии.

Через портовый канал проложен построенный в 1904-1906 годах поворотный мост, разработанный немецким инженером Гаральдом Халлом. В 1920-х годах мост получил имя Оскара Калпака (1882-1919), первого командующего латышским батальоном, который впоследствии стал основой для национальной армии первой Латвийской Республики.

В советское время гражданскому населению запрещалось проходить на территорию военного городка, поэтому возле моста находился КПП.

Сейчас проезд свободный. Несколько раз в день автомобильное движение перекрывается, и через канал проходят корабли.

Мост в разведённом состоянии.

Видео разведения.

А теперь направимся в центр города.

Лиепая - самый западный и третий по величине город Латвии, крупнейший в Курляндии-Курземе. Его исторический центр, т.н. Вецлиепая (Старая Лиепая) занимает перешеек между Балтийским морем и Лиепайским озером. К северу от Старого города, между Торговым каналом, соединяющим море и озеро, и железнодорожной станцией расположен город Новый (Яунлиепая), где еще в дореволюционные времена были сконцентрированы основные промышленные предприятия Либавы. За железной дорогой - предместья, частично занятые советским спальником, а еще севернее, уже за каналом Кароста, одноименный с ним район, где ранее размещалась крупная имперская, а потом советская военно-морская база с жилым городком. Вот, собственно, об этом обо всем я и попытаюсь рассказать в следующих нескольких сериях.

И начну как раз с окраины, с Каросты. Военно-морскую базу в процветающем и, что самое странное при этом, всего лишь заштатном городе Либаве в нескольких десятках километрах от границ с Германией стали строить в 1893 году. Т.н. "Порт Александра III" должен был стать одной из основных баз имперского флота, и государство на него не поскупилось, вложив туеву хучу денег (более 15 млн рублей) в гидротехнические и прочие строительные работы, включавшие не только возведение портовых и крепостных сооружений, прокладку железнодорожной ветки и создание жилого городка, но и, например, рытье специального судоходного канала вглубь суши, где собственно и предполагалось размещать флот.

В советское время Кароста была закрытым военным городком, где, помимо прочего, размещалась и база подводных лодок. Теперь с уходом отсюда военных район влачит довольно депрессивное существование, представляя при этом немалый интерес для любителей военной истории. Я к последним не отношусь, но все же счел нужным заглянуть на часок сюда, чтобы, так сказать, получить общее представление о местной застройке и атмосфере. Прогулялись мы и по длиннющему Северному молу, возведенному в конце XIX века для защиты новой портовой гавани от балтийских штормов.

Лиепая стала последним новым латвийским городом в нашей майской поездке, и этот тот самый случай, когда сладкое мы оставили на десерт.

1. Лиепая в Латвии известна как весьма ветренное место, неудивительно поэтому, что именно тут расположена крупнейшая в стране ВЭС, ветровая электростанция с 33 ветряками немецкой компании Enercon. Это все хозяйство хорошо видно при подъезде к городу со стороны Кулдиги.

3. Въездной знак в город с гербом и якорем.

4. Для начала мы сразу отправились к Северному молу.

5. Пляж в его районе.

6. На берегу видны остатки сооружений бывшей Либавской крепости и одинокий ветряк.

7. Это бывшая 3-я батарея крепости. Вообще любители фортификации и абандона в Лиепае вообще и Каросте в особенности нашли бы много материала для лютого бешеного фапанья.

8. Гавань, откуда на русско-японскую войну ушла погибшая у Цусимы 2-я эскадра флота Тихого океана вице-адмирала Зиновия Рожественского, а позже выходили на боевое дежурство советские подлодки. У левого края снимка видны сооружения Лиепайского порта, справа на горизонте еле заметны волноломы, ограничивающие гавань с запада.

9. Порт отсюда крупнее.

10. А это уже вид в противоположную сторону, на север, в открытое Балтийское море.

11. Северный мол был сооружен в конце XIX века в процессе строительства "Порта Александра III". Его длина составляет 1,8 км, а ширина до 7 метров. Сейчас мол открыт для свободного доступа, и, надо сказать, здесь было довольно людно, учитывая ебеня, в которых он находится.

12. Финальный часток мола в ужасающем состоянии. Стремновато здесь наверное в шторм.

13. Северный мол в сторону берега.

14. Особенно впечатляюще, горой надолбов, сооружение выглядит с пляжа.

15. Хорошо отсюда заметно наверное и самое эффектное здание всей Каросты - Никольский морской собор.

16. Здание было построено в 1900-03 гг. по проекту петербургского архитектора Василия Косякова и было освящено в присутствии императора Николая II, из собственных средств в основном и профинансировавшего стройку.

17. Сейчас собор на реставрации и весь стоит в лесах.

18. Вокруг собора, занимающего центральное место в ансамбле военного городка, остатки дореволюционной Каросты. Застройка велась по регулярному плану с использованием типовых (или вероятно как говорили тогда, "образцовых") проектов зданий.

19. Здесь конечно очень много заброшки. Увы, середина солнечного дня в конце мая - не лучшее время для фотографирования застройки бывшего военного городка. К тому же многие здания просто не видно за деревьями.

20. А многие из тех, что не были обсажены со всех сторон зеленью, как назло, находились в контровом свете.

21. Дворец Офицерского морского дворянского собрания.

22. Это одно из немногих используемых сейчас дореволюционных зданий Каросты. Тут и в соседних постройках размещается Учебный центр Военно-морских сил Латвии.

23. Что делать с остальными, городские власти, такое впечатление, пока не определились.

24. Впрочем, в одном из домов открыли музей-гостиницу "Каростская тюрьма", где всем желающим предлагают испытать на себе прелести бывшей тюрьмы Лиепайской военно-морской базы. Фото из Викимапии .

25. Я здание не снимал, оно за забором, но зато щелкнул экскурсионную группу из школьников. Мужик в форме советского полковника построил детей в колонну, сказал "Руки за голову", приказал сесть и далее прыгать на территорию заведения. Видимо, это один из элементов программы посещения музея, позволяющий глубже проникнуться его атмосферой.

26. Вообще застройка Каросты и соседнего военного городка Тосмаре довольно разнообразная. Есть и сталинки.

27. И типичные панельные пятиэтажки с облицовкой мелкой бирюзовой плиткой, каких тысячи в военных городках на просторах бывшего Союза и тех государств, где советские войска дислоцировались.

28. Все выглядит весьма депрессивно, хотя порой попадаются и реновированные здания.

29. Но заброшки все же куда больше.

30. Тщательно я Каросту не исследовал. И из-за неподходящих условий для фотосъемки, и из-за желания подробнее посмотреть саму Лиепаю, потому за деталями отправляю вас к постам коллеги nordprod и коллеги periskop.su и . Я же направился к каналу Кароста (тому самому прорытому искусственным образом) для осмотра еще одного любопытного объекта. Канал Кароста в сторону военно-морской базы. Вот все это сооружение вырыли специальным землечерпальными машинами, импортированными из Марселя. Ширина канала 128 метров. Году в 1965-м за такой снимок мне бы провели личную эскурсию по интерьерам местной тюрьмы с подробной демонстрацией всех ее порядков.

31. На фото выход канала в гавань Каросты.

32. Интересный же объект, за которым мы сюда приехали - это прекрасно отреставрированный мост Оскара Калпака, построенный через канал Каросты в 1903-05 гг. по проекту фирмы Гюстава Эйфеля.

33. Обратите внимание на элегантные кованые фонари, от которых так и несет Парыжом. Во время прохождения по каналу судов обе половины моста поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.

34. У моста висит электронное табло с точным временем следующего развода. Подмывало конечно обождать, но т.к. никаких ожидающих судов рядом заметно не было, я рассудил, что мост могут и не развести вовсе, потому рисковать потерей времени не стал.

35. Вместо этого я зато успел посмотреть Яунлиепаю, Новый город Либавы с железнодорожной станцией.

Об этом очень атмосферном районе города в следующей серии.

Военный городок. Улица Маципана. Дом, больше похожий на «Пожарную башню», чем на строение, только тогда все его называли «Колокольней». Как оказалось, это действительно когда-то была «Пожарная башня» с небольшим колоколом наверху. В определённое время её переоборудовали для проживания людей. Кухни не было, но была печка, которая проходила квадратной башенкой снизу доверху. Это было то единственное, что немного придавало тепла и жилого уюта. Ободранные обои; пол, на котором кое-где сохранилась краска; наспех наклеенная газета на окнах, сквозь которую просвечивалось треснувшее стекло – всё создавало удручающий вид. Хотелось уйти, а если остаться, то как можно быстрее навести чистоту.Чувствовалось, что здесь снимали и, наверное, начинали свою совместную жизнь не одна семейная пара.
«Ну и ладно… лишь бы крыша над головой, лишь бы не на улице – всё остальное не так важно» - произнесла я. «Печку натопим, всё помоем, а чтобы готовить – электрическую плитку купим. Мы дома тоже так готовили или в печке, или на электрической плитке, даже воды не было, сначала с Волги брали, а потом с колонки, с горы носили» - произнесла я, как будто успокаивая себя и мужа.
«Во всяком случае – это единственная квартира, которая сдаётся в военном городке» произнёс он.
«А кто её сдаёт? Сам-то хозяин - где живёт? У него жильё есть?».
«У него имеется хорошая двухкомнатная квартира – там живёт со своей
семьёй, а эту сдаёт».
«Он кто? Гражданский или военный?» - допытывалась я.
«Да военный. Он в военном городке служит мичманом на каком-то складе».
«Видно хорошо служит! Ты знаешь, со мной в автобусе ехала женщина с военного городка, так она рассказывала, что у них на работе один мичман так и говорит, что если он за день ничего из части не вынес, значит, плохо прослужил. Но я думаю, что это шутка – кто же про себя так будет говорить».
«Ты военных не знаешь, они ещё не так могут пошутить…»
«Ну что на счёт съёмной квартиры решать будем? Остаёмся? Вот хозяин и ключи дал. Сказал, если устраивает цена оплаты и условия,то можете сразу заселяться».
«Значит, будем заселяться – правда, чем заселяться? Моим чемоданом и
сумкой, в которой просто личные вещи? И ещё твоей гражданской одеждой,которая занимает не больше сумки?»
«Будем забивать тем, что есть» - засмеялся муж. Мне дали двое свободных суток для поиска и благоустройства нашего жилья. Я получил
подъёмные для семьи и заработную плату, так что при желании и наличии времени такую маленькую квартирку можно успеть облагородить». Если всё учесть, то эти два дня можно использовать как отпуск «в два года». Мы многое успеем сделать, если поторопимся".
"Меня удивляет, что здесь кроме голых стен ничего нет. Неужели все семьи военных так жить начинают, с "ничего"? - спросила я, удивляясь.
"Практически все" - ответил муж.
"Для начала надо подумать о еде и о тепле, как-никак ноябрь месяц, пойду спрошу соседей, может что посоветуют".
Помню, выйдя из квартиры, встретили соседей с нескольких этажей. Они оказались очень приветливыми людьми.
"Вы знаете, у нас дом интернациональный, но очень дружный" -сказали они - «На первом этаже живут латыши, на втором украинцы, на третьем мы –
белорусы".
«А мы русские» - добавила я, не дожидаясь должного вопроса - откуда приехали. "Кто же тогда на четвёртом этаже в вашем интернациональном доме живёт?" - спросила я, смеясь.
"Муж, с какого-то городка около Казани, а она местная. Очень приятная пара. Молоденькие, как вы» - ответила женщина, как мне показалось чуть-чуть с каким-то акцентом.
"Получается, что мы временно вступаем в ваш дружественный союз.
Наверное, здесь поживём, пока квартиру мужу не дадут».
«А у хозяина её и снимали на такой же период».
Сославшись на занятость и извинившись, я побежала в магазины, которых в военном городке оказалось несколько, что меня и порадовало. Во всяком случае, я тогда закупила всё, что нам было необходимо. К вечеру из войсковой части два моряка принесли разобранную кровать с панцирной сеткой и кто-то дал тёмно-синее одеяло со штампом на уголке.
«Жалко, что склад закрыли, а так бы и матрас дали» - произнёс муж.
Ну не всю же радость сразу получать. И так уже полквартиры обставили – кроватью, чемоданом, сумкой. На перевёрнутом чемодане даже посуда
появилась. Кстати, пока ты бегал в часть, соседи принесли нам дров, ты
представляешь – какие люди сердобольные!!! Я им деньги предлагать стала за дрова, всё же они напиленные и наколотые, а они и деньги брать не стали».
"Скажу, что два дня, которые были даны на благоустройство, пролетели быстро. Кто-то из части помог с дровами. Правда иногда, когда муж уходил в море, приходилось пилить и колоть самой, потом подниматься с ними по железной винтовой лестнице на третий этаж. Каждый раз, поднимаясь по ней вверх, у меня складывалось ощущение, что я поднимаюсь на мостик сторожевого
боевого корабля под названием «СЕМЬЯ».
Помню, как в нашей семье появились ещё два четвероногих
маленьких жильца, которые по-своему внесли тепло и уют в нашу необжитую
квартиру.
Как-то, проходя по мосту, который в военном городке назывался
«Воздушным», заметила настолько исхудалого и грязного котёнка, который к каждому прохожему подбегал, жалобно мяукал и ластился. Кто-то проходил
мимо, не обращая внимания, а кто-то, брезгливо отпихивали его ногой и,
топая, пугали, чтобы он за ними не бежал. «Ему тоже одиноко, как и мне» - подумала я. Муж ушёл в море, когда придёт неизвестно. Но у меня от холода есть место, где укрыться. Вот сейчас приду, печку натоплю, кушать себе сготовлю. А у него ничего этого нет. Есть только холод, голод и безразличие людей. От жалости сжалось сердце. Я видела, как он дрожал, да и не удивительно. Был конец ноября. Начинались морозы и с моря всё время дул пронзительный холодный ветер, от которого начинало сводить щёки. Все торопились чуть ли не бегом преодолеть это открытое пространство канала для выхода из гавани в море, которое продувалось со всех сторон, с каких только можно. Мне хотелось его подобрать, но рядом шли настолько опрятные люди, как будто определённого статуса - это военные, начищенные до блеска и эффектно одетые женщины, многие с детьми, которых от котёнка не столько оттаскивали, сколько отрывали, боясь, чтобы они не прикоснулись к нему рукой. «Подобрать бы его, но как это сделать незаметно?» - подумала я. Замедлив шаг, и пропустив основную массу людей вперёд, я поставила сумки, а когда подбежал котёнок, схватила его и засунула под пальто, расстегнув верхнюю пуговицу. Женщина, которая поравнялась со мной, вскрикнула: «Да Вы что!!! Вдруг он заразный!!!».
«Да нет, он просто немножко грязный. Я его отмою. Замёрзнет, жалко. Я всё равно дома одна, а так хоть с кем-то поговорить можно!»
"Я Вас понимаю. У меня муж тоже всё время то на службе, то в море пропадает, но у нас двое детей, а они скучать не дают. А у Вас дети есть?»
Я не успела ей что-то ответить, как со мной поравнялись двое военных.
«Девушка, а можно я тоже Вашим котёнком буду?» - игриво улыбаясь, произнёс один из них. «Я тоже очень одинок».
«Вы знаете, он намного чище того, которого Вы подобрали» - произнёс его напарник. «Его даже мыть не надо. Кстати, Сергеем зовут. Военный билет чист, а сердце свободно» - продолжил он.
«Нет, мне больше не надо» - как можно строже ответила я.
Котёнок, очевидно согревшись, замурлыкал от удовольствия так, что казалось, слышат все идущие. Мне самой стало смешно. Я постаралась как можно быстрее перейти на другую сторону моста, где людей практически не было, потому что основной поток людей шёл на Гвардейский проспект. Там стояли новые многоэтажные дома, где и жили основные семьи военных.
Придя домой, натопила печку, согрела воды и в тазу шампунем и мылом намыла котёнка. А вечером, как будто сговариваясь, муж принёс маленького щенка, который подарил ему мичман, служивший не его же подводной лодки.
«Вот, подарок передали, чтобы тебе одной скучно не было, а то ни телевизора, не приёмника, ни знакомых. А тут хоть какое, но живое существо. Он вытащил из-за пазухи шинели маленького чёрного щенка, с лапками, как спички. Глядя на его наивные и перепуганные глаза, создавалось ощущение, что он вот-вот расплачется, как ребёнок. Когда муж опустил его на пол, щенок действительно так жалобно заскулил, как будто разрыдался.
«Ты не плачь, у тебя вон такой же маленький друг есть». Я из-под одеяла достала маленького котёнка.
«А этот, притаившийся жилец, откуда взялся?» - удивился муж.
«На воздушном мосту подобрала, когда из города в военный городок возвращалась».
Котёнок, толи от того, что его вытащили из тепла, толи из-за прерванного спокойного, сладкого сна расплакался тоже как ребёнок.
«Ну, всё… детский сад!» - засмеялся муж.
«Да какой сад? Ясли, да и только…»
Мы давай их успокаивать, чуть ли не баюкать. К вечеру спали в кровати вчетвером…
Но в чём мне тогда посчастливилось, так это в том, что я быстро нашла работу на судоремонтном заводе. Я устроилась в архив. Время действительно стало проходить быстрее.
Как-то вечером, поднимаясь по винтовой лестнице, встретила соседку со второго этажа. «У вас там что, целый полк по квартире бегает? Как будто война идёт!!!»
«Да какая война, какой полк?» - удивилась я и как бы, оправдываясь, произнесла: «Там кот и собачка в два раза меньше кота, у которой лапки, как спички. Им и топать нечем! Да они всё время спят в посылочном ящике, они не бегают».
«Ну не знаю, мне кажется, что это бегают у вас».
Я, ничего не ответив, прошла мимо, правда вспомнила о недавнем недовольстве на них. Мы ведь туда свою одежду складываем, а они сделают ямку, проваляться в неё вдвоём и спят, согревая друг друга. У кота хоть шерсть, а у щенка маленького и шерсти-то толком нет. Мёрзнут оба. Утром, перед работой топить некогда, печку не оставишь без присмотра, а в шесть вечера прибегаю – в комнате стужа, сама еле согреваюсь. Дрова тогда привезли в виде досок, а их напилить и наколоть надо. Иногда дощечку принесу в квартиру, попилю ножовкой. Помню, что в этот момент всегда испытывала особую благодарность моему отцу, у которого научилась пользоваться молотком, ножовкой и топором. Правда он всегда ругал меня, когда я просила научить, как правильно делать.
«Алька, зачем тебе это надо? Ты должна учиться женским делам, а не мужским».
«А вдруг в жизни потребуется. Ведь буду я в городе жить или нет – неизвестно.
Но на всякий случай, я считаю, хотя бы немного, но надо уметь всё. Не только шить, вязать, стирать и готовить».
Помню, что отец немного раздражался, но учил. И печку растапливать учил.
Надо же, удивлялась я иногда, но действительно все уроки идут человеку на пользу.
Лиепая, как первая самостоятельная школа жизни. Просить некого, надо всё делать самой.
Как сейчас помню, что приходя домой с работы, в первую очередь растапливала печку. Кот садился рядом, грелся от печки, а собачку, я как куклу закутывала в тёплый шарф и клала на колени перед печкой, пока не согреется. Один плюс, что от этой печки комнатки быстро нагревались, но и так же быстро остывали. Это не русская печь, от которой тепло может держаться чуть ли не сутки.
Уходя каждый раз на работу, предупреждала своих питомцев, как детей – не бегать, не шуметь, а то выгонят с квартиры и вас и меня. Наш хозяин придёт из моря – где нас искать будет?
Но всё так и случилось, как и должно случиться. С квартиры нас чуть не выгнали. Самое главное, что муж в море был, то есть меня чуть не выгнали с моими питомцами, которые однажды устроили такой дебош, что весь дом всполошился. Кот уронил посылочный ящик с инструментом, а щенок стал растаскивать их по комнатам. Видно хотел взять зубами молоток, а это не удавалось. Рот маленький. Деревянную ручку молотка схватит, а сам молоток поднять не может – сил не хватает. Он рычит, злиться, не понятно на кого. То поднимет, то потащит, то от злости бросит. Так поступал и с другими инструментами, растаскивая их по всему полу. И молотки, и отвёртки и гвозди. Внизу восьмимесячный ребёнок, который от такого шума не мог заснуть. Когда я пришла с работы – это уже был не разговор, а громкое возмушение на весь дом.
«Там или прибивают, или роняют, я не знаю…» - кричала она. Но терпеть это невозможно. Завтра я иду в милицию и пишу заявление, а там ваш хозяин пусть с вами разбирается».
Как всё получилось - не знаю, но на следующий день пришёл хозяин квартиры и сказал, что проблемы с нашими «питомцами» ему не нужны, а милицию он за 10 км обходит. Конечно, я пообещала, что в течение трёх дней постараюсь решить этот вопрос. Очень переживала о случившемся, но чтобы не остаться с мужем на улице стала принимать меры к своим непослушным озорникам. Привязать не привяжешь, а объяснить не объяснишь. Всё равно будут бегать, играть, шуметь. А щенок резвый, может часами бегать за котом и лаять на него.
В течение трёх дней я действительно разрешила эти проблемы, правда все три ночи провела в слезах, сожалея о случившемся. Кота отдала женщине, которая работала у нас в архиве. Даже сходила к ней домой и посмотрела - в каких условиях будет жить мой кот. Я его определила действительно в очень хорошие руки, квартира с удобствами, где всегда тепло и сытно. К тому же её сыновья любили ловить рыбу, чем он и объедался каждый день. Кот стал ещё в два раза больше. Увидев его через три месяца – не узнала, думала это какой-то породисто-элитный кот. Из простого бездомного Барсика он превратился в сеньора Барселона. Его красоте и огромным размерам удивлялись все соседи окрестных домов. Издалека посмотришь, подумаешь, что собака. И жил он уже не в военном городке, а в настоящем городе Лиепае.
Пёсика я определила к одинокой женщине, по годам зрелого возраста – продавцу кваса, который всегда продавался в летний период около гастронома. «Кусочек колбаски хорошей тебе всегда перепадёт, а слово доброе само найдётся, приговаривала я собачке, как будто успокаивала её и себя. Потом, узнав о проживании моего второго питомца, узнала, что спит он не просто на кровати, а рядом с хозяйкой на подушке. Правда он и у меня так же спал. Утром потягивался, как человек, вперед вытягивая из- под одеяла свои лапки-спичинки. Единственное, потягиваясь, пугал своей завывающей зевотой так громко, как будто ворча, от чего я с испугом просыпалась.
«Неужели ты не можешь просто потянуться как кот – без звука» - возмущалась я тогда, ругая его.
Вспоминая этот дом, действительно удивлялась общему содружеству. Смешно сказать бегали в один туалет, который был на улице и приличном расстоянии от дома. Конечно, это добивало всех, но куда деваться. В туалет так же хотелось несколько раз в день, как и кушать. Тогда это выглядело смешным, когда встречая вниз бегущих соседей, мучаешь себя вопросом – куда он бежит. И про себя желаешь ему: «Лучше иди на работу или в магазин..." - который, кстати, находился через три дома по нашей улице. ...» Помню, иногда по утрам, особенно в выходные дни создавалась очередь, словно за дефицитным товаром. Мимо проходящие люди спрашивали: «А вы за чем стоите? Здесь что-то продавать собираются? Наши мужчины иногда отшучивались: «Да тут после нас можете хоть всё бесплатно забрать, но вам очередь отстоять надо, как в магазине. Потому что товар будет особенный». Мы, конечно делали серьёзные лица, но потом еле сдерживали себя от смеха, дабы не произошло что-нибудь непредвиденного.
Сейчас, по прошествии прожитого времени, я понимаю глубокий смысл высказывания из фильма «Москва слезам не верит» той женщины, которая говорит, чтобы стать «генеральшей» по гарнизонам помотаться надо. Тут не только помотаться. Тут столько трудностей испытать надо. И действительно – жизнь у военных и их жён очень нелёгкая. На моих глазах мелькали разные судьбы.
У кого-то семьи рушились, а у кого-то становились крепче. Но скажу, что крепких семей было намного больше, рушились считанные единицы. Да и то это было не из-за личных отношений, просто из-за каких-то жизненных обстоятельств.
Я и сейчас всем говорю, что военные, это особенные люди. Конечно, по сравнению с гражданскими людьми, они не такие эмоциональные, не такие мягкие по отношению, но их смелость, мужество, какая-то своя мужская неординарность, замещает многое. Правда, как я часто говорю, иногда ну очень «ершистые», но зато открытые. У них и шутки такие же. Этого уже не отнимешь. Живя с таким человеком, как закаляешься, чуть ли не как сталь. Уходит наивность, приобретается опыт серьёзных взглядов. Вроде как служит он, а ты только рядом, но половину его службы ты берёшь на себя. Только он служит Родине, а ты служишь его делу и своей семье, за которую на берегу только ты в ответе.
Сейчас я скажу, что не зря у морской воды солёный вкус. Она по вкусу схожа с жизнью всех моряков и их семей. Если на берегу говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти», то на море я бы сказала: «Жизнь прожить – бури, шторма пережить, да несколько пудов соли разлук и ожиданий съесть».
Так вот этим пудом соли жёны военных моряков наедаются сполна. Я это видела.
Моряки, связующее звено моря с берегом, а семьи - берега с морем. Всматриваясь в их образ, невольно ощущаешь мужество в лице, во взгляде – романтика в душе. По форме они практически все похожи друг на друга. Очевидно характер, который формируется на службе, даёт свой штрих.
Помню случай в парке, когда я гуляла с полуторагодовалым сыном. Навстречу нам шли люди, которые формой были похожи друг на друга. Чёрные шинели, погоны со звёздочками, фуражки с золотыми дубками. Сын, завидев военных, долго всматривался, как будто изучал лица, в которых искал что-то своё, родное. И, помню, один раз побежал вперёд с криком: «Папа!!! Папа!!!» Я и сама бы побежала, но во время заметила – походка не та, улыбка и движения не те. А сын бежал в объятия, ничего не замечая. У меня сжалось сердце, и поневоле выступили слёзы. Я знала, что это не его отец, но не хотела его останавливать. Пусть маленькая радость, пусть мимолётная, но он почувствует её.
Что удивительно, мужчина в шинели протянул руки и поднял его высоко вверх, как будто подбросив.
«Ты папу ждёшь, малыш?»
«Да» - перепугано произнёс он, готовый вот-вот расплакаться.
«Я не твой папа. Твой, наверное, в море, но ты не расстраивайся – он скоро придёт».
Он опустил его на землю, а я подошла, чтобы забрать сына.
«Вы извините, что так получилось, просто он забыл, как выглядит его отец. Форму запомнил, а внешность забыл, мне иногда кажется, что и я забывать стала, как он выглядит, грустно улыбнувшись, сказала я. Если бывает, то уходит на службу рано – сын ещё спит. Приходит поздно – сын уже спит.
« Да ничего, ничего…» - весело подбодрил он.
« У меня постарше Вашего и то, как говорит жена, забывает, как выглядит его отец.
Но мы сами себе такую профессию выбирали – Родину защищать. А мы вас, таких жён выбирали, которые умеют ждать. Так что получается, мы люди одной профессии и служим одному делу».
«Вы очень хорошо сказали и всё правильно» - ответила я.
Сейчас, вспоминая такие истории из моей жизни, сопоставляю с воспоминаниями одной из моих единомышленницей, не побоюсь её так назвать. И хотя у нас большая разница в возрасте - мы как две подружки. Нас называю «две хохотушки». У неё муж тоже военным был. Мы часто делимся с ней своими воспоминаниями. И всё, что когда-то было грустным, сейчас в воспоминаниях кажется смешным и по своему счастливым эпизодом жизни. Наверное, просто взгляд стал другим.
Но когда я сказала, что перед жёнами военных моряков мне хочется преклониться, она высказала свой жизненный вывод.
«Ты знаешь, Аля, я за свои восемьдесят с лишним лет видела столько женщин и по работе, и по дружбе, и по общению, но у военных они особые».
«Чем же они особые?» - засмеялась я.
«А тем, что из «ничего» конфетку сделают. Детей накормят. Мужей накормят и сами поедят».
«Вот про конфетку Вы правильно сказали, только чтобы её сделать – сколько терпения, умения, фантазии надо» - отметила я.
«Но, наверное, на то мы и женщины, чтобы своими руками не рушить, а мастерить. Мастерить конфеты из всего, что попадается в жизни, прикладывая к этому всё умение, изобретение, выносливость и силу духа, которую, иной раз не понимаю – из каких же закромов берётся?»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Технология приготовления рулета из лаваша с печенью трески Рулет из лаваша с печенью минтая Технология приготовления рулета из лаваша с печенью трески Рулет из лаваша с печенью минтая Баклажанные рулетики с сыром Как сделать баклажаны с сыром и чесноком Баклажанные рулетики с сыром Как сделать баклажаны с сыром и чесноком Причины, стадии и лечение ожоговой болезни Ожоговая болезнь симптомы Причины, стадии и лечение ожоговой болезни Ожоговая болезнь симптомы